Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 11 (94) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Забелин пишет Президенту

Святослав ЗАБЕЛИН,
Сопредседатель Совета Международного социально-экологического союза

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Почти год назад, 10 декабря 2002 года, я информировал Вас о том, что реформа системы охраны окружающей среды, предпринятая 17 мая 2000 года руководством страны, привела к ухудшению ситуации в этой сфере.

В моем докладе, а также в рекомендациях Президиума Государственного Совета РФ на заседании в июне 2003 года, содержались предложения по созданию самостоятельного федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды. Судя по публикациям в российских средствах массовой информации, это предложение поддерживает также отечественный бизнес в лице Российского союза промышленников и предпринимателей.

Вынужден констатировать, что эти рекомендации были проигнорированы органами исполнительной власти Российской Федерации, в результате чего в 2003 году состояние окружающей природный среды России продолжало ухудшаться, что является нарушением прав ее граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе:

  • с 2001 года неуклонно растут выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, снижавшиеся в 1991-2000 годах;
  • прекратилось сокращение сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, наблюдавшееся с 1993 года.

Министерство природных ресурсов РФ, под руководством г-на Артюхова, во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами, как правило, решало вопросы собственности и прав на пользование природными ресурсами, а во взаимоотношениях с субъектами гражданского общества стремилось к созданию дополнительных барьеров на пути участия граждан в охране природы.

Иллюстрирующую эти утверждения информацию Вы найдете в прилагаемой «Оценке деятельности МПР в 2003 г.», подготовленной экспертами Гринпис России, Международного социально-экологического союза и Всемирного фонда дикой природы в России.

18-21 ноября с.г. Министерство природных ресурсов РФ планирует провести 3-й Всероссийский Съезд по охране природы, на котором заявлено Ваше выступление. При этом, по мнению множества общественных экологических организаций России, подготовка к этому Съезду носит сугубо формальный, предельно забюрократизированный характер, исключающий возможность плодотворного диалога представителей власти, бизнеса и общества.

Ответственность за описанную «эволюцию» государственных функций по обеспечению экологической безопасности государства, общества и граждан России несет Министр природных ресурсов В. Артюхов, также стоящие (стоявшие) за ним лица в высших эшелонах власти РФ.

Как и год назад, считаю, что в сложившейся ситуации необходимо в срочном порядке выделить из Министерства природных ресурсов РФ государственный экологический контроль за состоянием окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов и передать его самостоятельному органу в системе правоохранительных органов России. Разделение функций управления природопользованием и контроля за экологической безопасностью природопользования, предусмотренное Законом РФ «Об охране окружающей среды», позволит восстановить контроль России над ее природными ресурсами, рост поступлений в государственный бюджет от пользователей ресурсов и предприятий, загрязняющих природную среду, соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду обитания.

Обращаясь к Вам как член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, прошу Вас, выступая на Съезде:

  • дать справедливую критическую оценку деятельности Правительства в области охраны окружающей среды в 2000-2003 гг.;
  • заявить о восстановлении внимания высшего руководства страны к экологическим проблемам и создании самостоятельного ведомства с задачами обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности, предупреждения и предотвращения ущерба природе и здоровью людей, охраны природного наследия;
  • а по итогам съезда поручить лицам и органам, ответственным за осуществление административной реформы в России, принять необходимые меры в приоритетном порядке.

Считаю, что реорганизация природоохранных служб России в промежутке между думскими и президентскими выборами была бы позитивно воспринята населением страны.

Оценка деятельности Министерства природных ресурсов России в 2003 году

Не предполагая дублировать сведения и их оценку, представленные Вам в докладе Государственного Совета РФ, считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующие факты и обстоятельства.

В 2003, как и в предыдущие годы после упразднения Федеральной службы охраны леса, Министерством природных ресурсов провалена охрана лесов от пожаров. В 2003 г. сгорело в полтора раза больше, чем в 2002: по данным космического мониторинга, огнем пройдено более 20 млн га., что в несколько раз превышает данные официальной статистики.

Несмотря на решение Конституционного суда РФЮ не восстановлена система платежей за загрязнение предприятиями окружающей среды. По сравнению с 1999 годом убытки федеральному бюджету могут быть оценены в 80 млн. долларов ежегодно.

В 2003 году продолжилось сокращение числа государственных инспекторов по охране окружающей среды, достигнув рекордного минимума в две тысячи человек (на 17 миллионов квадратных километров территории России и сотни тысяч действующих в стране предприятий).

Одновременно Министерство природных ресурсов сделало все возможное, чтобы воспрепятствовать созданию системы общественного экологического контроля, декларированного Законом «Об охране окружающей среды» и Экологической Доктриной Российской Федерации.

Не встретила соответствующей оценки государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов практика использования курортных побережий России на Черном, Азовском и Балтийском морях в целях добычи или перекачки углеводородов и других потенциально опасных химических веществ (аммиачный терминал на Тамани, терминал по перекачке метилового спирта в г. Азов, добыча нефти на шельфе Калининградской области и т. п.).

Под угрозой - в угоду краткосрочным интересам немногих лиц, владельцев опасных производств, - оказалось право и возможность миллионов граждан России отдыхать в пределах своего Отечества, устойчивое развитие немногих оставшихся у России курортных регионов. Потенциальный экономический ущерб оценивается в миллиарды долларов ежегодно (в 2003 году отдыхающие россияне оставили за рубежом 7,5 миллиардов долларов, заработанных в России).

В 2003 году Министерством природных ресурсов не было принято никаких заметных мер по снижению незаконного браконьерского промысла морских биоресурсов и вырубки ценных пород деревьев, достигших масштабов, угрожающих национальной безопасности страны.

25 июня 2003 года в Бремене, Германия, на встрече стран-участниц Хельсинской Конвенции по защите окружающей среды Балтийского моря, российская делегация из представителей МПР и Минтранса РФ фактически дезавуировала поддержку плана по охране окружающей среды Балтики и безопасного использования танкеров, высказанную Вами несколькими неделями ранее на встрече Большой Восьмерки в Эвиане.

Помимо ущерба Вашей и в Вашем лице Российской международной репутации, такая позиция чревата запретом выхода российских танкеров из Балтийского моря в Восточную Атлантику, который может быть введен без участия российской стороны.

На встрече министров окружающей среды Европы в Киеве в мае 2003 г. Россия оказалась единственной страной, представленной заместителем министра, а не первым лицом. В дополнение к этому российская делегация оказалась опять же единственной, не подписавшей «Соглашение о стратегической оценке воздействия на окружающую среду», - основной итог встречи, что неизбежно отрицательно скажется на процессе сближения России с Европейским Сообществом.

10 ноября 2003 г.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов