Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 11 (94) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации»

(материал предоставлен Минимуществом России)

Проект федерального закона разработан во исполнение пункта 59 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2002 г. № 314-р, и пункта 2 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2003 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. № 268-р.

В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Положения ряда федеральных законов противоречат Земельному кодексу Российской Федерации, регулируя по-иному вопросы предоставления земельных участков, титульных прав на землю, норм предоставления земельных участков, компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Вместе с тем в ряде федеральных законов по-иному обозначены субъекты права постоянного (бессрочного) пользования и наименование права. Требуется внесение изменений в федеральные законы «О библиотечном деле», «О некоммерческих организациях», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О товариществах собственников жилья», «Об обороне», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «Об исполнительном производстве», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О Государственной границе Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О статусе военнослужащих», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об основах федеральной жилищной политики», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О почтовой связи».

В соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для приведения в соответствие с данной нормой Земельного кодекса Российской Федерации необходимо внесение изменений в федеральные законы «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Трудовой Славы», «О ветеранах», «О статусе военнослужащих», «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы», Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации.

Согласно новой редакции положений вышеуказанных законов, земельные участки предоставляются заинтересованным лицам в порядке, на основаниях и в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии со статьей 1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации льготы по уплате налогов и сборов устанавливаются исключительно законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Предполагается внесение изменений и дополнений в положения федеральных законов, предусматривающих случаи освобождения от платы за землю и льготного землепользования, таких как: «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О конверсии оборонной промышленности», «О государственном оборонном заказе», «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации», «О государственной охране», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Водный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации. Согласно вносимым изменениям, указанные категории землепользователей освобождаются от налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Законопроектом предполагается внести ряд изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации. Уточняются определения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и целевого назначения земельного участка. Кроме того, из ряда статей Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе 273 и 552, 652, 653, исключается понятие «часть земельного участка», поскольку объектом прав является земельный участок, а не его часть. Статья 268 Гражданского кодекса Российской Федерации признается утратившей силу, поскольку она предусматривает иные основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования и иной круг субъектов данного права, чем статья 20 Земельного кодекса Российской Федерации. Статьи 267 и 270 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются утратившими силу, поскольку они допускают возможность распоряжения земельными участками, принадлежащими лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения соответственно. Вместе с тем статьи 20 и 21 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают запрет на подобное распоряжение. Статью 553 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую особенности перехода прав на земельные участки при переходе прав на недвижимость, предложено признать утратившей силу на том основании, что исчерпывающее регулирование данных вопросов содержится в статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следует привести в соответствие с абзацем третьим пункта 4 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации содержание абзаца первого пункта 1 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся выделения береговой полосы за пределами территорий городских поселений.

Законопроектом предполагается внести изменения в Законы «О социальном развитии села» и «О сельскохозяйственной кооперации» в связи с изменением Земельным кодексом Российской Федерации правового режима земель сельскохозяйственного назначения и титульных прав на землю, а также порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации установлен порядок оценки земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, что также требует внесения изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (статья 35) в части оценки земельного пая члена кооператива.

Изменения в Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» обусловлены тем, что его нормы не согласуются со статьями 9-11, 16-19, 20, 21, 26, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, которые иначе определяют права на земельные участки, вопросы управления и распоряжения земельными участками.

Внесение предлагаемых изменений в Закон Российской Федерации «О плате за землю» вызвано тем, что пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации. При этом формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. В то же время Закон Российской Федерации «О плате за землю» предусматривает, что формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

В Закон Российской Федерации «О недрах» и Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации, изменения вносятся в части порядка использования земель для целей недропользования и приведения в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации терминологии.

В статью 6 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» вносятся изменения, вытекающие из Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, названия категорий земель приводятся в соответствие с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются органы, устанавливающие особый режим использования земель в закрытом административно-территориальном образовании, предусмотренные абзацем вторым пункта 4 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, уточняются права, на которых земельные участки предоставляются предприятиям для размещения объектов. Также в данный закон внесены изменения, вытекающие из норм статей 9-11, 17, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в части компетенции уполномоченных на распоряжение земельными участками органов власти, а также установления порядка отнесения земель к федеральной собственности.

Внесение изменений в статьи 4 и 8 Закона Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» связано с тем, что согласно Земельному кодексу Российской Федерации субъекты Российской Федерации уполномочены осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности соответствующих субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» определяет категории особо охраняемых природных территорий иначе, чем статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим законопроектом привести соответствующие перечни в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации. Ряд норм закона, которые предлагается исключить или изложить в новой редакции, дублируют отдельные положения статьей 94 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также противоречат ему. Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации объектами земельных отношений являются земля как природный ресурс, земельные участки и их части. Таким образом, объектом земельных отношений являются земли особо охраняемых территорий и объектов, а не территории. Законопроект устраняет противоречия в части определения федерального, регионального и местного значения земель особо охраняемых территорий.

Федеральные законы «О животном мире» и «О племенном животноводстве» приводятся в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации в части отношений по использованию земельных участков. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается не только законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка. Кроме того, следует отметить, что земельные участки предоставляются не крестьянским (фермерским) хозяйствам, а гражданам, ведущим указанное хозяйство.

Законопроектом предполагается внести изменения в Федеральный закон «О мелиорации земель» в части приведения в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации содержания государственного мониторинга земель, а также порядка предоставления земельных участков и возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства в области мелиорации земель.

Статья 5 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области» приводится в соответствие со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации «О структуре и функциях органов представительной и исполнительной власти в Ленинграде» предлагается привести в соответствие со статьями 9-11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими компетенцию органов государственной и муниципальной власти в области земельных отношений.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации казачества» приводится в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, поскольку он не предусматривает установленных постановлением традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землей.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» для соответствия положениям Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок предоставления земельных участком, титульные права на землю и правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. С момента принятия Земельного кодекса Российской Федерации гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются, но при этом данное право, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (статья 20). Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Кроме того, проектом предполагается внесение изменений в закон в части права пожизненного наследуемого владения земельным участком, поскольку в соответствии со статьей 21 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам на указанном праве после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не допускается.

Предлагаемые изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» направлены на приведение статьи 30 закона положениям Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующим возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства.

Статью 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» необходимо привести в соответствие со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 9 Федерального закона «О народных художественных промыслах» предлагается признать утратившим силу, поскольку он устанавливает, что земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения. Однако Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 9) указанные земли уже признаны землями историко-культурного назначения.

Внесение изменений в статью 15 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» направлено на приведение данной статьи в соответствие со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предметом торгов является не право аренды, а право на заключение договора аренды.

Из Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» предложено исключить не используемые в Земельном кодексе Российской Федерации понятия «приусадебные» и «полевые земельные участки».

Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» обусловлено необходимостью учета статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Кроме того, вносится изменение в статью 13 рассматриваемого закона, поскольку с принятием Земельного кодекса Российской Федерации право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается не только законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов