Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 11 (94) > ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Быть или не быть стройке

Крапивинское водохранилище - два взгляда на одну проблему.

В. Г. МОЧАЛОВ,
начальник отдела госводконтроля ДГК по Сибирскому федеральному округу

ПОЧТИ 2 МИЛЛИАРДА КВТ.ЧАС/ГОД ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

В период с 17 по 30 октября 2003 г. в пос. Зеленогорский работала комплексная комиссия по проверке деятельности Дирекции строящегося Крапивинского гидроузла - ДСКГУ.

В результате проверки и на основании информации, предоставленной ДСКГУ и руководителем государственной водной службы ГУПР МПР России по Кемеровской области Т.А. Степченко, установлено:

В связи с высокой концентрацией промышленных комплексов в Кузбассе и весьма напряженной энергетической и водной ситуациями в начале 80-х годов прошлого века было принято решение о строительстве в среднем течении р. Томи Крапивинского водохранилища объемом 11,7 км3 с гидроэлектростанцией мощностью 300 тыс. квт. при годовой производительности 1,9 млрд. квт. часов электроэнергии.

Строительство гидроузла было начато в 1975 году. В 1989 году решением Совета Министров СССР оно было приостановлено при 60 % готовности объектов к пуску.

Остановка строительства была вызвана возникшими разногласиями по оценке влияния Крапивинского водохранилища на экологию Кузбасса. Решение по существу было неопределенным и принималось не по техническим и экологическим соображениям, а скорее по политическим, на волне демократических преобразований с подачи различных общественных организаций, без основательной проработки.

Возникла весьма трудная социально-экономическая ситуация на территории с населением около 20 тыс. человек.

К моменту приостановки строительства комплекс имел высокую степень готовности. До пуска первых энергетических агрегатов оставалось не более 2,5 лет.

Была создана необходимая инфраструктура: гравийно-сортировочный, бетонный заводы, дороги, склады, обслуживающие службы, объекты энергетики. Для гидростроителей построен поселок Зеленогорский.

Из зоны затопления переселено более 3000 человек, причем некоторые села были переселены полностью, а к 1989 году были подготовлены к переселению еще 1400 человек.

Начиная с 1992 года по настоящее время бюджетное финансирование на содержание ДСКГУ отсутствует. Решение о консервации объекта так и не было принято, поэтому объект числится как объект незавершенного строительства.

При отсутствии финансирования и в целях сохранения основных фондов, гравийно-сортировочный и бетонный заводы, складской сектор и автотранспортное хозяйство передано во временную аренду различным организациям через Госкомимущество Кемеровской области на определенных условиях.

Здравый смысл подсказывает, что оставлять положение дел в современном вяло текущем состоянии нельзя.

В соответствии с поручением Правительства РФ № ХВ-П-9-08302 от 07.06.02 г. рассматривается вопрос о продолжении строительства Крапивинского гидроузла, доработке технического проекта и эколого-экономического обоснования продолжения строительства. На доработку проектных работ и предоставления на экологическую экспертизу по договору № 1981 от 01.07.2000 г. с АО «Ленгидропроект» требуется 5,5 млн. руб. Часть выполненных проектных работ удалось профинансировать.

При обосновании целесообразности сооружения комплекса гидротехнических сооружений и выборе его расположения учитываются традиционные для гидроузлов и водохранилищ подходы (создание запасов пресной воды за счет регулирования стока, защиты от наводнений, выработка электроэнергии, улучшение условий судоходства, рекреационное значение водохранилища и другие), а также особое внимание уделяется значению объекта в системе водоохранных мероприятий в бассейне р. Томи.

Завершение строительства Крапивинского водохранилища с гидроузлом позволит:

  1. Улучшить качество воды в р. Томи для городов Кемерово, Юрга и Томск даже в условиях сохранения существующей техногенной нагрузки.
  2. Создать устойчивое водоснабжение населения, промышленности и сельского хозяйства Кемеровской и Томской областей в межсезонные периоды, особенно в маловодные годы, уменьшить объемы вторичного использования речной воды и долю безвозвратного отбора воды из р. Томи в критические для реки гидрологические периоды.
  3. Защитить население, снабжаемое пресной водой из р. Томи, от пиковых загрязнений, возникающих при залповых сбросах вредных веществ в верхнем течении.
  4. Предупредить в нижнем течении вплоть до Томской области ущербы, наносимые населению, его гражданским и промышленным сооружениям в зонах речных пойм от наводнений при высоких паводках, вероятность которых повышается в связи с наблюдаемой деградацией лесов в горно-таежной части бассейна р. Томи.
  5. Обеспечить выработку 1,9 млрд. квт. час/год экологически чистой электроэнергии (7,9 % от общей выработки Кузбасса). Проектом предусмотрена техническая возможность увеличения мощности ГЭС до 2,5 млрд. квт. час/год за счет увеличения количества агрегатов.
  6. Восстановить утраченное судоходное значение Томи и обеспечить возможность ее использования в качестве транспортной артерии для вывоза-ввоза угля, леса, продуктов большой химии и др.
  7. Создать на берегах водохранилища организованную зону рекреации для отдыха населения.

Членами комиссии были выдвинуты предложения:

  1. Как первоочередное мероприятие рекомендовать МПР России обеспечить финансирование сметы на содержание ДСКГУ.
  2. Рекомендовать МПР России завершить финансирование доработки проекта «Современная оценка социально-экологического и экономического значения строительства Крапивинского гидроузла».
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов