Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 12 (95) > ЭКОЛОГИЯ-БЕЗОПАСНОСТЬ-ЖИЗНЬ

Транспорт и здоровье

(к итогам проведения операции «Чистый воздух» в Кемеровской области)

Г. В. ПЕТУХОВА,
зам. начальника отдела экспертиз и эколого-экономического аудита ГУ «ОКПР»

Транспорт является доминирующим источником загрязнения воздуха в городских зонах области, значительная часть городского населения по-прежнему испытывает воздействие повышенных концентраций от выхлопных газов автотранспорта.

Транспортные средства, использующие значительные объемы углеводородного сырья, являются одним из существенных источников загрязнения атмосферы. Основную долю в выбросах от передвижных источников составляют выбросы от автомобильного транспорта (90 %).

В составе выбросов в атмосферу от автомобильного транспорта содержится более 280 соединений. Это, в основном, газообразные вещества, многие из которых по химическим свойствам, характеру воздействия на организм человека являются токсичными: оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, углеводороды и другие, а также твердые вещества - сажа, свинец, бенз(а)пирен.

Структура валового выброса в атмосферу Кемеровской области от автотранспорта по основным веществам представлена на рисунке 1.

Основные загрязнители, потенциально воздействуя на здоровье людей, могут вызвать различные виды заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  • вдыхаемые частицы, оксид углерода, свинец способствуют сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям, заболеваниям нервной системы;
  • вдыхаемые частицы, диоксид серы, углеводороды способствуют заболеваниям дыхательных путей;
  • воздействие диоксида азота на человека приводит к нарушению функций легких и бронхов, воздействию в большей степени подвержены дети и люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Оксид азота разрушает озоновый слой, основная функция которого состоит в охране человека, природной среды, Земли от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей из Космоса. Сокращение же озонового слоя на 1 % ведет к росту онкологических заболеваний на 6 %.

По оценке медиков-экологов, автотранспорт заметно сокращает среднюю продолжительность жизни населения.

Количество автомобилей в области, по данным УГИБДД, ежегодно увеличивается в среднем на 5 %, в основном, за счет личного транспорта. В личном пользовании находится 80-82 % автомобилей от общего количества транспортных единиц. Соответственно растет объем выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта (рис. 2).

Соотношение выбросов основных загрязняющих веществ от автотранспортных средств и стационарных источников промышленных предприятий области представлено на рисунке 3.

Доля вклада выбросов автотранспорта в валовом выбросе оксида углерода составляет 35 %, оксидов азота - 23 %, углеводородов - 7 %.

Загрязнение воздушной среды соединениями свинца вызывает все большее опасение, прежде всего за счет автотранспорта. В 2001 году в области выброшено 0,225 тыс. тонн свинца, из них 0,218 тыс. тонн - от автотранспорта, т. е. 97 % от суммарного количества выбрасываемого в атмосферу свинца.

Кроме того, от автотранспорта в атмосферный воздух поступает бенз(а)пирен, который является наиболее опасным загрязняющим веществом из детально обследованных в настоящее время. Известно, что количество бенз(а)пирена в выхлопных газах резко возрастает на режимах торможения автомобилей до 50-100 мг за мин. работы на низкосортном бензине. Бенз(а)пирен оказывает особо опасное влияние на все живые организмы. Это непредельный углеводород, который связывает гемоглобин крови, вызывая нарушения нервной системы и мочеполовой сферы, стимулирует образование злокачественных опухолей.

Объем выбрасываемых в атмосферу токсичных веществ от автотранспорта находится в прямой зависимости от расхода топлива, который в свою очередь зависит от скорости движения автомобиля. При остановке у светофоров выбросы увеличиваются в 1,5-2 раза даже по сравнению с движением на 1 скорости.

В защите атмосферы от загрязнения автомобильными выхлопами наша страна существенно отстала от развитых стран Запада. Двигатели даже новых отечественных автомобилей выбрасывают в расчете на 1 км пройденного пути в 3-5 раз больше вредных веществ, чем их зарубежные аналоги.

Выбросы от автотранспорта по области в среднем составляют 18 % от валового выброса загрязняющих веществ, тогда как по г. Кемерово выбросы от автотранспорта являются превалирующими и составляют 53 % от валового выброса вредных веществ в атмосферу (рис. 4).

Доля выбросов вредных веществ от автотранспорта в РФ составляет в среднем 38 %, в США - 42 %. По относительным показателям выбросы в г. Кемерово опережают как среднестатистические данные по РФ, так и по США. Соответственно и влияние автомобильного транспорта на состав атмосферного воздуха в областном центре более значительно: выбросы диоксида азота достигают 27 %, оксида углерода - 88 % (рис. 5, 6).

Уровень загрязнения атмосферы г. Кемерово, согласно критериям Росгидромета, оценивается как очень высокий и характеризуется значениями: СИ - 16,4 (хлористый водород), НП - 39,3 (аммиак), ИЗА5 - 14,14.

В среднем на каждого жителя г. Кемерово приходится 260 кг загрязняющих веществ в год или 760 г в день.

По данным Кемеровского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, загрязнение атмосферы г. Кемерово оксидом углерода по среднегодовым значениям не достигает 0,5 ПДК. Максимальная концентрация превысила ПДК в 3,8 раза. Ежегодно в городе наблюдается превышение ПДК диоксида азота, среднегодовая концентрация диоксида азота превышает норму в 1,2 раза (рис. 7).

Наибольшее превышение ПДК по среднегодовой концентрации, в целом по городу Кемерово, отмечается по бенз(а)пирену: средняя из среднемесячных превышает стандарт ВОЗ в 3,0 раза, максимальная из среднемесячных зафиксированная концентрация составила 7,8 ПДК. По сравнению с предыдущим годом отмечено повышение концентраций бенз(а)пирена с 2,5 ПДК до 3,0 ПДК.

В атмосфере города наблюдается повышенное содержание сажи. Среднегодовая концентрация сажи в 2002 году увеличилась на 18 % и составляет 1,3 ПДК (рис. 8).

Пути решения проблемы:

В целях предотвращения вредного воздействия автомобильного транспорта на загрязнение атмосферного воздуха на территории РФ принят Федеральный закон от 2 марта 2003 г. № 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в РФ», согласно которому запрещено использование и производство этилированного бензина, начиная с 1 июля 2003 года.

Для дальнейшего снижения выбросов от автотранспорта необходимо:

  1. Использование на автопредприятиях экологически чистого дизтоплива, замена карбюраторных двигателей дизельными, дающими менее вредные выбросы.
  2. Перевод части автотранспорта на использование газообразного вида топлива.
  3. Поэтапная установка каталитических нейтрализаторов на муниципальном транспорте области.
  4. Улучшение качества дорог, ликвидация ненужных участков торможения, специальные развязки и объезды.
  5. Совместно с ГИБДД и транспортной инспекцией:
    1. Разработать мероприятия по регулированию выбросов при эксплуатации транспортных средств и по рациональной организации дорожного движения (ст.17 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха»).
    2. Регулярно проводить государственный контроль за эксплуатацией транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (Постановление Правительства РФ от 13.02 2002 № 28).

С целью решения проблем обеспечения экологической безопасности в дорожно-транспортном комплексе необходимо решение вопроса регламентирования норм предельно допустимых выбросов вредных веществ автомобилями на основе международных стандартов. Российский стандарт экологической безопасности не только не соответствует нынешним мировым требованиям, но и отстает от них на 15 лет. До сих пор действует стандарт 1988 года - ГОСТ 17.2.2.03-87 (с изм. 1) «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности».

В мире действуют три основных стандарта, по которым измеряются предельно допустимые выбросы автомобиля страны производителя:

  • европейский международный стандарт, утвержденный в 1993 г., действует на территории всех европейских государств и является действительным по всему миру;
  • более жесткий американский стандарт, который в последнее время планируется объединить с европейским для упрощения процедуры контроля;
  • самый строгий стандарт, также действительный во всем мире, действует в Японии.

Одним из мероприятий, направленных на снижение выбросов вредных веществ от предприятий транспортно - дорожного комплекса и непосредственно от автомобильного транспорта, является операция «Чистый воздух», которая проводится ежегодно с 1 июня по 31 июля на территории Кемеровской области, согласно распоряжению Администрации Кемеровской области № 410-р от 16.05.2001 «О проведении операции «Чистый воздух» в 2001 - 2005 гг.».

Так, и в этом году в течение двух месяцев в городах, районах области проводилась данная акция. В операции принимали участие инспектора подразделений Управления ГИБДД ГУВД Кемеровской области и Кемеровского областного отделения Российской транспортной инспекции. Координатором по организации и проведению операции «Чистый воздух» назначен ГУ «Областной комитет природных ресурсов».

В проведении операции «Чистый воздух» принимали также участие ФГУ «Кемеровский центр стандартизации и метрологии», ГУ «Кемеровский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФГУ «Центр госсанэпиднадзора» Кемеровской области.

Для организации и проведения операции в городах и районах были созданы советы по проведению операции, рейдовые группы. Составлены мероприятия и графики проверок. Во многих районах и городах установлены информационные панно.

В процессе операции опубликованы оперативные сведения в местных газетах: «Кемерово» (г. Кемерово), «Кузнецкий рабочий», «Металлург», «Металлург Запсиба», «За алюминий» (г. Новокузнецк) и др.

В рамках проведения операции рассматривался весь комплекс вопросов, направленный на обеспечение снижения выбросов загрязняющих веществ от автохозяйств и организаций, эксплуатирующих автотранспорт и осуществляющих ремонт автотранспортных средств; по наличию на них контрольно-регулировочных пунктов; оснащенности средствами контроля и регулировки токсичности и дымности отработавших газов; проведение государственных проверок средств измерения.

ФГУ «Кемеровский центр стандартизации и метрологии»

Проведены проверки автозаправочных станций на наличие паспортов качества и на соответствие реализуемых нефтепродуктов требованиям государственных стандартов. Контролю подвергались 15 субъектов хозяйственной деятельности. Исследования показали, что 12 % проб нефтепродуктов не соответствует действующей нормативной документации по таким показателям, как давление насыщенных паров, фракционный состав.

ГУ «Кемеровский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Проведены наблюдения на стационарных постах в г. Кемерово, г. Новокузнецке, г. Прокопьевске за содержанием в атмосфере пыли, сажи, диоксида азота, оксида углерода, формальдегида. В период проведения операции метеорологические условия в основном способствовали рассеиванию вредных примесей в приземном слое атмосферы.

г. Кемерово

Высоких (более 5 ПДК) концентраций загрязняющих веществ не обнаружено.

Наиболее всего в воздухе отмечалось загрязнение формальдегидом, диоксидом азота, сажей. Максимальные концентрации составили в г. Кемерово: сажа - 4,4 ПДК, формальдегид - 3,3 ПДК, диоксид азота - 4,0 ПДК, пыль - 2,4 ПДК.

г. Новокузнецк

Отмечена одна концентрация выше 5 ПДК - по формальдегиду. Наиболее всего воздух загрязнен диоксидом азота и формальдегидом. Повторяемость проб выше ПДК по диоксиду азота составила в июне 25,6 %, в июле - 9,7 % от общего числа проб; по формальдегиду - 8 % и 10 % соответственно. Максимальные концентрации за рассматриваемый период составили: формальдегид - 6,7 ПДК, пыль и диоксид азота - 3,4 ПДК, сажа - 1,5 ПДК.

г. Прокопьевск

Наибольшее загрязнение отмечается по диоксиду азота, повторяемость проб выше ПДК по этой примеси составила в июне - 63 %, в июле - 29 % от общего числа проб. Отмечено 2 случая превышения 5 ПДК (7,2 ПДК, 5,5 ПДК) по диоксиду азота. Максимальные концентрации остальных примесей составили: пыль - 1,6 ПДК, сажа - 1,5 ПДК. Концентрации оксида азота и диоксида серы не превысили ПДК ни по средним, ни по максимальным значениям.

Анализ представленных результатов наблюдений показал, что в основном в рассматриваемых городах высокое загрязнение атмосферного воздуха диоксидом азота.

ФГУ «Центр госсанэпиднадзора» Кемеровской области»

Проводил измерения уровня загрязнения атмосферного воздуха на улично-дорожной сети и селитебной зоне области.

Исследовано 3086 проб атмосферного воздуха, из них 585 проб выше ПДК, что составляет 19,3 %.

г. Кемерово

Исследования проводились по проспекту Химиков, Ленинградскому, Кузнецкому, ул. Красноармейской на содержание в атмосфере диоксида серы, азота, оксида углерода, формальдегида, пыли и свинца.

Анализ показал, что ежегодно на данных участках улично-дорожной сети наблюдаются высокие показатели по содержанию загрязняющих веществ, превышающие ПДК. Из проанализированных проб зарегистрировано в текущем году превышение по:

  • диоксиду азота в 1,4 раза,
  • формальдегиду в 1,2 раза,
  • оксиду углерода в 5,3 раза,
  • сажи в 1,8 раза,
  • пыли в 2,2 раза,
  • соединения свинца в 8,3 раза.
г. Междуреченск

Проводились исследования уровня загрязнения атмосферного воздуха на перекрестке пр. Строителей - ул. Кузнецкая. На этом перекрестке были выявлены пробы с превышением по:

  • фенолу в 3 раза;
  • оксидам азота в 2-3 раза.

На перекрестке пр. Шахтеров - 40 % проб атмосферного воздуха с превышением ПДК по фенолам, оксидам азота, формальдегиду, оксиду углерода.

Вдоль автомагистралей и внутри кварталов исследовано 135 проб атмосферного воздуха, из них 18 % не соответствует санитарным нормам.

г. Белово

Провели исследования атмосферного воздуха на автомагистралях и селитебной зоне, вблизи дорог. Исследованы 135 проб, с превышением обнаружено 14 % проб.

г. Новокузнецк

В результате исследования атмосферного воздуха несоответствие нормам обнаружено:

  • на автомагистрали (кольцо) Комсомольской площадки: по пыли в 1,2 раза, саже - в 2,9 раза, диоксиду азота - в 1,5 раза, сероводороду - в 1,5 раза, оксиду углерода - в 1,2 раза.
  • на границе СЗЗ ОАО «Кузнецкий цементный завод» и жилой зоне ДОЗа: по пыли - в 4 раза, диоксиду азота - в 2,4 раза, по оксиду углерода - в 1,3 раза, по сероводороду - в 1,5 раза.
г. Ленинск-Кузнецкий

Провели исследования атмосферного воздуха на автомагистралях. Исследованы 32 пробы, с превышением обнаружено 87,5 % проб. Основные загрязнители: диоксид азота - 1,53 ПДК, сажа - 5,7 ПДК, формальдегид - 2,0 ПДК, 1,25 ПДК.

Проведенный анализ по состоянию атмосферного воздуха на автомагистралях области и в селитебной зоне показал, что особую тревогу вызывают чрезвычайно высокие показатели оксида углерода, диоксидов азота, сажи, пыли и свинца.

Одним из основных причин такого высокого уровня загрязнения вдоль автомагистралей является большое скопление автотранспорта, отсутствие объездных дорог, которые перераспределили бы транспорт.

На сегодняшний день в проверенных автотранспортных предприятиях области не все предприятия обеспечены в полном объеме необходимой контрольно-измерительной аппаратурой, большинство предприятий имеет газоанализаторы устаревших моделей, которые не позволяют производить измерение содержания углеводородов в отработавших газах, что нарушает требования предусмотренные ГОСТом 17.2.2.03-87 (с изм. 1). Отсутствуют тахометры для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя, нет дымомеров для контроля дымности отработавших газов автомобилей, работающих на дизельном топливе, имеют место случаи не использования имеющихся газоанализаторов, не везде ведутся записи проверок.

Проверка показала, что каждый 8-ой автомобиль в области эксплуатируется с повышенным содержанием загрязняющих веществ в выхлопных газах в нарушение государственных стандартов.

В ходе проведения операции «Чистый воздух» по выявленным нарушениям было выдано 480 предписаний с определенными сроками исполнения, из них на сегодняшний день по 125 предписаниям нарушения устранены.

Основные причины нарушения требований государственных стандартов по охране окружающей среды при эксплуатации автотранспорта:

  • изношенность используемого автопарка, особенно в крупных автотранспортных предприятиях, техническое состояние подвижного состава в области с каждым годом ухудшается, большая часть автобусов имеет пробег более 500 тыс. км., им необходима замена или капитальный ремонт;
  • качество используемого топлива не всегда соответствует действующей нормативной документации.

Анализ проведения операции в текущем году показал, что:

  • на большинстве автотранспортных предприятий не организован производственный экологический контроль за выбросами вредных веществ от автотранспорта;
  • контроль за дымностью отработавших газов практически не осуществляется;
  • наблюдаются высокие показатели по содержанию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе вдоль автомагистралей, причиной которых является большое количество автомобилей и отсутствие объездных автодорог, которые перераспределяли бы транспортные потоки;
  • число предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства, а содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, не сокращается.

На территории Кемеровской области в текущем году за период проведения операции «Чистый воздух» при работе рейдовых бригад было охвачено 566 предприятий, эксплуатирующих автотранспорт, 8 автозаправочных станций, 4 станции технического обслуживания.

Проверено автотранспортных средств на соответствие выбросов вредных веществ техническим нормативам (ГОСТ 17.2.2.03-87 «измененная редакция», ГОСТ 21393-75 «измененная редакция», и ГОСТ 17.2.2.06-99 «измененная редакция»): всего 26 108 единиц, из них: 22 353 - с карбюраторными двигателями, 3 708 - с дизельными двигателями, 47 - на природном газе.

Не соответствуют нормам ГОСТов: всего 3052 единицы автотранспорта, из них: 2680 - с карбюраторными двигателями, 368 - с дизельными двигателями, 4 - на природном газе.

Приостановлена эксплуатация 1130 единиц автотранспорта с применением штрафных санкций на общую сумму 251540 рублей, из них: 120000 руб. - на юридических лиц, 78900 руб. - на должностных лиц, 52640 руб. - на водителей.

Ожидающееся в настоящее время начало экономического роста далеко не сразу обеспечит промышленные источники загрязнения новыми технологиями, поэтому улучшение качества выбросов от автотранспорта - это задача долгих лет, следовательно, проведение такой акции, как «Чистый воздух» на территории области на сегодняшний день актуально.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Луканин В. Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология.- М., 2001 г.
  2. Александров В. Ю., Кузубаева Е. П., Яблокова В. П. Экологические проблемы автомобильного транспорта.- М., 1995 г.
  3. Гарин В. М., Кленова И. А, Колесников И. А. Экология для технических вузов.- Ростов-на-Дону, 2001 г.
  4. Шимова О. С., Соколовский Н. К. Основы экологии и экономики природопользования.- Минск, 2001 г.
  5. Отчет по результатам операции «Чистый воздух» за 2003 год ГУ «Областной комитет природных ресурсов».
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов