Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 12 (95) > МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Секреты киотского протокола

Илона ТАРАСОВА
Что такое Киотский протокол

Киотский протокол был принят в 1997 году на экологической конференции в японском городе Киото. Этот документ обязывает все подписавшие его страны заняться сокращением выбросов парниковых газов. Общемировое сокращение выбросов должно составлять примерно 5 % в год. В итоге к 2012 году концентрация вредных примесей в воздухе должна оказаться значительно ниже, чем в 1990 году. У каждой страны - участницы протокола свои нормы, они зависят от площади страны и объемов вырабатываемых ею выбросов. Например, страны ЕС должны за десять лет сократить объем выбросов углекислого газа на 8 %, Япония - на 6 %.

В тот момент, когда российские власти поддерживали протокол, его подписание преподносилось как крайне выгодное. По сравнению с 1990 годом российские выбросы углекислого газа в связи с закрытием заводов и фабрик сократились на 34 %. Это означало, что Россия не сможет выработать предназначенные ей квоты и получит шанс продать их тем странам, которым квот не хватит - например, странам ЕС и Японии. С другой стороны, вступление протокола в силу означает, что большинство стран должны будут перейти с нефти на другие источники энергии. А это весьма невыгодно экспортерам нефти, и в частности России.

Заявление президента России В. Путина о том, что наша страна не будет участвовать в ратификации Киотского протокола на невыгодных для нее условиях, всколыхнуло не только российскую, но и мировую общественность, потому что данное заявление поставило под сомнение существование самого Киотского протокола.

Однако если бы все в этом документе было так просто, понятно и гуманно: группа развитых стран решила спасти планетарный климат, улучшить экологическую ситуацию, внести свой вклад в сохранение планеты, то в этой ситуации, действительно, подобное решение России было бы сложно толковать как-то иначе, чем античеловеческое.

Впрочем, многие именно так и понимают происходящее. Усомниться в правильности данной точки зрения заставила заметка на сайте Фонда живой природы, в которой есть такие строки: «Велись долгие переговоры, и чтобы достичь компромисса, сфера действия протокола (Киотского - авт.) постепенно сужалась. В итоге планируемые на ближайшие 10 лет меры по сути дела превращают протокол не в экологическое, а в экономико-энергетическое соглашение».

Сомневаться в истинной сути Киотского протокола заставляет и то, что от участия в нем отказались США и Австралия, что в итоге сузило действие протокола до уровня сотрудничества России и ЕС по выполнению энергетических проектов. Таким образом, чтобы понять, почему Россия отказалась от ратификации, надо понять, что именно предлагает Киотский протокол и что невыгодно России.

Согласно этому документу, Россия и другие страны должны сократить уровень выбросов к 2012 г. до уровня 1990 года. Для России выполнение этого условия не очень проблематично, поскольку уровень производства из-за экономического спада составляет сейчас всего треть от того, который был в 1990 г. Однако именно это и ставит вопрос о том, зачем нам вообще возлагать на себя какие-либо обязательства в этой области, в то время как основной загрязнитель - США - отказался от ратификации документа?

Ответ на этот вопрос содержится в самом протоколе, предусматривающем такое явление, как «торговля квотами». По сути дела, речь идет о том, что слаборазвитые в промышленном смысле страны производят меньше выбросов, а значит, они могут предусмотренные на них объемы газов перепродать более промышленно развитым странам. При этом, по расчетам британских специалистов, торговля квотами способна создать новый мировой рынок, емкость которого может составить $ 100 млрд. Согласитесь, перед такими деньгами скучная экология отступает и начинается настоящая политика с экономикой.

Денег, конечно, заработать хочется, тем более на торговле воздухом, но и здесь есть еще одна тонкость: в ближайшие десятилетия Россия ничего на этом не заработает. Исходя из действующего механизма Киотского протокола и из тех документов, которые приняты Евросоюзом относительно механизма торговли квотами, продать квоты, полученные в результате сокращения эмиссии углекислого газа, можно только в том случае, если это сокращение осуществлено в рамках официального проекта, нацеленного на такое сокращение. Причем данный проект должен получить соответствующий сертификат в соответствующих органах, в том числе и в органах ЕС.

Но и это не все: торговля будет осуществляться в соответствии с прописанной в директиве очереди, где Россия стоит на последнем месте, а в начале списка идут страны Западной Европы, нынешние члены Европейского Союза, затем идут страны-члены Евросоюза с 2004 года, затем - ассоциированные члены Евросоюза.

Проблема состоит еще и в том, что спрос на квоты будет ниже, чем предложение. Поэтому, если даже российским компаниям удастся доказать, что все сокращение эмиссии углекислого газа в России осуществлялось в рамках специального экологического проекта, то даже в этом случае РФ не сможет продать ничего, а значит, не сможет и заработать. При всем при этом цена вопроса получается достаточно высокой: 1 % роста ВВП в год. В том же случае, если Россия восстановит объемы своего производства, она автоматически превратится в покупателя квот, а это нам совсем невыгодно.

Заинтересованность европейцев в российском участии в Киотским протоколе очевидна, и объясняется это тем, что, несмотря на то, что его уже ратифицировали 118 стран, на долю которых приходится 43,9 % эмиссии парниковых газов, этого недостаточно. Дело в том, что документ вступает в силу лишь тогда, когда этот показатель станет не меньше 55 %. Суть аферы становится понятной тогда, когда становится известно, что в 2001 году на долю США пришлось более 28 % выбросов.

Сравним: 118 стран и 43,9 %. Складывается впечатление, что Киотский протокол подписали те государства, которые в недалеком будущем претендуют на господство на вновь организованном рынке. Россия им нужна для того, чтобы образовать этот рынок, но при этом одновременно создается ситуация, при которой Россия фактически будет отстранена от раздела благ. Отказ же России означает уход с этого рынка одного из самых крупных потенциальных покупателей.

Впрочем, по данным комиссара Евросоюза по вопросам окружающей среды Марго Валлстрем, в аналогичной ситуации оказываются 13 из 15 стран ЕС. В связи с этим Киотский протокол накладывает очень серьезное ограничение на экономический рост и экономическое развитие Евросоюза.

Может быть, Россию в очередной раз хотели втянуть в аферу типа гонки вооружений?

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов