Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1-2 (96-97) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Областная экологическая школа Кемеровской области-2004

ГРИБОВСКАЯ Е. В.
Заведующая инструктивно-методическим отделом ОблСЮН, руководитель ЭШКО

Сегодня во многих городских и тем более сельских школах ребята знают об экологических проблемах планеты, региона, своего города или района только из газет, журналов и телевизионных передач. Вопросы сохранения биоразнообразия поднимаются и широко освещаются на Российском и международном уровнях. А вот проблемы ресурсосбережения (воды, газа, нефти, угля и др.) остались в далеком прошлом. А ведь в каждой школе найдется не один, а десяток-другой смышленных парней и девчонок, юных исследователей, которые не только хотят и могут изучать возможности рационального использования ресурсов, но и желают помочь своей семье, соседям, одноклассникам и их родителям научиться бережнее относиться к ресурсам, сократить их потребление, способствуя сохранению окружающей среды и экономии семейного бюджета.

Вот именно для таких ребят, неравнодушных к судьбе родного края, и была создана два года назад - 30 января 2002 года на областной станции юных натуралистов и экологов заочная областная экологическая школа Кемеровской области, сокращенно - ЭШКО.

Школа открыта для всех учащихся 6-10 классов образовательных учреждений области, кто хочет освоить методы научного исследования, кому интересен кропотливый труд исследователя, кто занимается исследованиями окружающей среды, кто хочет помочь сберечь красоту и ресурсы родного края и планеты.

ЭШКО занимается экологическим образованием школьников области с целью развития и расширения глубины их знаний по экологии, приобщения учащихся к участию в исследовательской деятельности.

В задачи ЭШКО входит:

  • организация на базе ОблСЮН областной очно-заочной системы дополнительного экологического образования;
  • распространение среди юных экологов области и их объединений современных методов и подходов исследовательской и природоохранной работы;
  • выявление уровня сформированности элементов экологической культуры обучающихся ЭШКО;
  • вовлечение как можно большего числа детей и взрослых в практическую деятельность через выполнение экологических проектов;
  • развитие научно-технического творчества и ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Обучающиеся в ЭШКО получают в школе теоретические основы различных разделов экологии и практические методики, достаточные для того, чтобы уметь в жизни ставить и решать вопросы экологического и природоохранного плана.

Программа школы нацелена на формирование у обучающихся цельного понимания предмета «экология» не только как биологической науки, но и практики человеческой жизни и деятельности в современных условиях обострения экологических проблем мира и «своей малой родины».

ЭШКО начала свою работу с проведения областной экологической олимпиады, в которой приняло участие более 1000 юных кузбассовцев из 18 городов и 11 районов области. Задания олимпиады включали тестовые вопросы и логические экологические задачи, решения которых, предлагаемые обучающимися, были неординарными и порой удивляли своим неожиданным ходом рассуждений.

Самыми активными участниками оказались учащиеся школ г. Анжеро-Судженска, Киселевска, Новокузнецка и Крапивинского района. Наибольшее количество баллов по сумме верных вариантов ответов набрали учащиеся школ Тяжинского, Тисульского и Новокузнецкого районов. Победители олимпиады были приглашены на областной слет юных экологов, (который состоялся на ОблСЮН в июне 2002 г.) где они смогли продемонстрировать перед членами компетентного жюри свои знания по экологии и побороться с другими школьниками за звание лучшего юного эколога Кузбасса.

ЭШКО работает и в летний период: летом 2002 года обучающимся в школе было предложено выполнить один из двух предлагаемых экологических проектов: «Аптекарский огород» и «Мусорный ветер» по специально разработанной методике. По результатам проектов был проведен конкурс, который определил победителей - тех ребят, действия которых по улучшению своей окружающей среды (района, территории школы) были наиболее значительными и полезными для многих людей. В конкурсе приняли участие как обучающиеся ЭШКО, так и другие учащиеся школ области. Самыми активными участниками оказались учащиеся Крапивинского района. Творческий подход к выполнению проектов отмечался во всех работах юных исследователей: ребята придумывали и применяли свои методы, использовали оригинальные подходы к заданиям. Например, учащиеся школы № 16 г. Белово, выполняя проект «Аптекарский огород», под руководством учителя биологии Тараненко Людмилы Васильевны не только вырастили на своем пришкольном участке лекарственные растения, но и изучили правила сбора, сушки, хранения, а также сдали полученное сырье в школьный буфет для приготовления фиточая. Теперь в школе под наблюдением медицинского работника работает фитобар, в котором готовятся чаи и отвары для полоскания горла в целях профилактики вирусных заболеваний. А ребята ведут наблюдения за результатами профилактической деятельности в школе. И есть уже первые новости: за последние три года снизилась заболеваемость школьников острыми респираторными вирусными инфекциями.

Участие в проектах принесло ребятам очень много пользы: они приобрели практические навыки по выращиванию лекарственных растений, изучили способы переработки мусора, научились бережно относиться к природным богатствам и продуктам потребления, внесли свой личный вклад в благоустройство дворов школ и домов.

Первое место за проект «Сохраним лесную аптеку» занял коллектив учащихся основной Междугорской школы Крапивинского района. А учащиеся многопрофильной школы № 54 г. Кемерово в рамках проекта провели социологический опрос по проблеме мусора, очистили и озеленили территорию школы, организовали общешкольные субботники с участием не только учащихся школы, но и их родителей, учителей, участвовали в экологическом КВНе, викторине, конкурсах стихов, рисунков и сочинений. Другими словами, ребята приобщались к пониманию экологических проблем через проведение субботников и других мероприятий по сокращению загрязнений бытовыми отходами. За огромную работу коллектив школы № 54 получил первое место по проекту «Мусорный ветер». Каждый участник конкурса экологических проектов «Аптекарский огород» и «Мусорный ветер» получил сертификат юного эколога, а лучшие отчеты о выполненных проектах направлены в российский экологический журнал «Вестник АсЭкО».

В начале 2003 года для обучающихся ЭШКО объявлен новый конкурс «Эмблема ЭШКО». Ребята в рисунках выразили свое отношение к областной экологической школе Кемеровской области и помогли ей обрести свой «логотип» для дальнейшей и успешной деятельности. Такой конкурс проводился на областной станции юных натуралистов и экологов впервые, но, мы убедились, что он оказался результативным, понравился ребятам и выявил много талантливых ребят. Ведь здесь не проверяются знания, не проводятся исследования, а проявляются фантазия и творческие способности ребят, желающих объединиться вместе ради сохранения природы родного края.

А на весь 2003 год для обучающихся ЭШКО была подготовлена областная конкурсная программа экологических проектов под названием «Мой экодом». Цель программы - привлечение обучающихся к изучению экологического состояния окружающей среды и ее сохранению через выполнение экологических проектов. Начиная с февраля, ребята, обучающиеся в ЭШКО, проводили самостоятельные мини-исследования в своих домах, квартирах по специально разработанным методикам исследований. Программа включала четыре проекта: «Экономно ли наша семья расходует электроэнергию?», «Экономно ли наша семья расходует воду?», «Мои зеленые друзья», «Мусор от А до Я». Суть программы состоит в том, чтобы вовлечь детей и взрослых в практическую деятельность по изучению потребления ресурсов семьей, применению методов экономии. Программа включает в себя методики изучения потребления и способов экономии ресурсов (воды, электроэнергии); видового состава и свойств, влияющих на здоровье обитателей, комнатных растений; способов и времени разложения в природе и хозяйственной переработки различных видов бытового мусора в семьях юных исследователей. Проведя анкетирование членов своей семьи и соседей, изучив показания электросчетчика в своей квартире, затраты семейного бюджета на воду, различного вида упаковку, ребята стали бережно относиться к воде, электроэнергии, экономно пользоваться упаковочными материалами, не выкидывать «ненужные» вещи, применять хитроумные способы снижения потребления ресурсов. Например, Медведев Иван, учащийся 8 класса Тяжинской средней школы № 3 (Тяжинский район), в каждом своем проекте предлагал модели ресурсосберегающих приспособлений: например, в проекте «Экономно ли наша семья расходует электроэнергию?» Иван описал модель солнечного нагревателя воды для людей, работающих на отдаленных фермах и дачах.

Полученные знания и практические навыки ребята смогут применить и в школе при составлении, например, экологического паспорта школы и дома при озеленении квартиры, подготовки жилища к зиме (утеплении), покупке электроприборов, установке водосчетчиков. Успешно выполнившие свои мини-исследования школьники стали участниками конкурса на самый лучший «Мой экодом».

В конкурсе соревновались 60 обучающихся ЭШКО из 16 территорий Кемеровской области, принявших участие в областной конкурсной программе экологических проектов «Мой экодом». По итогам конкурса определились победители. Ими стали обучающиеся ЭШКО, выполнившие на высоком уровне все четыре проекта: Тукаева Елена, учащаяся 10 класса Ново-Николаевской средней школы Яйского района - первое место; Шугаев Максим, учащийся 10 класса средней школы № 1 г. Мыски - второе место; Роппель Светлана, учащаяся 8 класса Ново-Николаевской средней школы Яйского района - третье место. Кроме того, по каждому из четырех проектов тоже определялись победители, которые были приглашены для защиты проектов на областную конференцию обучающихся ЭШКО.

Итоговая по программе проектов областная конференция обучающихся ЭШКО состоялась на областной станции юных натуралистов и экологов 9 января 2004 года. В программе конференции - выступления участников программы с защитой выполненных проектов, обсуждение плана работы ЭШКО на 2004 год, а также награждение участников. Для руководителей и педагогов консультации по вопросам организации научно-исследовательской деятельности с учащимися оказывал доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой зоологии и экологии КемГУ, Н. В. Скалон. Ребята не защищали свои проекты, а делились опытом их выполнения, используя красочные и информативные наглядности. Розе Яна, учащаяся 9 класса средней школы № 27 из г. Киселевска, и Ткачева Евгения, учащаяся 10 класса Ново-Николаевской средней школы Яйского района, по результатам проекта помогли своим семьям сэкономить потребление электроэнергии почти на 50 % и тем самым сократить затраты семейного бюджета. Тукаева Елена из Красноярской средней школы Ленинск-Кузнецкого района, приступив к работе над проектом «Мусор от А до Я», заинтересовалась проблемой твердых бытовых отходов в своем районе и теперь возглавляет детское экологическое движение, участники которого неоднократно обращались к главе района с просьбой установить мусорные контейнеры. Медведев Иван из Тяжинского района представил не только результаты проекта «Экономно ли наша семья расходует воду?» но и дозатор воды для слабослышащих и слабовидящих людей, снабженный электролампочками и звонком. Каждый участник с некой грустью покидал стены гостеприимной областной станции юных натуралистов и экологов, получив удовольствие от полученной на конференции информации и подарков, от посещения теплицы и зооцентра, отметив в предложенной анкете необходимость проведения подобных мероприятий.

Для ребят, принявших участие в программе «Мой экодом» (обучающихся ЭШКО), на 2004 год подготовлена новая вторая часть программы, в которую вошло 4 новых экологических проекта:

  1. «Дыхание города».
  2. «Сколько наша семья выбрасывает СО2?».
  3. «Квартира как экосистема».
  4. «Экологический паспорт квартиры».

Каждый участник конференции получил новую программу с подробно описанной методикой выполнения каждого проекта и изъявил желание принять в ней участие.

А новые участники программы могут выполнять экологические проекты первой части областной конкурсной программы «Мой экодом».Каждый проект будет оценен жюри в соответствии с максимальной оценкой (в баллах) каждого задания. Итоги программы будут подводиться по каждой части отдельно.

Ученые установили, что здоровье человека почти на 50 % зависит от образа жизни, и, как следствие, от той обстановки, в которой он живет. Поэтому изучение ближайшей окружающей среды человека сегодня становится одним из актуальнейших вопросов экологии. Тем более, что этими исследованиями занимаются сегодняшние школьники, наше подрастающее поколение, в чьих руках судьба города, страны и планеты в целом.

Важной частью работы ЭШКО является проведение научно-исследовательской работы по выявлению влияния выполнения экологических проектов на формирование у обучающихся основ экологической культуры. Для этого обучающимся ЭШКО предлагается заполнить анкету «Экологическая культура» до и после выполнения экологических проектов программы «Мой экодом». После обработки результатов анкетирования выяснится, влияет ли процесс выполнения экологических проектов на формирование основ экологической культуры и грамотности.

Несмотря на трудности по пересылке материалов обучающимся ЭШКО и множество проблем, возникающих по другим, не зависящим от нас - организаторов школы причинам, нам уже сейчас ясно, что избранный нами путь правилен, необходим и неизбежен. Нельзя учить экологии по книжкам, какими бы хорошими они ни были, в классах и аудиториях, какими бы теплыми они ни были. Детей надо только направить и дать им возможность «пощупать», «поизучать», «почувствовать окружающий мир», а в конечном счете помочь и защитить природу.

Именно этому и посвящена наша работа. Мы не учим тому, как играть в экологию и «экологизировать душу». Мы учим тому, как проводить социологический опрос, изучать лекарственные растения пришкольного участка, определять загрязнения, экономить электроэнергию и воду и тому подобным вещам. И тому, как это делать самим ребятам - сегодняшним школьникам. «Экологизация души» приходит сама.

В целом, программа работы ЭШКО направлена на формирование нравственного, экологически грамотного отношения к природе подрастающего поколения нашей малой родины - Кузбасса. А главным преимуществом школы является приобщение к экологии ребят со всей Кемеровской области!

  • По вопросам работы экологической школы Кемеровской области обращайтесь на областную станцию юных натуралистов и экологов по адресу:
  • 650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10.
  • (3842) 64-25-31
  • oblsyn@kemtel.ru
  • Директор ОблСЮН: Свиридова Ольга Андреевна.
  • (3842) 64-15-55.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов