Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1-2 (96-97) > ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ

«Строим город вместе!»: Результаты первого этапа проекта

КУЗНЕЦОВА О. Б.,
ведущий специалист РОО «ИнЭкА»

В декабре 2003 г. закончился первый, и самый сложный этап проекта «Строим город вместе».

Звеном, связывающим первый и второй этапы работы, стала январская встреча, организованная РОО «ИнЭкА» совместно с британскими партнерами. Цель встречи - консультации и обзор по проекту с привлечением представителей власти, бизнеса и общественности. В течение трех дней представители этих секторов трудились над вариантами проведения процесса общественного консультирования и способами его реализации. В результате были разработаны три варианта схемы общественного участия в градостроительстве, которые и лягут в основу будущего нормативного документа.

И теперь, когда отчеты написаны, выводы сделаны, мы хотим поделиться информацией о том, какую работу проделали за это время и какие результаты получили.

Для тех, кто не знает о чем идет речь - немного истории.

В январе 2003 года РОО «ИнЭкА» совместно с британской организацией «Field Studies Council» приступили к работе над проектом «Развитие нормативно-правовой и методической базы общественного участия и защиты экологических прав граждан при реализации градостроительной политики на муниципальном уровне» (а если коротко - «Строим город вместе»). Цель проекта - улучшение местного градостроительного законодательства, разработка процедур и методов общественного участия в принятии решений в области градостроительства.

Для достижения этих целей почти весь 2003 год команда специалистов работала над анализом законодательной базы (международной, федеральной, региональной и муниципальной), были проведены обучающие семинары для активных представителей общественности, а также социологические опросы и «круглые столы». Все усилия были направлены на оценку существующего положения, а именно: насколько законодательно регламентирован этот вопрос; насколько население информировано о своих правах в этой области; готово ли оно к активным действиям; какие проблемы и барьеры могут ждать проект в дальнейшем.

Приведу немного статистики. Опасения о правовом нигилизме населения не подтвердились (к счастью) - около 70 % опрошенных знают, что имеют конституционно закрепленные права на благоприятную окружающую среду, на получение информации, на защиту своих экологических прав. А разделение анкеты на 3 части позволило сформировать базу данных по трем целевым группам - общественность, власть, бизнес.

Около 88 % граждан видят прямую необходимость в привлечении общественности к принятию градостроительных решений, а основными источниками информации называют телевидение, радио и газеты. Но, несмотря на это, 69 % опрошенных не знакомы с процедурой участия, так как никогда не были привлечены к подобным акциям.

Порадовали ответы на вопрос: «По каким объектам Вы бы хотели участвовать в подготовке градостроительных решений?». Готовность населения к активным действиям не ограничивается дворовой территорией: более половины опрошенных (около 60 %) назвали строительные объекты в своем районе; с равным преимуществом граждане готовы обсуждать объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения, и объекты городского значения.

Что ж, поучаствовать люди готовы, но вот в какой форме? Опять же большинство - 55 % - ответили, что достаточно информирования о намечаемом строительстве, но в то же время (если правильно все организовать) готовы участвовать в анкетировании, хотели бы вносить свои предложения, могли бы участвовать в обсуждении проектов строительства.

А ведь в законодательстве перечень возможных форм общественного участия куда шире. Сюда входит:

  • непосредственное участие в управлении делами государства;
  • обращение в государственные органы власти и органы местного самоуправления;
  • проведение публичных мероприятий (митингов, пикетов, шествий, демонстраций);
  • изложение мнения, обращение с письмами, жалобами, заявлениями, петициями и требование их рассмотрения;
  • внесение предложений о проведении обсуждений проектов, референдумов; требование проведения государственной экологической экспертизы;
  • разработка, утверждение и пропаганда своих экологических программ;
  • реализация избирательного права через депутатов и формирование законодательной власти;
  • участие общественности в депутатских слушаниях и подготовке экспертных заключений по проектам нормативных актов, реализация которых способна оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  • внесение проектов нормативных актов группой граждан, обладающих избирательным правом в установленном законодательством порядке;
  • проведение социологических опросов по выяснению общественного мнения и другие.

Для того чтобы гражданам было проще ориентироваться среди такого количества информации, законодательством ряда субъектов РФ и муниципальных образований было предусмотрено создание организационно-правовых структур (комитеты, управления, советы и т. д.) по градостроительству и архитектуре и регламентирована их деятельность.

Среди функций взаимодействия с общественностью при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрены следующие: информирование населения; рассмотрение заявлений, обращений и жалоб; контроль за осуществлением градостроительной деятельности; урегулирование споров при осуществлении градостроительной деятельности.

Кроме того, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований предусмотрено и юридически регламентировано создание специальных негосударственных организационно-правовых структур по градостроительству: Общественный совет по градостроительству (Красноярский край, г. Санкт-Петербург); Попечительский совет (г. Омск); Народные контролеры (г. Москва). Решения, принимаемые указанными органами, по юридической силе имеют рекомендательный характер.

Еще немного статистики. В рамках проекта было проведено 7 «круглых столов», которые позволили узнать мнение разных сторон, участвующих в подготовке и принятии градостроительных решений, - представителей исполнительной и законодательной власти, контролирующих органов, проектировщиков, бизнеса и общественности.

Полученная в ходе «круглых столов» информация также подтверждается результатами анкеты. И власть, и бизнес говорят о необходимости учета общественного мнения именно на предпроектной стадии. Это, по их мнению, позволит избежать конфликтов между заказчиками строительства, представителями административных органов и жителей. Кроме того, это поможет строительным компаниям снизить убытки, связанные с прекращением строительства.

Следующий интересный момент как раз связан с тем, о чем я говорила чуть выше - с необходимостью работы с населением. Чтобы общественное участие было более конструктивным, среди жителей нужно проводить разъяснительную работу.

Чиновники сознают необходимость привлечения общественности к принятию градостроительных решений. Но пока это не находит повсеместного применения, так как на муниципальном уровне отсутствуют соответствующие нормативные документы, регулирующие процесс участия общественности при градостроении.

А ведь проведенный анализ федерального законодательства показал, что хоть многие положения нормативных актов и носят чисто декларативный характер, но, тем не менее, могут служить «фундаментом», с которого мы можем начинать строить «дом». Причем строить по всем правилам и наш «собственный дом», так как закон прямо говорит о необходимости развивать именно местное законодательство. За чем же дело стало?

И Конституция и Федеральный закон «О местном самоуправлении» гласят - власть в России принадлежит народу. Не надо бояться этого и забывать об этом. Кто, как не мы сами, сможет изменить ситуацию к лучшему?

Эти слова как нельзя лучше подтверждает опыт других регионов нашей страны. Московская, Волгоградская, Новгородская, Новосибирская, Томская и другие области уже прошли этот путь - путь создания такого внутреннего правового режима, в котором правоспособность человека это не просто слова, а реальность. Причем, создав один-два документа, регламентирующих порядок принятия градостроительных решений, законодательные органы власти не стоят на месте, а продолжают развивать институт гражданского участия.

Положение «О порядке обеспечения частных, общественных и городских интересов при осуществлении градостроительной деятельности в г. Уфе», Положение «О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории г. Владимира», Положение «Об обязательном согласовании с Костромским областным правлением Всероссийского общества инвалидов проектной документации для строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города», Положение «О контроле за осуществлением градостроительной деятельности и ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве на территории г. Кургана», Положение «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в г. Челябинске» - вот те немногие примеры нормативных актов, которые служат хорошим примером реализации правотворческой мысли и заботы о населении.

Но и это еще не все. Некоторые регионы пошли на кодификацию законодательной базы в области градостроительства и создали такие документы, как Градостроительный кодекс Ленинградской области, Градостроительный устав Тюменской области и другие подобные документы, имеющие своей целью охватить весь спектр гражданских прав, гарантия реализации которых необходима, как основной элемент демократического общества.

Наше новокузнецкое законодательство, с точки зрения правотворчества, имеет огромный плюс - у нас полностью отсутствуют положения об общественном участии, консультировании, информировании. А если и встречаются, то так завуалировано, что даже опытному юристу не разглядеть их с первого взгляда. Так что здесь мы имеем простор для мысли.

На этот счет у нас уже есть свой козырь в рукаве. А именно - несколько вариантов первого нормативного документа, в который войдут самые, на наш взгляд удачные формы общественного участия. И тут опыт наших соседей не повредит!

В каком виде будет представлен документ… Здесь возможны несколько вариантов. Участие общественности в градостроительной деятельности на территории г. Новокузнецка может быть предусмотрено в действующих Правилах застройки г. Новокузнецка; при принятии новой редакции Правил застройки г. Новокузнецка; при принятии специального акта, регламентирующего форму взаимодействия властных структур и общественности и предусматривающего все процедуры участия общественности в градостроительной деятельности; при принятии отдельных специальных актов, регламентирующих разные процедуры участия общественности в градостроительной деятельности: информирование, участие в принятии решений, разрешение споров и т. д.

Но не буду забегать вперед. Разработка окончательного варианта законопроекта, его обкатка на практике, проведение первого «пилотного» общественного консультирования по конкретному объекту строительства - это задачи следующего этапа, программа которого была также определена на вышеупомянутой рабочей встрече. Какой вариант проекта примет общественность, на что согласятся власти, мы узнаем позже, а пока остается кропотливая работа, результаты которой, мы надеемся, удовлетворят всех.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов