Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3-4 (98-99) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Индикаторы для области

Евгений ТЕЛЬГЕРЕКОВ,
Информационное экологическое агентство

Реформирование системы природопользования и охраны окружающей среды - одни из приоритетных задач развития экономики и социальной сферы в Программе социально-экономического развития РФ. Кемеровская область - индустриальный регион с колоссальными природными ресурсами, что диктует необходимость совмещения интересов промышленного развития, сохранения и устойчивого использования природного потенциала. Возрастание экономической ценности природного богатства, включая здоровье среды, должно стать той точкой опоры, на базе которой будет формироваться устойчивая экономика. При этом Кемеровская область является единственным субъектом РФ, где была разработана и принята Концепция региональной экологической политики.

25-26 марта 2004 года в Администрации Кемеровской области прошел ряд встреч по обсуждению предложений о сотрудничестве в области устойчивого развития и реализации приоритетов экологической политики между Администрацией Кемеровской области, ОГУПР МПР России по Кемеровской области (ОГУПР), Информационным экологическим агентством (ИнЭкА) и Центром экологической политики России (ЦЭПР).

Информационное экологическое агентство являлось инициатором и активным участником разработки Концепции экологической политики Кемеровской области. И в нынешнем проекте ИнЭкА в партнерстве с Центром экологической политики России (ЦЭПР, г. Москва) и Администрацией Кемеровской области призваны разработать действенные механизмы реализации Концепции региональной экологической политики. Идеология устойчивого развития предполагает оптимальное сочетание интересов населения, бизнеса и благополучное состояние окружающей среды. Социальные, экономические и экологические проблемы теснейшим образом взаимосвязаны и неразрывны. Устойчивое развитие рассматривается как единый процесс, характеризуемый динамикой состояния экономики, общества и природы. Как правило, люди разделяют эти понятия, рассматривая их независимо, в то время как целями устойчивого развития являются высокий уровень жизни, процветающая экономика и сохраняемая природа. Индикаторы устойчивого развития - это показатели, которые характеризуют изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени, они дают количественную и качественную характеристику проблемы, позволяют отследить изменение ситуации в положительную или отрицательную сторону, скорректировать социально-экономическое и экологическое развитие.

Накануне были проведены консультации с Первым заместителем Губернатора области Мазикиным В. П., с заинтересованными лицами от Администрации: в Департаменте экономического развития, в Управлении по природопользованию и природоохранной деятельности, в Объединенном Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кемеровской области (ОГУПР), Областном Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В работе совещания или, скорее, в рабочей встрече приняли участие члены Совета народных депутатов Кемеровской области, представители Комитета по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии, областного Комитета государственной статистики, Управления стратегических разработок, Управления природопользования и природоохранной деятельности, Департамента здоровья населения, представители ВУЗов. Вел совещание заместитель Губернатора по экономике и финансам Ким Ю. В. Столь пристальное внимание и столь широкое представительство исполнительной и законодательной власти области показывают степень озабоченности проблемами природоохранной политики и желание эффективного внедрения механизмов устойчивого развития региона на самом высоком уровне. Это отражает и последовательное претворение в жизнь тезиса взаимодействия власти и общественности, декларированного в Концепции экологической политики Кемеровской области.

Директор ЦЭПР, член-корреспондент РАН, д.б.н., Захаров В.М. познакомил собравшихся с опытом Центра по учету экологического фактора в планах социально-экономического развития. Опыту регионов в разработке индикаторов устойчивого развития посвятил свое выступление профессор, д.э.н. Бобылев С. Н., эксперт Мирового банка и ЦЭПР.

17 апреля 2004 года состоялось рабочее совещание, на котором был принят рабочий план разработки индикаторов устойчивого развития для Кемеровской области, сформулированы основные положения и определены ответственные лица.

РАБОЧИЙ ПЛАН
разработки индикаторов устойчивого развития для Кемеровской области

Ответственные исполнители:
  1. Администрация Кемеровской области:
    • Департамент экономического развития - Аганин Дмитрий Дмитриевич (р.т. /3842/ 36-97-39);
    • Управление природопользования и природоохранной деятельности - Вашлаева Нина Юрьевна (р.т. /3842/ 58-69-91);
    • Департамент охраны здоровья населения - Швец Тимур Иванович;
  2. Объединенное главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кемеровской области
    • Малахов Сергей Мстиславович (р.т. /3842/ 36-24-59);
  3. РОО «Информационное экологическое агентство»
    • эксперт по экологическим проблемам - Перфильева Елена Владимировна (р.т. /3843/ 42-43-11);
    • эксперт по экономике природопользования - Мекуш Галина Егоровна (р.т. /3842/ 58-42-36);
    • эксперт по здоровью населения - Михайлуц Анатолий Павлович (р.т. /3842/ 73-48-40).
Консультанты:

РОО «Центр экологической политики России», г. Москва

  • Захаров Владимир Михайлович (р.т. /095/ 952-30-07);
  • Бобылев Сергей Николаевич (р.т. /095/ 939-26-75).
Ответственный координатор:
  • Перфильева Елена Владимировна (р.т. /3843/ 42-43-11).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

А. Определения и цели использования индикаторов

Индикаторы устойчивого развития должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений. Чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом достижения экономического роста, но при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и политикой, направленной на предотвращение деградации окружающей среды.

1. Установление целевых показателей политики устойчивого развития

Индикаторы должны отражать ключевые цели и мероприятия, определенные в рамках Программы социально-экономического развития Кемеровской области. Это даст возможность устанавливать ряд целевых показателей по каждому индикатору, которые, в свою очередь, будут представлять собой цели политики в том тематическом направлении, для которого установлен соответствующий индикатор, обеспечивая таким образом более четкое видение и понимание общих целей политики.

2. Технические и управленческие цели

Индикаторы дадут возможность осуществлять измерение, мониторинг, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению целей устойчивого развития и, в случае необходимости, корректировать общую политику таким образом, чтобы направить развитие в нужное русло, обеспечивающее его устойчивость. Это также обеспечит возможность передачи ответственности за достижение определенных индивидуальных целевых показателей различным департаментам, управлениям и ведомствам (например, показателей состояния здоровья или занятости населения) и даже осуществлять (частичную) оценку эффективности деятельности определенных элементов структуры регионального управления по достижению определенных целей политики.

Индикаторы также могут использоваться для обеспечения информационной поддержки процессов планирования и принятия решений в Администрации Кемеровской области и других учреждениях и организациях, прежде всего для информирования о последствиях и результатах реализации индивидуальных политических программ устойчивого развития, принятых в отдельных учреждениях и организациях, с тем, чтобы эти последствия и результаты могли быть проанализированы в более широком контексте. Например, индикаторы могут быть использованы в качестве основы для оценки долгосрочной устойчивости политики и программ реализации, а также для определения тех дополнительных возможностей для более активного участия отдельных организаций в обеспечении устойчивого развития, которые являются не настолько очевидными, чтобы быть выявленными при первом рассмотрении.

3. Информирование и участие общественности

Посредством использования базовых индикаторов общественность будет информироваться по темпам движения к устойчивому развитию в четкой и доступной форме, способной стимулировать необходимые изменения в поведении населения.

Б. Задачи индикаторов

Индикаторы предназначены для решения следующих задач на региональном уровне:

  1. Определение целей:
    • выявление конкретных целей политики устойчивого развития в количественной форме;
    • разработка стратегий для будущего развития;
    • прогнозирование эффекта от планируемых мероприятий.
  2. Управление:
    • мониторинг достижения целей устойчивого развития;
    • оценка достигнутого прогресса;
    • оценка эффективности используемой ранее политики;
    • информация для планирования и принятия решений органами власти;
    • повышение качества управленческих решений на региональном уровне с учетом позиций и интересов различных групп населения.
  3. Оценка положения региона в стране и мире:
    • межрегиональные сравнения, обоснования трансфертов;
    • взаимоотношения региона с международным сообществом, привлечение иностранных инвестиций, программ, грантов.
  4. Участие общественности:
    • информирование, обучение, взаимосвязь с обществом и отдельными группами;
    • привлечение общественности к участию в гражданской деятельности.

В. Действующие лица

Важной задачей является определение круга заинтересованных сторон (целевой аудитории), которые заинтересованы в индикаторах устойчивости регионального уровня. К ним относятся следующие группы:

  • лица, принимающие решения на региональном уровне, которым будет необходимо иметь общую картину достижений в области обеспечения устойчивого развития;
  • лица, осуществляющие разработку политики, которые должны иметь возможность оценивать достижения по конкретным аспектам и направлениям политики;
  • специалисты/эксперты, которые часто занимаются детальным анализом тех или иных аспектов политики;
  • общественность, которой в большинстве случаев требуется предоставление доступной для понимания информации по ключевым/базовым индикаторам, позволяющим получить четкое представление о состоянии и ходе процесса обеспечения устойчивого развития;
  • международное сообщество и потенциальные инвесторы, объектом внимания которых являются основные индикаторы, которые могут быть использованы для сравнительной оценки различных регионов и стран.

Г. Критерии отбора индикаторов

Имеется ряд критериев, которые могут быть использованы при разработке наборов индикаторов или при выборе каких-либо альтернативных индикаторов. Эти критерии можно сгруппировать по четырем основным тематическим категориям.

1. Что фактически отражают те или иные индикаторы?
  • динамика: отражение изменений, происходящих в каком-либо процессе или характеристике, особенно в тех случаях, когда речь идет о мониторинге эффективности деятельности, что, однако, является менее важным при выполнении каких-либо сравнений или определении базовых уровней для сопоставления данных;
  • степень чувствительности к изменениям;
  • четкая направленность: четкое определение положительной или отрицательной направленности происходящих изменений.
2. Увязаны ли они с политическими решениями?
  • соответствие политике;
  • наличие связи с принимаемыми решениями;
  • концентрация внимания на наиболее существенных вопросах.
3. Может ли быть обеспечена эффективная передача информации по индикаторам?
  • доступность для понимания ключевыми заинтересованными сторонами;
  • простота передачи информации, например, с помощью инструментов статистики или графического представления данных;
  • широта распространения информации среди заинтересованных сторон.
4. Данные:
  • в эту категорию следует включить такие критерии как: наличие данных, связанные с их получением затраты, достоверность, точность, надежность (двойная проверка одного и того же результата, или подтверждение из двух источников), отражение реальной ситуации по рассматриваемому вопросу, частота сбора данных, согласование во времени;
  • в краткосрочной перспективе вопросы данных могут являться ограничивающим фактором.

Мировой опыт показывает, что индикаторы устойчивости должны, по возможности, удовлетворять также следующим критериям:

  • возможность использования на региональном и федеральном уровнях;
  • понимаемы и иметь однозначную интерпретацию для лиц, принимающих решения;
  • иметь количественное выражение;
  • опираться на имеющуюся систему национальной и региональной статистики и не требовать значительных издержек для сбора информации и расчетов;
  • возможность оценки во временной динамике;
  • желательно сквозное представление по уровням (федеральный, региональный, районный) и секторам;
  • соответствовать действующим особенностям принятия решений;
  • репрезентативность для международных сопоставлений;
  • иметь ограниченное число и др.

Д. Участие общественности

Процесс разработки индикаторов должен проходить на основе широких консультаций. Участие широкого круга заинтересованных организаций и лиц в обсуждении проекта индикаторов важно по следующим причинам:

  • это позволит получить дополнительную информацию по вопросам, связанным с проектом. С помощью широких обсуждений появляется возможность собрать дополнительные сведения, идеи, мнения, альтернативные варианты решения вопросов. В области охраны окружающей среды и устойчивого развития работает множество организаций, среди представителей которых есть люди с особым видением рассматриваемых вопросов, ценным опытом в затрагиваемой области - они могут дать ценные дополнения даже к проектам, подготовленным самими лучшими экспертами;
  • это позволит реализовать право общественности на информацию о проектах, разрабатываемых для утверждения государственными органами, и позволит ей высказать свое мнение. Такие права вытекают из российского законодательства, они являются неотъемлемой частью всех международных документов, связанных с устойчивым развитием;
  • широкие дискуссии в процессе разработки индикаторов будут способствовать распространению и лучшему пониманию идей устойчивого развития. Как показывает опыт стран, уже разработавших системы индикаторов, участие в консультационном процессе помогло как общественности, так и лицам, принимающим решения, лучше осознать взаимосвязь между экологическими, экономическими и социальными проблемами. Это способствует как формированию нового современного мышления, а также дает толчок деятельности по реализации принципов устойчивого развития на практике.

Целевыми группами для консультационного процесса по разработке индикаторов могут быть представители следующих групп:

  • подразделений Администрации Кемеровской области и муниципалитетов;
  • территориальных подразделений федеральных министерств и ведомств, связанных с данной проблематикой;
  • неправительственных организаций (связанных с различными аспектами устойчивого развития);
  • научных и образовательных учреждений;
  • деловых кругов;

а также отдельные активисты.

Чрезвычайно важно правильно организовать консультационный процесс, выбрав наиболее эффективные для данного проекта методы информирования, консультирования и учета высказанных мнений.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов