Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3-4 (98-99) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Экологическая культура школьников г. Кемерово

Екатерина Владимировна ГРИБОВСКАЯ,
заведующая инструктивно-методическим отделом областной станции юных натуралистов и экологов г. Кемерово

Сегодняшние школьники в будущем станут взрослыми людьми. На их плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. И каждому из них необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Формирование экологической культуры школьников является одной из самых актуальных задач нашего времени.

Непрерывное экологическое образование и воспитание в г. Кемерово охватывает весь процесс дошкольного, школьного, общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, включая многоуровневую систему подготовки (бакалавр, специалист, магистр), повышение квалификации, экологическое просвещение, СМИ. Экспериментальные исследования в области образования координируются центром непрерывного образования Кем ГУ (ЦНО).

В структуре Центра непрерывного образования (ЦНО) создана система непрерывного экологического образования (ЭО), которая включает:

  • занятия по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников в системе Детско-юношеского центра гуманитарно-экологического развития им. В. Волошиной;
  • экологическое образование школьников профильных классов в образовательных учреждениях ЦНО КемГУ (гимназии и лицеи области);
  • научно-практические конференции школьников.

Учеными КемГУ впервые в России обоснована необходимость изучения в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования экологии города, которая может стать основой регионального экологического образования. Разработаны и опубликованы первые учебные программы: Экология городских систем (Скалон, 1991), Экология города, Экология городской среды (Захлебный, Скалон, 1994, 1998 и др.).

Под руководством ученых КемГУ совместно с Научно-методическим центром Управления образования Администрации г. Кемерово на базе 20 учебных заведений г. Кемерово в 2000-2002 г. работает экспериментальная площадка по созданию учебно-методического комплекса «Экология города Кемерово» (научный руководитель - д.п.н., профессор КемГУ Н. В. Скалон).

В работе экспериментальной площадки участвуют: городской классический лицей, естественнонаучная гимназия № 62, с.ш. №№ 7, 8, 26, 28, 31, 33, 55, 61, 94, 95, 97, ДЮЦ им. В. Волошиной, Дом творчества Ленинского района г. Кемерово (Приказ Управления образования № 29 от 31.01.2000 г.). По ходу эксперимента к его проведению присоединились школы №№ 37, 84, 90 (Из информационного обзора МПР «Развитие системы экологического образования и просвещения в Кемеровской области в 1992-2002 гг.).

Достаточно развита работа по формированию основ экологической культуры в системе дополнительного образования г. Кемерово:

  1. на базе областной станции юных натуралистов и экологов ежегодно в творческих объединениях эколого-биологической и валеологической направленности занимаются воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся средних школ, специальных образовательных учреждений г. Кемерово; проводятся массовые мероприятия экологической направленности;
  2. городская станция юных натуралистов занимается организацией практической природоохранной деятельности учащихся через выполнение экологических проектов, организацию детского экологического движения, конференций, выставок, конкурсов и др.
  3. в районных Дворцах творчества функционируют эколого-биологические отделы. Их деятельность направлена на формирование у обучающихся определенных знаний в области биологии и экологии, практических навыков поведения в природе, основ научного анализа природной среды, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознания значимости и необходимости своей практической помощи окружающей природной среде.

Однако следует отметить отсутствие утвержденной областной стратегии, концепции или программы по развитию экологического образования, воспитания, по формированию экологической культуры населения. Вследствие чего в Кемеровской области наблюдается плохая координация деятельности учреждений и организаций в этом направлении. Значительная часть населения остается неохваченной деятельностью по формированию экологической культуры.

В связи с вышеизложенным объектом нашего исследования явилась экологическая культура, как современная социальная проблема урбанизированного региона - Кузбасса. Предмет исследования - уровень экологической культуры и самооценок школьников г. Кемерово по отношению к окружающей среде.

Целью данного исследования являлось выявление уровня сформированности экологической культуры и самооценок учащихся средних общеобразовательных школ г. Кемерово по отношению к окружающей среде.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Определение составляющих качеств экологической культуры.
  2. Разработка вопросов анкеты.
  3. Анкетирование учащихся г. Кемерово.
  4. Контроль качества проведенного исследования.
  5. Обработка полученных данных анкет, анализ результатов опроса.

Гипотеза исследования - повышение уровня экологической культуры, формирование более ответственного и грамотного отношения к окружающей среде у учащихся старших классов (10-11 классы) и девушек по сравнению с учащимися среднего звена (7-9 классы) и юношей в связи с более высоким уровнем самостоятельности учащихся старшего звена и присущей девушкам природной аккуратностью и организованностью.

Подготовка (разработка анкет), сбор, обработка результатов исследования осуществлялись на областной станции юных натуралистов и экологов в творческом объединении «Экология Кузбасса» в апреле-сентябре 2003 г.

Для проведения соцопроса по теме «Экологическая культура» была разработана анкета, включающая в себя 11 специальных и содержательных вопросов открытого, закрытого и полуоткрытого типов.

Таблица 1
ГруппаВсе опрошенныеЮношиДевушкиУчащиеся 7-9 кл.Учащиеся 10-11 кл.
Количество опрошенных (чел.)565206359415150
Количество опрошенных (в %)10036,563,573,426,6

Всего в анкетировании в весенний период 2003 года приняло участие 565 учащихся 7-11 классов из 14 средних общеобразовательных школ г. Кемерово (№№ 7, 15, 39, 47, 52, 54, 65, 68, 74, 82, 84, 92, 95, городской классический лицей) по письменным анкетам, анонимно. Для решения поставленных задач и достижения реальных результатов исследования обрабатываемые анкеты опрошенных школьников были поделены на группы.

Методика обработки анкет заключалась в формализованной (в количестве и процентах) оценке количества выбранных учащимися вариантов ответов предложенных вопросов, а также в подсчете количества вариантов, выбранных в каждой из групп. Обработка результатов анкетирования проводилась по каждой группе отдельно, а также по каждой школе по всем группам.

Результаты исследований показали, что уровень сформированности экологической культуры учащихся г. Кемерово незначительно варьирует в опрошенных группах. У девушек уровень сформированности экокультуры выше, чем у юношей - 69,6 % в группе девушек и 66,2 % - в группе юношей. Общий уровень у всех опрошенных (565 человек) не достигает 70 %.

Оценивая экологическую ситуацию в Кемеровской области, более половины школьников (58 %) отметило, что «ситуация могла быть и лучше», а 37 % считают ситуацию катастрофической или кризисной. Причем в группе девушек надежду на улучшение ситуации выразило более 60 %, тогда как в группе юношей только 54 %. Но ни один юноша не затруднился с выбором оценки.

На вопрос «С каким чувством Вы смотрите в будущее?» половина респондентов ответила «с надеждой и оптимизмом», 20 % - «спокойно, без особых надежд», а каждый пятый опрошенный - «с тревогой и неуверенностью»! Различия в возрастных и половых группах оказались при этом незначительными.

Более половины опрошенных школьников (33 % и 45 %) оценивают свою деятельность по отношению к окружающей среде «положительно» и «скорее положительно» соответственно. Значимыми оказались половые различия в этой оценке - 84 % девушек и только 67 % юношей оценили свою деятельность «положительно» и «скорее положительно», зато 17 % юношей и только 10 % девушек отметили отрицательное влияние своей деятельности на среду.

Видят возможным разрешение экологических проблем в Кемеровской области только 38 % опрошенных, одна пятая часть учащихся считает разрешение невозможным, а почти половина опрошенных затруднилась с ответом.

Остро звучит упрек школьников в адрес политиков, правительства, хозяйственных деятелей, предпринимателей. Ребята рассуждают так: «Много заводов, транспорта, отходов…», «Правительству это не нужно…». Невозможность разрешения проблем объясняют тем, что «людям это не выгодно…», «на это нужны средства…», «это никому не надо…» и др. Конечно, аргументация, которой пользуются учащиеся, часто наивна, но выраженный в 19 % анкет пессимизм пугает и настораживает. В то же время 38 % опрошенных считают разрешение экологических проблем в области возможным. Типичны следующие суждения: «все еще можно исправить…», «создаются специальные организации…», «если все будут помогать…», «власти Кемеровской области занимаются экологией…» и др. Но в целом, причины разрешения или не разрешения проблем приводились лишь в некоторых анкетах.

В анкете учащимся была предоставлена возможность привести предложения для улучшения экологического воспитания молодежи и взрослых. Особое значение учащиеся придают экологическому образованию личности: «Надо рисовать плакаты на экологические темы…» (отметило 5 % опрошенных), «Не продавать водку, спиртное, сигареты…» и др. Более 21 % опрошенных предлагают ввести расширенное (всеобщее) экологическое образование. Ряд учащихся предлагают «ввести штрафы» (5 % опрошенных), «создать специальные организации…» (5 % опрошенных), «ввести уборку территорий…» (5 %), «поставить мусорки…» (5 %) и др. В целом, только треть опрошенных высказалась в этом пункте анкеты.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Важной составляющей экологического образования является формирование качеств экологической культуры.
  2. Данные социологического мониторинга убедительно свидетельствуют о том, что сегодняшних школьников волнуют не только экологические проблемы, но и свое личное взаимодействие с окружающей средой.
  3. Уровень сформированности экологической культуры у сегодняшних школьников г. Кемерово невысок. Это можно объяснить тем, что в школах не налажена воспитательная работа по формированию нравственных основ; педагоги мало уделяют внимания формированию экологической культуры учащихся; отсутствуют практические виды деятельности, в которых подростки могли бы непосредственно контактировать с природой и принимать участие в защите окружающей среды.
  4. Проведенное исследование лишь частично подтвердило нашу гипотезу, выявив различия в половых группах и незначительные различия в ответах в возрастных группах.
  5. У девушек наблюдался более эмоциональный подход к экологическим проблемам и более оптимистичное и ответственное отношение к окружающей среде по сравнению с более реалистичным у юношей.
  6. Уровень сформированности экологической культуры у девушек оказался на более высоком уровне по сравнению с юношами в связи с присущей девушкам природной аккуратностью и организованностью.
  7. В группе учащихся 10-11 классов школ г. Кемерово отмечался более зрелый и реалистичный взгляд на экологическую ситуацию в регионе и большая уверенность в самооценке своей деятельности по отношению к окружающей среде. Это можно объяснить ростом самоуверенности и самостоятельности подростков в принятии решений. По остальным вопросам существенных отличий не выявлено. Возможно, это связано с незначительной разницей в возрасте в опрашиваемых группах, а также с формулировкой вопросов.
  8. Отмечается низкая активность опрошенных учащихся в вопросах, требующих самостоятельно приводимых причин, примеров, предложений. Вероятной причиной является отсутствие активной жизненной позиции по отношению к окружающей природной и социальной среде и невладение школьниками основами самоанализа и самокритичности.

В заключении отметим, что результаты исследований, в которых отмечены выводы и рекомендации, были донесены до руководства каждой школы, принимавшей участие в опросе для корректировки учебных и воспитательных планов в соответствии с полученным материалом.

Перспективы научно-исследовательской работы по теме «Экологическая культура школьников г. Кемерово» авторы видят в модернизации исследования по выбранной теме:

  1. регулярное проведение социологического опроса в конкретные промежутки времени (например, начало и конец учебного года);
  2. проводить исследование на базе определенных учебных заведений, в конкретных группах опрашиваемых;
  3. усовершенствование вопросов анкеты, методики ее обработки; использование новых и уточненных методик проведения соцопроса;
  4. постоянное сотрудничество с учреждениями образования, а также с заинтересованными в проведении и результатах опроса организациями и учреждениями; ознакомление с результатами проведенных исследований руководства управления образования г. Кемерово для корректировки образовательного процесса.

Таким образом, при систематическом проведении работы анализ полученных данных может стать важной предпосылкой для усовершенствования системы экологического образования в общеобразовательных школах г. Кемерово и Кемеровской области.

Мы благодарим все учебные заведения (средние общеобразовательные школы, лицей, учебные комбинаты), за участие в анкетировании и надеемся на дальнейшее сотрудничество!


По вопросам проведения социологического исследования по теме «Экологическая культура» обращаться на областную станцию юных натуралистов и экологов.

  • Адрес ОблСЮН:
  • 650002, Россия, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 10.
  • (3842) 64-15-55 (директор), 64-25-31 (методкабинет).
  • (3842) 64-15-55
  • oblsyn@kemtel.ru
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов