Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (100) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Лесной кодекс идеологически выдержан

Правительство одобрило новую редакцию Лесного кодекса, в котором закреплено право частной собственности на лесные участки. Проект практически остался неизменным после того, как старый кабинет министров отправил его на доработку.

После заседания правительства министр природных ресурсов Юрий Трутнев сообщил журналистам, что проект Лесного кодекса в целом одобрен. Однако премьер-министр РФ Михаил Фрадков поручил Минэкономразвития и Минприроды в течение месяца доработать документ.

В Минэкономразвития практически не сомневались, что проект перед внесением в Госдуму вновь вернется к ним на доработку, чтобы правительство вернулось к обсуждению документа через месяц. Об этом на пресс-конференции говорил заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов, который попытался объяснить журналистам принципиальные отличия нового варианта Лесного кодекса от его редакции, подготовленной к февральскому заседанию.

Но, судя по всему, каких-либо идеологических изменений документ не претерпел. В нем лишь уточнена система правоустановления и надзора за лесным хозяйством в соответствии с указом президента о структуре правительства. Так, в проект внесено положение, что нормотворчеством в этой сфере будет заниматься Минприроды, управление отдается на откуп Федеральному агентству лесного хозяйства, а контроль за правоприменением - Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования.

Циканов полагает, что новый кодекс позволяет решить проблемы привлечения инвестиций в лесное хозяйство. Частный бизнес заинтересован в длительном использовании лесных участков, и, получив возможность приватизации, он будет выкупать леса. А те, в свою очередь, обретут эффективного собственника.

Кроме того, замминистра обратил внимание журналистов на то, что проект кодекса предусматривает введение свободного оборота гражданских прав лесопользователей. Речь идет о праве закладывать лесной участок, например, под инвестиции. В отличие от ныне действующего Лесного кодекса в проекте предлагаются новые механизмы ценообразования в сфере лесного хозяйства. Права на лесопользование будут продаваться только на аукционах.

Таким образом обеспечивается прозрачный доступ пользователей к лесу, поскольку решения об их допуске максимально ограждаются от влияния человеческого фактора. В торгах может участвовать любой желающий, который удовлетворяет требованиям проведения аукциона. Правила и критерии отбора участников будут разработаны отдельным законодательным актом.

Согласно проекту кодекса, все леса находятся в собственности Российской Федерации. Отношения между лесопользователями и распорядителями леса регулируются договором аренды, отметил замминистра. Функции распоряжения участками делегируются на региональный уровень. Субъекты Федерации сами могут проводить аукционы и оформлять права собственности и аренды. Правда, в случае выявления нарушений в управлении лесными участками, регион таких полномочий лишат.

Цена на участок будет корректироваться, по выражению Мухамеда Циканова, в соответствии с реалиями. Сейчас лесные земли можно только арендовать на срок от 5 до 49 лет, ставка арендной платы устанавливается правительством. При этом права на аренду участка на срок свыше 25 лет приобретаются только на конкурсной основе.

Теперь аукционы будут корректировать цены на лесные земли, сказал Циканов. Ставка правительства, умноженная на объем участка, составит стартовую цену леса. «Если цена окажется слишком высокой, его никто не купит, если низкой - она подравняется на торгах», - пояснил он. Для оформления арендных прав лесопользователь должен оплатить годовую аренду участка сразу после аукциона.

Нынешние арендаторы, получившие права на краткосрочное использование участка в течение срока до 5 лет, должны, согласно новой редакции кодекса, в течение года переоформить эти права. Это означает, что им предстоит добиться их подтверждения уже на конкурсной основе, и ставка аренды тогда будет определяться уже с учетом аукционной цены. Те, кто получил в управление участок на 25 лет и дольше, могут пользоваться им до окончания арендного срока.

Добросовестный арендатор, в соответствии с новой редакцией Лесного кодекса, получает право на частную собственность в лесопользовании. При этом все права на сделки с лесными землями, которые предусмотрены для отечественного собственника, в том числе право на частную собственность, распространяются и на иностранцев. Ограничения составляют лишь леса, расположенные в приграничных районах.

После 15 лет управления участком без нарекания со стороны контрольных и надзорных органов арендатор может выкупить его. Как сказал Циканов, для этого он должен будет доплатить сумму, равную стоимости 10 годам аренды. «Это мы так предварительно записали», - поправился замминистра.

Если же собственник или арендатор нарушает условия договора с региональными властями, ситуацию можно исправить «либо по взаимному согласию, либо в суде, либо наступает ответственность по закону», предупредил Циканов. Согласно новому кодексу, даже приватизированный участок может изыматься и выставляться на аукционную продажу, если нарушитель не принимает никаких исправительных мер.

Вместе с этим проект нового кодекса разделяет леса по категориям и ужесточает порядок их перевода из одной в другую. «Перевести из защитных категорий (которые не подлежат приватизации) в другие практически невозможно», - заявил чиновник. На все категории устанавливаются «жесткие экологические требования» по использованию.

С этим мнением решительно не согласны представители экологических и природоохранных организаций. Директор по охране природы Всемирного фонда охраны дикой природы России Евгений Шварц заявил БПИ, что предлагаемый Минэкономразвития кодекс не предусматривает введения механизмов защиты лесов от повальной вырубки.

Мухамед Циканов, в свою очередь, не согласен с «зелеными». В проекте кодекса предусмотрено положение, согласно которому при заключении договора с собственником леса на него ложится обязательность проведения лесохозяйственных мероприятий. Несмотря на то, что проект не оговаривает аренду с правом улучшения используемых земель в форме концессий, в Минэкономразвития уверены, что соблюдение мер по восстановлению лесных участков и иных экологических требований предполагается само собой. «Кто же будет за вас восстанавливать лес, если вы на 99 лет берете его?» - удивился Циканов.

Однако экологи на цивилизованный уровень лесопользователей, похоже, не рассчитывают. В новом кодексе, считают в отделении международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис», необходимо утвердить объемы лесохозяйственных мероприятий и ввести ответственность за отказ от их проведения.

Евгений Шварц волнуется: все ценные леса будут раскуплены частниками, которые будут их вырубать для строительства коттеджей и дач. А Мухамед Циканов просит экологов успокоиться: проект кодекса запрещает строительство на территориях приватизированных участков, занятых лесами. Также документ запрещает ограничивать доступ граждан на лесные территории общего пользования. «Гулять, собирать грибы и ягоды можно будет по-прежнему везде, кроме обустроенных частником под свои нужды территорий», - заметил он.

Проблем, по мнению чиновника, не должно возникнуть и потому, что собственник приватизированного леса должен ежегодно декларировать свои намерения по поводу управления лесным участком. Следить и контролировать лесное хозяйство на территориях будут местные власти. Они же должны помочь арендатору перед приобретением участка провести его кадастровую оценку «по объемам и формам».

После очередной презентации новой редакции Лесного кодекса так и осталось неясно, почему частный бизнес должен уж очень сильно заинтересоваться лесным хозяйством. Мухамед Циканов считает, что отмена льгот на лесозаготовку будет способствовать развитию других отраслей лесной промышленности.

Однако, как свидетельствуют его же собственные данные, пока частный бизнес не стремится в лесную отрасль даже на обычную вырубку и последующую продажу сырья. По расчетам МЭРТ, общая расчетная лесозаготовка составляет около 550 млн. куб. метров в год, а вырубается не более 150 млн. В этом случае отмена дополнительных льгот, которая предлагается Минэкономразвития, может стимулировать только прямо обратный процесс.

Циканов так и не сообщил журналистам, какие пожелания регионов и экологов были учтены в ходе доработки проекта кодекса. Судя по заявлению Циканова о неизменности идеологии документа, никаких.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов