Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (100) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Почем нынче воздух?!

Татьяна ЯРЦЕВА,
Пресс-служба ОГУПР по Кемеровской области
(контактный телефон 25-93-54)

2050 год нашей эры. В налоговую инспекцию вбегает взволнованный человек и кричит: «Мне нужен воздух!!! Я заплатил налог на воздух, почему мне перекрывают кислород?! Я заплачу любые деньги, только дайте хоть глоток чистого воздуха!!! Скорее, сделайте хоть что-нибудь!!!»

- Платить за воздух?! - удивитесь вы. Это пока лишь фантазия на тему будущего, но как любая фантазия, эта ситуация может стать реальностью, если только…

Да, пока нам не привычна сама мысль о необходимости платы за то, без чего пока невозможно просуществовать ни минуты. Плата за воздух? Тем более за чистый воздух?! Мы сейчас дышим бесплатно, но каким воздухом - это вопрос. Повезло тем, кто живет в глубинке, вдалеке от промышленных центров, мегаполисов. Эти люди, выходя на крыльцо своего дома, вдыхают свежесть и чистоту утра, даже не замечая всей прелести свободного дыхания. Здесь воздух не отравлен выхлопными газами автотранспорта, выбросами вредных и не слишком вредных промышленных производств.

Другим повезло меньше, и они вынуждены жить в условиях, неблагоприятных для здоровья, как, например, жители пятнадцати городов Кемеровской области. Как следует из Государственного доклада о состоянии окружающей среды Кемеровской области, суммарный выброс загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников за 2002 год составил 1546,156 тыс. т. Цитирую доклад: «Около 200 загрязняющих веществ выбрасываются в атмосферный воздух, в большинстве своем являются высокотоксичными и канцерогенными (3,4 бенз(а)пирен, различные соединения металлов, кремния, цианиды, фториды, широкий спектр углеводородов, включая летучие органические соединения, которые вступают в атмосфере в фотохимические реакции с образованием озона и других окислителей).

Проблема загрязнения атмосферы автотранспортными и промышленными выбросами актуальна не только для Кузбасса. И потому тема эта, так сказать, не местечковая. Хотя в Кузбассе большой резонанс имела ситуация, когда этой зимой жители городов Кемерово и Новокузнецка буквально задыхались от смога, скопившегося в приземных слоях атмосферы из-за неблагоприятных метеоусловий.

И жителей этих городов волновал далеко не праздный вопрос: как жить в обстановке, опасной для здоровья, и что делает власть, чтобы обеспечить конституционное право любого гражданина на благоприятную для жизни окружающую среду. Кроме основного закона страны, гарантирующего это неотъемлемое право, эти вопросы регулируют федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха».

Перед государством, региональными властями стоит задача - обеспечить населению необходимое качество окружающей среды. При этом крайне важно соблюсти верный баланс между экономическими и экологическими интересами региона. Если избрать в качестве приоритета экологию, то такое решение ущемляет либо вообще сводит на нет экономические интересы человека, что не обеспечивает необходимого качества жизни.

Второй путь: приоритет экономики над экологией с учетом адаптации человека и саморегуляции природы. Подобный путь, как показал накопленный опыт, ведет к деградации природной среды, причиняет непоправимый вред здоровью и генетической программе человека.

На одной чаше весов - развитие производства, улучшение качества жизни, на другой - безопасный мир, в котором живем все мы. Весы колеблются, и экономические интересы чаще превалируют над экологическими. Способны ли мы достичь золотой середины - хозяйствовать, не причиняя вреда природе?

Один из инструментов для достижения равновесия - разработка нормативов предельно допустимого воздействия. По идее, нормативы должны формироваться с учетом оптимального сочетания интересов развития производства и охраны природы. Однако, на сегодняшнем этапе развития экономики возможно лишь поэтапное достижение нормативных значений качества окружающей среды.

Вот уже более 20 лет в России функционирует государственная система управления выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от источников загрязнения атмосферы промышленных предприятий. Целью системы является достижение нормативного уровня загрязнения воздушного бассейна населенных мест путем финансового и административного принуждения предприятий к выполнению атмосфероохранных мероприятий по снижению выбросов. Система управления выбросами базируется на обширной информационной базе, включающей в себя нормативы качества воздушного бассейна, параметры выбросов промышленных предприятий, климатические параметры территории, данные наблюдений за загрязнением атмосферы, стоимостные показатели. Сбор и использование информации базируется на соответствующих нормативных документах, призванных обеспечить единообразие и сопоставимость данных не только для конкретного города, но и на федеральном уровне.

Планы мероприятий по охране атмосферы разрабатываются для предприятий каждые 5 лет и содержатся в проектах нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ). Сегодня узаконены две методики нормирования выбросов в атмосферный воздух - они нормируются либо по ведомственному тому ПДВ, либо по сводному тому ПДВ для населенного пункта или какой-то территории.

Нормирование по ведомственным томам, по мнению специалистов экологической службы ОГУПР по Кемеровской области, показало свою неэффективность, поскольку не приводит к реальному улучшению экологической ситуации. Как считает Ирина Григорьевна Атапина, руководитель службы охраны окружающей среды ОГУПР по Кемеровской области, причина неблагополучия - в формальном подходе предприятий к мерам по снижению нагрузки на окружающую среду. Когда в городе наступает безветренная погода, предприятия должны снижать свою хозяйственную деятельность, ужесточать производственный контроль, но реальные меры зачастую так и не предпринимаются. Усугубляет ситуацию тот факт, что треть года в Кемерове и Новокузнецке приходится на дни с неблагоприятными для рассеивания выбросов метеоусловиями. В эти дни горожане убеждаются на собственном опыте, что воздухоохранные меры предприятий не так эффективны, как хотелось бы.

И потому, по мнению экологов, единственный путь к чистому воздуху: ужесточить нормативы ПДВ, а от предприятий требовать реальных мер по поэтапному достижению более жестких нормативов. Необходим также вневедомственный лабораторный контроль состояния атмосферы, который в настоящее время отсутствует. Зарубежная практика показывает, что это действенный инструмент для объективной оценки ситуации, воздействия на природопользователей, а в итоге воздух становится чище. Подобная лаборатория была в Кемеровской области, но в результате преобразований природоохранных структур была утрачена.

Можно сослаться на другое авторитетное мнение. Это взгляд эколога, стоявшего у истоков экологических служб в Кузбассе и имеющего четкие представления о том, как должна работать вся система. Как считает Сергей Мстиславович Малахов, начальник ОГУПР по Кемеровской области, единственно верный подход - нормирование выбросов по сводному тому ПДВ для каждого населенного пункта области. В 7 из 20 городов Кемеровской области муниципалитеты заказали сводные тома ПДВ для своих населенных пунктов. Для администрации города введение нормирования по сводному тому приносит одни лишь преимущества. Это и охрана здоровья подрастающего поколения, и в целом населения города, это жесткие нормативы для предприятий, помогающие и финансово, и административно воздействовать на предприятия. Это стимул для введения экологически чистых технологий на самих предприятиях, это приток в бюджет за счет сверхлимитных платежей и множество других преимуществ. В чем убедились муниципалитеты этих городов, когда были заключены договора с разработчиками на создание сводного тома ПДВ.

В других городах области муниципальные власти, находясь под мощным влиянием промышленного лобби, игнорируют создание сводного тома ПДВ, что, несомненно, наносит экологический и социальный вред для населения.

В одном из городов области даже сложилась ситуация, когда администрация города первоначально приняла решение о разработке сводного тома ПДВ. Но в ходе работ по его созданию выяснилось, что нормы для предприятий ужесточаются, тогда под воздействием промышленного лобби муниципалитет отказался оплачивать уже выполненные работы, а сама идея оказалась похороненной.

С другой стороны при подготовке ведомственного тома ПДВ все понятно с точки зрения заказчика и исполнителя: есть заказчик - предприятие, а есть исполнитель - проектный, специализированный институт или фирма. Но совершенно непонятны взаимоотношения между заказчиком и исполнителем, в случае создания сводного тома ПДВ для населенного пункта. Вот как комментирует ситуацию начальник ОГУПР по Кемеровской области Сергей Мстиславович Малахов:

- Если администрация населенного пункта понимает насущную необходимость сводного тома ПДВ и становится его заказчиком, тогда нормирующий орган, в нашем случае это ОГУПР по Кемеровской области, получает прекрасный проект, с которым работает долгие годы и действительно обеспечивает нормальное состояние атмосферного воздуха. Но как только муниципалитет не заинтересован в разработке такого документа, если он находится под влиянием промышленного лобби, которое очень не заинтересовано во внедрении такого документа, получается ситуация, когда нет заказчика, и идея сводного тома ПДВ повисает в воздухе.

«Из Сибири всегда новое» - перефразируя римское изречение, можно охарактеризовать ситуацию в Кузбассе. Вот уже восемь лет специалисты Кузбасского экологического центра работают над созданием сводных томов для населенных пунктов. И уже вплотную приблизились к идее квотирования промышленных выбросов. Их работа в этом направлении одна из немногих по России. Но нет возможности использовать эти уникальные наработки в практике, поскольку отсутствует методическое и юридическое обоснование для квотирования по сводному тому ПДВ. Вернее, федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» вводятся весьма расплывчатые понятия. Но нет никаких приказов, подзаконных актов, которые бы урегулировали этот вопрос и четко обозначили необходимость введения нормирования по сводным томам ПДВ как оптимальному способу к чистому воздуху в наших городах.

В то же время в федеральном законодательстве четко обозначены обязанности МПР России по методическому и юридическому сопровождению работ по нормированию выбросов. Но в том-то и беда, что после ликвидации Министерства по охране окружающей среды, в новой структуре - МПР России, не осталось специалистов, которые бы руководили процессом нормирования так, как того требует закон и простая логика: должен быть единый руководящий центр, должно быть законодательное сопровождение процесса. Для практикующих экологов отсутствие реальных мер со стороны Министерства приводит к невозможности работ в этом направлении либо значительно их затрудняет. А для населения крупных промышленных центров России это означает формальные меры со стороны предприятий по снижению выбросов в атмосферу и невозможность жить в здоровой среде обитания.

- Промышленные предприятия заинтересованы в создании ведомственных томов ПДВ. В них не учитывается влияние на состояние атмосферного воздуха выбросов автотранспорта, совокупное воздействие всех источников загрязнения, находящихся на конкретной территории и множество других факторов. И выходит, что нормы, рассчитанные для предприятия по сводному тому, гораздо жестче, требуют материальных затрат для внедрения атмосфероохранных мер. Соблюдая свою выгоду, предприятие отказывается принимать участие в разработке сводных томов ПДВ. А у экологов нет документа, определяющего приоритетность сводного тома ПДВ перед ведомственным, который и должно дать Министерство, - так оценивает ситуацию Татьяна Геннадьевна Алексейченко, директор ГУ «Областной комитет природных ресурсов».

В ходе административной реформы для МПР России крайне важно не оставить без внимания этот актуальнейший вопрос и продолжить работы по совершенствованию законодательной базы, методическому руководству процессом нормирования. Новая структура, созданная на базе МПР России, должна, наконец, сделать реальные шаги, дать начало для практической деятельности по внедрению прописанных в законах норм. Ведь понятия, данные в законах, нуждаются в уточнении и развитии, а иначе они превращаются в чистой воды декларации и намерения, ничем дельным не подтвержденные.

Как видите, цена вопроса, невелика - всего лишь подключить административный ресурс и привлечь специалистов, чтобы реализовать гарантированное государством право каждому на благоприятную для жизни окружающую среду.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов