Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (100) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Экологические преступления

С. С. БЕЛОЗЕРОВА, О. Б. КУЗНЕЦОВА,
ведущие специалисты ООО «ИнЭкА-консалтинг»

Существующее положение

Кризис российского производства, наблюдавшийся в 90-е годы, по данным статистики, привел к сокращению объемов промышленных выбросов в 2 раза. И тут бы порадоваться за состояние окружающей среды, но последовавший за этим экономический бум свел на «нет» все «предотвращенное» воздействие.

В настоящее время очевиден рост производства, однако, главным для большинства предпринимателей остается прибыль «любыми путями». Внедряются новые технологии (от которых запад уже давно отказался), которые далеки от понятия «безотходные». Наше российское «авось» превалирует в сознании собственников: авось, никто не увидит, авось, никто не заметит. Подумаешь, экология.… Пугает чисто потребительское отношение к окружающей среде, частью которой, между прочим, все мы и являемся.

Истощение ресурсов, загрязнение воздушной, водной сред, а также земель, снижение биоразнообразия... Лишь единицы понимают всю ответственность за нерациональное использование и незаконную добычу природных ресурсов и осознают причиняемый ущерб экономике будущего.

Ухудшение экологической обстановки становится необратимым процессом.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности. И здесь целесообразно поговорить об экологических преступлениях (далее ЭП), ведь именно они наносят наибольший вред окружающей среде и зачастую приводят к экологическим катастрофам.

Нужно отметить, что процент ЭП от общего количества преступлений в РФ, по данным статистики, растет год от года:

  • 1997 г. - 0,29 %
  • 1998 - 0,33 %
  • 1999 - 0,41 %
  • 2000 - 0,5 %.

Но столь низкие показатели отнюдь не радуют. В 1991 году было проведено обобщение судебной практики по делам данной категории, результаты которого отражены в специальном обзоре (надо отметить, что в настоящее время в разделе «Статистика» на официальном сайте МВД РФ данные, характеризующие количество экологических преступлений и их вклад в общее состояние преступности, отсутствуют!). Так вот, в этом отчете отмечалось, что резкое снижение судимости за нарушения природоохранного законодательства не отражает истинного положения дел и свидетельствует о серьезных недостатках в работе природо- и правоохранительных органов. Значительное число выявленных причинителей вреда природе не привлекаются к судебной ответственности, так как подавляющее большинство материалов разрешается в административном порядке органами государственных инспекций или прекращается в процессе предварительного следствия (дознания).

Факт, что судебная статистика по делам об ответственности за экологические преступления крайне скудна, а сложившееся при этом положение в области охраны окружающей среды следует признать критическим - очевиден.

Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

Понятие экологического преступления

В ст. 85 Федерального закона от 19.12.91 г. «Об охране окружающей природной среды» говорилось, что экологические преступления представляют собой общественно опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. В ныне действующем законе [3], как и в новом УК, определения ЭП нет, но суть их не изменилась, а, следовательно, и определение.

При расследовании и рассмотрении уголовных дел об ЭП для уяснения уголовно-правовых понятий необходимо обращение к законодательным и иным нормативно-правовым актам, относящимся к другим отраслям, прежде всего к экологическому, земельному, водному и т. д.

В уголовном праве под объектом экологических преступлений понимаются общественные отношения по поводу обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и использования окружающей среды.

Предметом ЭП выступают природные богатства в целом и отдельные их виды (вода, недра, земля, животный и растительный мир, атмосфера и т. д.).

Необходимо разграничивать экологические преступления и преступления против собственности - поскольку предметом могут быть одни и те же вещи; так, рыба, выловленная из пруда, если ее выращивали, будет предметом хищения, а выловленная в открытом водоеме - предметом экологических преступлений. Если предмет обособлен, то этот предмет уже следует рассматривать как предмет преступления против собственности. Охотник поставил капканы, а другой человек, посторонний, пошел проверять капканы и пойманную дичь присваивает, для первого это будет браконьерство, а другого - хищение чужого имущества.

Объективная сторона - чаще всего выражается в полном или частичном нарушении правил природопользования, экологических требований. Многие статьи гл. 26 УК прямо в названии говорят о нарушении правил, и даже когда оно не вынесено в заголовок, понимается именно нарушение правил (ст.250). Составы ЭП чаще всего материальные, например, загрязнение вод, атмосферы, т.е. ответственность наступает, если данные деяния повлекли последствия.

Субъективная сторона ЭП характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. При этом мотив и цель преступления не выступают обязательными признаками ни одного экологического преступления.

Субъекты ЭП - это физические лица, достигшие 16-ти летнего возраста. Есть составы ЭП со специальным субъектом, когда идет речь об ответственных за соблюдением специальных правил, обязанности данных лиц устанавливаются специальным правилами.

Например, в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ.

При этом необходимо учитывать, что статьями 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения.

Статьей 19 УК РФ четко установлено, что субъектом преступления может быть лишь физическое лицо.

Особенно актуален вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления. Уголовно-правовые санкции, применяемые за экологические преступления, должны сделать экономически невыгодным для всего предприятия, всех его работников занятие экологически вредной производственной деятельностью. Существующие штрафные санкции (размер их ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, никоим образом не могут способствовать восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы же, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера, по мнению специалистов, были бы способны выполнять восстановительную функцию.

Неясно, почему, если ответственность юридических лиц в административном и гражданском праве считается обоснованной, ее нельзя применять в уголовном праве. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Эта рекомендация уже реализована, например, в Великобритании и Франции. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления известна также и законодательству ряда штатов США.

При рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность (ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба [4].

Виды экологических преступлений

Вступивший в силу с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации впервые в истории уголовного законодательства нашей страны содержит самостоятельную главу «Экологические преступления». К числу экологических преступлений были отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и экологическую безопасность общества.

Глава «Экологические преступления» объединяет 17 статей. В зависимости от вида ЭП, в зависимости от непосредственного объекта они подразделяются на:

  • общие виды экологических преступлений (преступления, посягающие на природу в целом: ст. 246-249);
  • специальные экологические преступления (преступления против отдельных компонентов природы: ст. 250-262).
1. Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности посредством ухудшения качеств природной среды.

Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ могут выражаться в нарушениях при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию и эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил.

Обязательным условием уголовной ответственности по ст. 246 является наступление таких тяжких последствий, как существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных и т. д.

Существенным изменение радиоактивного фона признается в тех случаях, когда доза излучения природных радионуклидов (цезия, стронция, криптона и др.) оказывается выше установленных норм, что приводит к недопустимому облучению людей или к их радиоактивному загрязнению. Подобные изменения радиоактивного фона отмечались в районах, где ранее проводились ядерные испытания, где произошла авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., в местах эксплуатации предприятий ядерного топливного цикла, судовых ядерно-энергетических установок, региональных хранилищ радиоактивных отходов.

2. Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил рассматриваются в данной статье как деяния, создающие угрозу экологической безопасности населения и причиняющие вред биологическим основам существования человека.

Особую опасность представляют радиоактивные, бактериологические и химические вещества и отходы. Если названные вещества не могут быть использованы в процессе полезной деятельности при строжайшем соблюдении правил, обеспечивающих их безопасность для окружающей среды и человека, то они не подлежат использованию и переработке и должны отправляться на захоронение.

К примеру, на предприятиях Российской Федерации на начало 1996 г. образовалось 89,9 млн. т промышленных токсичных отходов, и не все они были захоронены в соответствии с экологическими требованиями.

3. Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами

Опасность нарушения указанных правил состоит в том, что оно может вызвать гибель либо серьезное расстройство здоровья людей, распространение эпидемий и эпизоотий, заражение природной среды, источников водоснабжения, посевов, продовольствия и т. п.

Предмет преступления - микробиологические или другие биологические агенты и токсины. Под микробиологическим агентом понимается микроорганизм, вирус, бактериальное вещество. К иным биологическим агентам может быть отнесено, например, любое инфекционное вещество либо его носитель, способные вызвать смерть, болезнь или другую биологическую дисфункцию в человеческом организме, животном, растении или другом живом организме, а равно порчу пищи, воды, оборудования, какого-либо материала или вредные изменения окружающей среды.

Термин «токсин» означает независимо от происхождения или способа изготовления любое ядовитое вещество, выделяемое живым организмом. Оно может быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма.

Порядок обращения с биологическими агентами и токсинами регулируется общими нормами природоохранительного законодательства, а также ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (Приказ Главного государственного ветеринарного инспектора РФ от 04.12.95 № 13-7-2/469).

Преступление считается оконченным, если причинен вред здоровью человека либо возникла эпидемия или эпизоотия или наступили иные тяжкие последствия.

Эпидемия означает распространение заразной болезни, значительно превышающее уровень заболевания ею, обычно регистрируемый в данной местности.

Под эпизоотиями понимаются случаи массовых заражений и заболеваний среди животных.

Лицо, во владении которого находятся биологические объекты или токсины, обязано соблюдать правила обращения с ними. Прежде всего это лица, оперирующие указанными материалами в силу своих профессиональных обязанностей или имеющие доступ к ним по роду своей работы.

4. Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

Эти преступления посягают на экологическую безопасность.

Преступление заключается в нарушении ветеринарных правил, повлекшем эпизоотию или иные тяжкие последствия. (нарушения, не имеющие указанных последствий, наказываются в административном порядке).

Нарушение правил может быть совершено как путем действия (продажа больного скота или мясопродуктов, ввоз больных животных в Российскую Федерацию, выгон больного скота в общее стадо и т. п.), так и путем бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, невоспрепятствование сбыту зараженной инфекционными болезнями продукции, непринятие мер по уничтожению больных животных и др.).

Обязательным условием возникновения уголовной ответственности является наступление последствий в виде эпизоотии.

К тяжким последствиям относятся массовое распространение болезней растений на значительных площадях (эпифитотия); полное или частичное вынужденное уничтожение или гибель большого количества сельскохозяйственных культур (например, виноградника, пораженного филлоксерой), значительных площадей посевов; гибель или порча семенного или элитного фонда; уничтожение или повреждение до степени прекращения роста леса; массовая гибель диких животных, птиц; массовый падеж диких или домашних животных (не имеющий характер эпизоотии, хотя и причинивший значительные убытки либо значительный вред природной среде и охотничьему хозяйству).

Субъектом нарушения ветеринарных правил может быть как должностное лицо государственного ветеринарного надзора, так и любое иное лицо, обязанное соблюдать эти правила.

5. Статья 250. Загрязнение вод

Загрязнение вод способно причинить существенный вред здоровью людей, природной среде, ее животному миру и рыбным запасам, сельскому и лесному хозяйству, подорвать экологическую безопасность населения.

Предмет преступления - воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники, источники питьевого водоснабжения.

Хранилища воды, не имеющие экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т. п.), не относятся к предмету рассматриваемого преступления.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 постановления от 05.11.98 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъяснил, что по ст. 250 УК должны квалифицироваться эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Обязательный признак состава преступления - наличие указанного в законе вреда.

Вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. При этом, в частности, следует учитывать количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы), экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект или территория и т.п.), стоимость утраченного или поврежденного в денежном выражении или по соответствующим установленным таксам, площадь распространения загрязняющих веществ.

6. Статья 251. Загрязнение атмосферы

Загрязнение воздуха, как и других ресурсов природной среды, причиняет существенный вред здоровью людей, природной среде, наносит серьезный экономический ущерб.

Предметом преступления может быть только атмосфера. Загрязнение воздуха производственных помещений при наличии признаков преступления влечет ответственность за несоблюдение правил охраны труда (ст. 143 УК).

Статья 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается установление в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферу двух видов нормативов выбросов:

  • технических нормативов выбросов;
  • предельно допустимых выбросов.

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов, нормативов предельно допустимых выбросов, территориальные органы исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов. Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов должны быть предусмотрены в Плане уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок (в т.ч. и неиспользование установленного оборудования для очистки и контроля выбросов в атмосферу), сооружений и объектов связано с превышением нормативов выбросов; превышением нормативов физических воздействий; с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; с вредным физическим воздействием на атмосферу без разрешения такого органа, когда получение его необходимо в соответствии с законодательством РФ.

Субъект преступления - лицо, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов, или лицо, допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

7. Статья 252. Загрязнение морской среды

Экологическая опасность этого преступления выражается в возможности причинения вреда здоровью людей, гибели, уничтожения либо повреждения морской фауны и флоры, лишения граждан возможности пользоваться морскими зонами отдыха и другими правомерными видами пользования морской средой.

Правовую базу, обеспечивающую безопасные условия пользования морскими водами, образует ряд международных актов, ратифицированных СССР и Россией, и законодательство РФ. Основными из них являются Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и др.

Местом совершения преступления является морская среда: внутренние моря Российской Федерации, территориальное море, открытое море.

В качестве источников загрязнения ст. 252 УК называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения.

Субъектом преступления могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах Российской Федерации иностранного судна, иного плавучего средства либо работники платформ, иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ; командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов