Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (100) > ЭКОЛОГИЯ И БИЗНЕС

Юкос и другие. Экологи и бизнес: Диалог состоялся

ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Сообщение ECO-HR.1402, 4 июня 2004 г.

3 июня завершился консультационный семинар «Показатели и методы оценки экологической эффективности бизнеса» - встреча с представителями бизнеса, организованный АНО «Независимое экологическое рейтинговое агентство». На семинаре присутствовали представители 13-ти крупнейших компаний России: ОАО «КАМАЗ», ОАО НГК «Славнефть», ОАО «Северсталь», ГМК «Норильский никель», ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НК «ЮКОС», ОАО «ГАЗ», ТНК ВР, Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».

«У данной встречи несколько целей, - комментирует директор АНО «НЭРА» Александр Мартынов, - но главная в том, чтобы экологическая ответственность и открытость ведущих компаний России превратилась, наконец, из головной боли небольших экологических отделов на заводах в средство повышения капитализации бизнеса и привлечения реальных финансовых ресурсов в развитие передовых производств».

За три года работы был накоплен уникальный опыт анализа экологической эффективности производства в России, который стало целесообразно обсудить непосредственно с экспертами компаний. Обсудить состав показателей, методов их обработки и интегрального сравнения компаний по уровням экологических издержек и динамике этих показателей.

Основные принципы, положенные АНО «НЭРА» в основу выбора показателей воздействия и составления рейтингов экологических издержек производства в предприятиях, отраслях и регионах, сводятся к следующим положениям.

Первое - применяемые для оценки показатели должны характеризовать воздействие производства на природу, а не масштабы природоохранной деятельности предприятия или его внутренний экологический менеджмент. Нас интересуют так называемые «экстерналии» - т.е. внешние издержки, возникающие «за воротами» заводов, которые не учитываются в сводных финансовых балансах предприятий.

Вторым условием является доступность применяемых показателей воздействия, их широкое использование в самых разных видах отчетности.

Третьим фактором при отборе показателей была максимально возможная их универсальность - пригодность для характеристики воздействий самых разных отраслей, предприятий, технологий.

Наконец последним требованием является простота применяемых показателей, их понятность большинству людей даже без пространной лекции узкого специалиста.

«Мы выносим критерии оценки на обсуждение специалистов компаний и готовы вместе с ними искать оптимальный вариант. Единственное, чего не может позволить себе «Независимое экологическое рейтинговое агентство», так это выбора тех показателей, которые дают очевидное преимущество отдельным компаниям в ущерб другим», - сказал Александр Мартынов в своем выступлении.

«Создание эффективной системы объективной оценки экологических издержек деятельности разных компаний на перспективу возможно только в партнерстве экспертов общественного и бизнес-секторов. Однако, идея партнерства не означает, что мы, то есть, зеленые, будем закрывать глаза и прощать какие-то нарушения, допущенные той или иной компанией. То, что мы предлагаем - честное и прозрачное сотрудничество для воплощения концепции социальной и экологической ответственности бизнеса. При адекватной реакции компаний они, возможно, смогут в будущем рассчитывать на изменение отношения к ним населения. Пора понять, что только экологичного вида рекламой обходиться нельзя, надо еще что-то делать» - говорит Святослав Забелин, со-председатель Совета Международного социально-экологического союза.

Действительно, как показывает исследование, проведенное Ассоциацией Коммуникационных агентств, более 250 российских фирм, так или иначе, эксплуатируют экологическую или природную тематику. Однако, как известно, далеко не все из них соответствуют создаваемому образу.

«Проверкой достоверности использования экологических символов и образов чистой природы, чистой воды, чистого воздуха и т.п. должно заниматься государство. И система рейтингов экологической чистоты станет основой для выявления экологически чистых производств, которые, в свою очередь, смогут использовать экологическую символику, включая ее в свою символику и логотипы» - комментирует Владимир Евстафьев, Президент Ассоциации коммуникационных агентств России.

«Экологическая компонента с некоторых пор стала одним из решающих факторов, влияющих на принятие решения о финансировании того или иного производства крупными международными финансовыми структурами. Во многих странах мира существуют неправительственные агентства, оценивающие ущерб от деятельности структур бизнеса. Появление такого агентства в России - полезное начинание, которое получит нашу всестороннюю поддержку», - заявил Владимир Циркунов, представлявший на семинаре Российское представительство Всемирного Банка.

Вопрос открытости и неподкупности оценщиков, то есть экспертов АНО «НЭРА», оказался наиболее важным для представителей компаний. В связи с чем на семинаре было заявлено, что «Агентство декларирует, что эксперты оцениваемых компаний имеют право ознакомиться с расчетами рейтингов любых объектов оценки», то есть как своей, так и других компаний, экологические издержки деятельности которых изучаются Агентством в текущем или предшествующих годах.

Участники семинара обсудили возможности совместной работы по совершенствованию системы оценок экологических издержек деятельности отечественного бизнеса и пришли к выводу о целесообразности создания соответствующей рабочей группы.

seupress@seu.ru,
3 июня 2004 г.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов