Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 6-7 (101-102) > ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ

Экономическая эффективность охраны природы

Евгений ТЕЛЬГЕРЕКОВ,
Информационное экологическое агентство,
г. Новокузнецк

Забота об экологической безопасности - удел развитых стран? А мы вот разбогатеем и как начнем радеть о чистоте речек, о сохранности черных тополей, не станем выбрасывать бенз,а-пирен и формальдегид. А пока что у нас главное - удвоение ВВП, а экологические проблемы потом.

Расхожее мнение, что охрана природы, сохранение окружающей среды дело не прибыльное и весьма затратное, в последнее время все больше оспаривается ведущими учеными.

Наверно, и большинство государственных деятелей, и политиков, и даже бизнесменов согласятся, что без экологических аспектов, а во многих вопросах - даже экологических приоритетов, невозможно создавать цивилизованную страну, социально-ориентированное общество и современную экономику.

С другой стороны, на деле продолжает бытовать мнение у политиков, бизнесменов, словом, у лиц, принимающих решения, что экология - это затратная отрасль. «Надо-де выделять деньги из бюджетов, из прибыли предприятий на очень отдаленные перспективы. А вот профессор А. Г. Ишков (зам. руководителя Департамента государственного контроля в сфере природопользования по Центральному федеральному округу) утверждает, что с государственной точки зрения почти все экологические мероприятия экономически выгодны. Правда, это не простой счет: купил за рубль - продал за два. В Германии, например, свыше 20 % ВВП приносит именно экологический бизнес. И все это благодаря грамотно построенной системе управления в сфере охраны окружающей среды. И рычаги известны - экспертиза, нормирование, контроль.

Кузбасс давно и прочно входит в десятку самых грязных регионов России. Для сравнения: суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу Кемеровской области составил в 2003 году более 1,5 миллиона тонн; в Томской области - 286 тыс. тонн; в Алтайском крае - 243,8 тыс. тонн; в Новосибирской - 195,5 тыс. тонн; в Хакасии - 90,1 тыс. тонн; в Республике Алтай - 11,9 тыс. тонн. Из полутора тысяч предприятий Кемеровской области 35 оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, и именно они продолжают наращивать производство. По загрязнению воздуха, воды и почвы, по состоянию здоровья населения наша область - это зона чрезвычайной экологической ситуации. По данным социологических опросов населения региона, среди беспокоящих факторов на второе место в социальных приоритетах вышли экология и здоровье человека. Однако Кузбасс был и останется еще надолго сырьевым регионом федерального масштаба.

Это не может не беспокоить политиков, органы власти, общественность. Прошедший в мае 2004 года в Кемерово «круглый стол» по теме «Экологическая безопасность Кузбасса. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности в решении экологических проблем», организованный Общественной палатой Кемеровской области, показал весьма напряженный индекс внимания к экологическим проблемам. Инициатором проведения «круглого стола» выступила Региональная общественная организация из Новокузнецка «Информационное экологическое агентство» / ИнЭкА. «Круглый стол» собрал представителей практически всех политических партий, представленных в регионе, контролирующих природоохранных и санитарно-эпидемиологических служб, представителей администрации области, промышленных и научных кругов, общественных организаций и объединений, журналистов.

С доклада директора ИнЭкА Елены Перфильевой началось заседание. Содокладчиками выступили Мекуш Г. Е., к.г.н., зам. зав. кафедрой региональной экономики, доцент Кемеровского государственного университета, Михайлуц А. П., д.м.н., заведующий кафедрой гигиены труда Кемеровской государственной медицинской академии, профессор, академик РАЕН. Были названы наиболее приоритетные экологические проблемы Кемеровской области. Это прежде всего: многолетнее загрязнение всех сред (воздуха, воды, почвы) выбросами и отходами металлургической, угольной, золотодобывающей, химической и строительной промышленности; загрязнение и захламление земель вокруг городских и сельских населенных пунктов отходами производства и потребления; нарушение земель и русел рек, ведущее к деградации экосистем; снижение и изменение видового состава растений и животных, изменения биоценозов в результате нерационального использования лесных ресурсов; высокий уровень заболеваемости и смертности населения региона. В частности, начиная с 1998 года, средняя продолжительность жизни кузбассовцев неуклонно снижается, хотя она и так короче жизни россиян вообще; так, в Новокузнецке за 2003 год средний возраст умерших мужчин составил 54-55 лет, женщин - 67-68 лет; превышение смертности над рождаемостью составляет в Кузбассе 22 тысячи человек в год; за последние 10 лет общая заболеваемость населения области увеличилась на 19,4 %, общая смертность - на 19,7 %.

Все эти «страшилки» были предложены собравшимся отнюдь не с целью запугивания или нагнетания напряженности, ведь для большинства собравшихся представителей государственных природоохранных органов, исполнительной власти, промышленных кругов - эти сведения не закрыты. Тем не менее, доклады вызвали оживленную продолжительную заинтересованную дискуссию.

Несмотря на то, что в Кузбассе многое делается с целью стабилизации и улучшения экологической ситуации (в частности, Кемеровская область - единственный регион Российской Федерации, где утверждена областная концепция экологической политики), однако уровень и эффективность природоохранной деятельности не способствует сохранению окружающей природной среды, снижению уровня заболеваемости и смертности населения. И этому есть объективные основания. Многие из выступающих отмечали, что отсутствие четкого экологического законодательства на государственном и региональном уровнях, стимулирующего собственника заниматься природоохранной деятельностью, приводит к хищническому и бесконтрольному использованию имеющихся природных богатств; отсутствие действенного государственного экологического контроля и разработанных регламентов возмещения нанесенного ущерба позволяют промышленникам не нести ответственности за нарушения и загрязнение окружающей среды и наносимый ущерб здоровью населения. Это с одной стороны. С другой - органы власти при наличии законодательных «дыр» практикуют выборочное воздействие на отдельные предприятия (включая и те, которые активно занимаются реализацией природоохранных мероприятий) с целью пополнения бюджета.

Участники «круглого стола» предполагают, что для реализации эффективной региональной экологической политики необходимо взаимодействие всех секторов общества: власти, бизнеса и общественности. Что нашло отражение в итоговой резолюции. Что же рекомендуется? Развивать экологическое региональное законодательство, принять комплексные кодификационные региональные законы, способные объединить в одном документе регулирующие механизмы природопользования. Считать целесообразным принятие закона «Об охране окружающей среды, природопользовании и обеспечении экологической безопасности населения Кемеровской области». Активно развивать и использовать такие инструменты экологического менеджмента как:

  • внедрение рентного подхода в налогообложении;
  • развитие экономических механизмов природопользования;
  • внедрение залоговых фондов при реализации деятельности, влекущей за собой нарушение земель;
  • внедрение механизма возмещения ущерба от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды;
  • восстановление системы целевого использования платежей за загрязнение окружающей среды на выполнение природоохранных мероприятий на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном; восстановление экологических фондов.

И еще многое другое, не менее важное и не менее первостепенное.

Но что нам, рядовым жителям, резолюции, даже очень правильные? Нам ведь важно знать, когда на отвалах угольных разрезов будут яблони цвести, когда, наконец, вода в Томи станет достаточно чистой для рыбы, когда мы сможем дышать свежим воздухом, а не дымом свалок и заводов?

Задачи сегодняшнего дня поставлены Президентом. Они конкретны - удвоение ВВП и обеспечение конкурентоспособности российской экономики. Как бы ни казалось на первый взгляд, что это не имеет отношения к экологическим проблемам, именно эти задачи определяют основные цели государственной системы охраны окружающей среды на данном этапе.

Может ли наша экономика быть конкурентоспособной, если на единицу продукции тратит энергии больше, чем во всех прочих странах с сопоставимыми климатическими зонами. Коэффициент использования сырья у нас - один из самых низких в мире. А это и есть экологическая проблема. Удельные затраты природных ресурсов на единицу продукции - это потери тепла, отсутствие вторичного использования отходов, отсутствие оборотных систем использования воды, «допотопные» технологии сжигания органического топлива, энергозатратное оборудование на всех стадиях производства, неиспользование возобновляемых источников энергии. Может ли продукция «экологически грязных» предприятий конкурировать на мировых рынках? Нет.

Экологический бизнес - мощнейший резерв развития экономики. Увеличение ВВП при этом происходит за счет интеллектуального труда. Используется научный потенциал, квалифицированные кадры и, конечно, охраняется здоровье нации.

Может быть, это подтолкнет собственников предприятий к проведению природоохранных мероприятий, а не символической оплате штрафов, к решению экологических проблем региона, к обеспечению нашего конституционного права на благоприятную окружающую среду?

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов