Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 6-7 (101-102) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Экологические преступления

С. С. БЕЛОЗЕРОВА, О. Б. КУЗНЕЦОВА,
ведущие специалисты ООО «ИнЭкА-консалтинг»

(Окончание. Начало в № 100)

8. Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

Преступление посягает на суверенное право РФ над континентальным шельфом и морской исключительной зоной, нарушает отношения по обеспечению безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и морской исключительной зоны РФ.

Часть 1 ст. 253 УК дает исчерпывающий перечень нарушений законодательства о континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоны РФ:

  • незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе;
  • незаконное создание вокруг незаконно возведенных сооружений на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне зон безопасности;
  • нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Часть 2 ст. 253 УК запрещает проведение исследований, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ без соответствующего разрешения. Эти деяния образуют состав экологического преступления.

Иные нарушения законодательства о континентальном шельфе РФ влекут административную ответственность.

Субъект преступления - граждане РФ, лица без гражданства или иностранные граждане.

9. Статья 254. Порча земли

Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет значительные экономические убытки.

Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.

Самые распространенные способы порчи земли - это отравление и загрязнение.

Под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов, и пользование ею может вызвать их гибель.

Под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций.

Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден Письмом от 27.12.93 № 04-25/61-5678 Министерства природных ресурсов РФ (Минприроды) и Государственного земельного комитета Российской Федерации (Роскомземом) (документ официально не публиковался).

Вред фауне рассчитывается по Шкале гражданских исков, предъявляемых к организациям и лицам в возмещении ущерба, причиненного государственному охотничьему фонду, утвержденной 22.07.93.

Субъект данного преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов; лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении.

10. Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр

Данное преступление посягает на отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Предмет преступления - содержимое недр: полезные ископаемые, добыча и использование которых природопользователями требуют специального разрешения, в том числе уголь, нефть, руды, драгоценные металлы и драгоценные камни.

Субъект преступления - лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, эксплуатацию объекта.

Права и обязанности пользователей, основания права пользования, сроки, виды работ, места пользования, виды полезных ископаемых, которые разрешены к пользованию, и прочие условия оформляются специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Наиболее характерными нарушениями правил охраны и использования недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное использование недр без разрешения при строительстве, размещении, эксплуатации горнодобывающих предприятий; разработку недр за пределами горного отвода, предоставленного пользователю; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; добыча полезных ископаемых сверх установленного в лицензии объема. Нарушением будет и использование недр по лицензии, полученной незаконно, поддельной или просроченной; выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых; нарушения, приводящие к порче месторождения; приведение участков земли и других природных объектов при пользовании недрами в состояние, не пригодное для их дальнейшего использования.

В КоАП также содержится перечень административных проступков, схожих с перечисленными (например, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, невыполнение правил охраны недр и требований по охране окружающей природной среды и т. д.). Различать сходные правонарушения следует по размеру наступивших последствий.

11. Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений

Статья регулирует общественные отношения, связанные с рациональным использованием и охраной водных живых ресурсов.

Предметом преступления являются рыбы, другие водные животные (моржи, тюлени, крабы, кальмары, мидии, морские ежи и т. д.), а также промысловые морские растения.

Предмет преступления образуют только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. Рыба, другие водные животные, выращиваемые рыбозаводами, рыбхозами, колхозами в специально устроенных или приспособленных водоемах; рыба, добытая этими организациями или хотя бы и находящаяся еще в сетях и иных ловчих устройствах, может быть предметом хищения чужого имущества, так как в этих случаях предмет посягательства обособлен трудом добытчика от естественной природной среды и приобрел качество товара.

С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче. Незаконной признается добыча без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами (Конвенция о биологическом разнообразии, Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» и др.).

Правилами охраны и промысла морских млекопитающих промысел котиков ограничен, а каланов запрещен повсеместно.

При решении вопроса, является ли ущерб крупным, судам необходимо исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному миру (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда от 05.11.98 № 14). В денежном выражении крупный ущерб может быть выражен таксовой стоимостью, например, двух осетров, двухсот штук воблы, восмисот устриц, одного моржа или дельфина.

Как показывает обобщение судебной практики, экологический вред, как правило, не учитывается. Суды исходят в основном из стоимостного и количественного критериев, что искажает истинные размеры причиненного природной среде ущерба и квалификацию содеянного.

Немного статистики. В ходе операции «Путина» на Дальнем Востоке выявлено 1392 преступления. По сравнению с 2002 г. на 75,3 % увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с незаконной добычей водных животных. Из незаконного оборота изъято рыбы и морепродукции на сумму, превышающую 550 млн. рублей [9].

12. Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов

В целом преступление посягает на отношения, обеспечивающие сохранение рыбных запасов как части природной среды от истребления. Наряду с охраной рыбных запасов как таковых уголовный закон охраняет и среду обитания водных животных.

Предметом преступления является не только рыба различных видов, включая молодь, но и иные водные животные (раки, крабы, водные пушные млекопитающие и др.), а также кормовые организмы животного происхождения и водная растительность, образующие в совокупности кормовые запасы рыб и других водных животных.

Для установления содержания признаков состава преступления необходимо обратиться к специальным правилам, регулирующим производство работ (сплав леса, заготовка леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, прокладка трубопроводов, строительство дорог, линий электропередачи, возведение производственных объектов и т. п.) в рыбохозяйственных водоемах: Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» и другие нормативные акты.

Вопрос о признании размера уничтожения кормовых запасов значительным решается в каждом конкретном случае с учетом объема уничтоженного и поврежденного, экологической ценности этих запасов, их стоимости по соответствующим таксам, вреда природной среде. Виновный обязан также возместить ущерб, согласно установленным таксам, и прочие убытки, исчисляемые в порядке гражданского судопроизводства.

Субъектом преступления являются должностные лица государственных хозяйствующих субъектов, предприниматели, руководители негосударственных хозяйственных структур, занимающиеся осуществлением указанных выше работ, и лица, фактически осуществляющие эти работы.

13. Статья 258. Незаконная охота

Данное преступление посягает на отношения по охране и рациональному использованию диких животных.

Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1462) устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.

Предмет преступления составляют дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные на свободу в целях разведения независимо от того, в чьем ведении эти угодья находятся.

Признаками незаконной охоты является охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

Правом охоты с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользование животным миром в виде платы за лицензию, отчислений от членских взносов в общества охотников и др.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их численности, статуса, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и утверждается Правительством РФ.

Также существуют перечни запрещенных орудий и способов охоты. Например, повсеместно запрещается пускание огненных палов, использование оружия военного и спортивного образца, применение сетей, охота «из-под фар», добывание животных, находящихся в бедственном положении. В зависимости от местных условий эти перечни могут несколько сужаться или расширяться.

Специальным субъектом преступления будет лицо, использующие свое служебное положение. Здесь речь идет об использовании прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе для занятия незаконной охотой, например работниками органов охотнадзора, руководителями заготовительных организаций, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти.

14. Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Это преступление посягает на отношения по сохранности редких и исчезающих видов животных и растений и их генофонда.

Предметом преступления являются организмы, занесенные в Красную книгу: млекопитающие животные, рыбы, насекомые и т. п., а также растения.

С объективной стороны преступление состоит в уничтожении критических местообитаний животных и растений, включенных в Красную книгу, повлекшем гибель популяций этих организмов.

Под уничтожением места обитания понимается приведение его в состояние, полностью непригодное для поддержания жизни указанных популяций. Способы уничтожения значения не имеют: отравление, загрязнение территории, сожжение или вырубка леса, затопление места обитания и др.

«Критическое местообитание» - это специфический термин, обозначающий специально выделяемые защитные участки территорий (акваторий), на которых обитают популяции каких-либо животных или растений, занесенных в Красную книгу.

При применении данной статьи под местообитанием популяции следует понимать территорию в определенных границах (водоема, леса, урочища, болотных угодий и т. п.).

В качестве последствий закон предусматривает гибель популяций животных и растений. То есть для признания преступления оконченным необходимо, чтобы уничтожение места обитания повлекло уничтожение двух и более популяций организмов, занесенных в Красную книгу.

15. Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников

Преступление посягает на общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности.

Отношения по поводу использования и охраны лесов лесного фонда регулируются Лесным кодексом РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ, правовыми актами Правительства РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также земельным законодательством.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, регулируются помимо названных актов также гражданским и водным законодательством.

Под лесом понимается совокупность плотнорастущих деревьев и древесно-кустарниковой растительности на определенной земельной площади. К насаждениям, не входящим в лесной фонд, относятся лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях обороны и городских поселений (городские леса).

Незаконной порубкой признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня (срубание, спиливание, корчевание и т. п.) без разрешения. Право на порубку дает лесорубочный билет, ордер, лесной билет. Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.99 № 867 утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (СЗ РФ, 1999, № 32, ст. 4090). Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.05.94 № 126 утверждены Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам растительного и животного мира.

Субъект преступления - лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260 УК), и любое другое лицо. Под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т. п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом или производящих какие-либо работы.

16. Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов

Преступление посягает на отношения по охране лесов. Предмет преступления - леса и насаждения, не входящие в лесной фонд.

С объективной стороны преступление может быть совершено как действием (поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и бездействием (непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источников повышенной опасности).

Пожарная безопасность регламентируется Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и «Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации». Санитарные правила в лесах Российской Федерации утверждены приказом Рослесхоза от 15.01.98 № 10.

Источники повышенной пожарной опасности разнообразны: линии электропередачи, транспортные средства, легковоспламеняющиеся вещества и др. Так, Правилами пожарной безопасности запрещается использовать машины и трактора без искрогасителя на выхлопной трубе, предписывается принимать необходимые меры безопасности при корчевании пней с помощью взрывчатых веществ.

Следует упомянуть и о вредных веществах, под которыми понимаются любые вещества, способные уничтожить или повредить лес и насаждения: горюче-смазочные, удобрения, стимуляторы роста растений, яды, дефолианты, микробиологические или иные биологические агенты и токсины.

Немалый вред нанасят и поджоги. Общеопасным помимо поджога является также любой другой способ, который может не только привести к гибели или повреждению лесов и насаждений, но и уничтожить животный мир, принести вред домашнему скоту и птице, здоровью людей, отравить атмосферу (использование взрывчатых веществ, дефолиантов, ядов, бактериологических и иных биологических средств, массовое распространение болезней растений и животных, вредителей растений).

Проблема уничтожения лесов стоит достаточно серьезно как с точки зрения экономики, так и с точки зрения нарушения природных экосистем и имеет масштабный характер. Например, за 9 месяцев 2002 г. в Московской области было возбуждено 130 уголовных дел экологической направленности, из которых большая часть связана с лесными пожарами; в Вологодской области ущерб от незаконных вырубок в целом по гослесфонду составил почти 9 миллионов рублей [9].

17. Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Преступление посягает на отношения в области охраны особо ценных в экологическом плане природных территорий и объектов.

Их перечень и правовой режим устанавливается в ряде нормативных актов Российской Федерации (например в Федеральном законе от 14.03.95 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральном законе от 23.02.95 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

б) национальные парки (федерального значения);

в) природные парки (субъектов Российской Федерации);

г) государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

е) дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

ж) лечебно-оздоровительные местности, курорты (федерального, регионального и местного значения).

Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий, в том числе зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, биологические станции, микрозаповедники и др.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.

С объективной стороны преступление выражается в нарушении действием или бездействием режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.

Нарушение режима может состоять в проведении работ, уничтожении или повреждении природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении и создании фактора беспокойства птиц и зверей и т. д.

Преступление и наказание

В УК РФ последствия экологических преступлений представлены разнообразно.

Они могут выражаться в существенном изменении радиоактивного фона; вреде здоровью человека; массовой гибели животных; угрозе причинения существенного вреда здоровью человека; угрозе причинения существенного вреда окружающей среде и других последствиях.

Вред здоровью человека можно рассматривать как последствие ЭП, и заключается он в причинении вреда здоровью хотя бы одного человека. Практически это должно выразиться в констатации соответствующим медицинским учреждением причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в результате нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Причинение вреда здоровью человека, предусмотренное в ст.ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ, выражается также в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.

Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т. п.

В необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других.

В каждом конкретном случае следует выяснять размер нанесенного ущерба. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.

При решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.

При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т. е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.

К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.

Следует также иметь в виду, что суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.

Вред, причиненный нарушением экологического законодательства подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме, независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий или по неосторожности.

При назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений необходимо соблюдать принцип индивидуализации. Следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств дела, и прежде всего характер допущенных нарушений и данных о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др.

При этом виновному могут быть применены дополнительные наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Сейчас практику назначения уголовного наказания нельзя признать мерой, «сдерживающей преступность». Подавляющее большинство экологических преступлений общего характера отнесено законодателем к преступлениям средней и небольшой тяжести. Самая суровая санкция (ст. 247) - до 8 лет лишения свободы.

Отсюда следует, что законодатель, по-видимому, и не считает необходимым сдерживать экологическую преступность при помощи назначения наказания исключительно в виде лишения свободы.

Для сравнения можно привести опыт ОАЭ, где с 21 октября 1999 года действует закон, предусматривающий смертную казнь за экологические преступления. Тягчайшим преступлением, за совершение которого предусмотрена такая жесткая санкция, является ввоз и хранение на территории страны ядерных и биохимических отходов.

Вот пример инициативы правительства, направленной на охрану природы и здоровья населения своей страны. Как в таком случае расценить действия российского правительства, которое дает «добро» на ввоз радиоактивных отходов? Разницу во взглядах нельзя объяснить «восточным» и «европейским» мировоззрением.

Резюме

Загрязнение окружающей среды - это негативное физико-химическое, радиоактивное, биологическое и иное изменение качества природной среды (атмосферного воздуха, вод, почвы и пр.) в результате хозяйственной и иной деятельности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду.

Несмотря на ту работу, которая проводится по защите окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением количества отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, к загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации.

Специфика экологических преступлений заключается в том, что они не только представляют опасность в рамках одной страны, но и затрагивают интересы мирового сообщества. На Генеральной ассамблее ООН было заявлено, что «ухудшение состояния окружающей среды угрожает нашей безопасности не меньше, чем гонка вооружения. Мы забираем из воздуха, морей и земли все полезное, а возвращаем лишь отходы и отраву. В конечном счете все должны внести вклад в решение этой проблемы».

На сегодняшний момент в России происходит процесс осознания ответственности за загрязнение окружающей среды. Но темпы развития этого процесса чрезвычайно малы по ряду причин.

Одна из причин - продолжающаяся стабилизация экономики: заинтересованность собственников хозяйственной деятельности в увеличении объемов продукции, завоевание рынков сбыта, получение сверхприбылей сейчас, без оглядки на экологическую безопасность. Управление экологической и экономической сферами осуществляется в отрыве друг от друга.

Здесь можно отметить, что на этапе развития экономики, когда наша продукция выходит на мировой рынок, об экологии задумываться, хочешь - не хочешь, а надо: западные партнеры устанавливают свои экологические требования. Например, критерием отбора поставщиков для многих предприятий за рубежом является обязательность наличия системы экологического менеджмента, сертифицированной по международным стандартам.

Следующей причиной является несовершенная, с точки зрения платежей, система учета влияния хозяйствующего субъекта на окружающую среду. Западные аудиторы отмечают жесткость оценочной системы ПДК, ОБУВ и иных показателей, достижение которых иногда практически неосуществимо (которые, к тому же, не гарантируют экологическую безопасность для населения). Это и приводит к тому, что реальное загрязнение (равно как и налоги) предприятия стремятся скрыть, что приводит к «непрозрачности» экологии.

Третья причина - отсутствие целевого назначения экологических платежей. После упразднения Федерального экологического фонда РФ и по настоящее время данные платежи консолидированы в бюджете. Отсутствие механизма их зачета на цели экологии не стимулируют природоохранную деятельность предприятий [10]. А поскольку внедрение природоохранных мероприятий в российской экономике дело невыгодное, то собственники хозяйственной деятельности зачастую принимают решения в пользу регулярной выплаты экологических штрафов, говоря: «мне дешевле нарушать».

Существует и ряд других причин: это и «мягкая» система назначения наказаний, и применение этих наказаний только к физическим лицам, и низкий уровень экологической культуры.

Каковы же пути выхода из сложившейся ситуации?

  • Совершенствование существующей нормативно-правовой базы, устранение «белых» пятен и пробелов законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, разработка и принятие проекта федерального закона в области государственного регулирования системы экологического страхования, рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде в РФ.
  • Учет экологической составляющей в бюджетной политике как государства в целом, так и регионов.
  • Разработка эффективных экономических механизмов стимулирования экологической деятельности предприятий, например: предоставление налоговых льгот, кредитов на выгодных условиях предприятиям, чья деятельность связана с переработкой отходов; предприятиям, внедряющим безотходные технологии, эффективные природоохранные мероприятия; предприятиям, прошедшим сертификацию экологического менеджмента и т. д.
  • Введение более строгих санкций за экологические преступления.
  • И, конечно, не только государство должно решать эти вопросы: активная социальная позиция граждан и общественных организаций, использование инструментов общественного контроля, участие СМИ, внедрение образовательных программ - это лишь малые примеры инициативы «снизу», которая может существенно повлиять на состояние окружающей среды.

Решение всех проблем посредством уголовного права не может рассматриваться как главный инструмент охраны окружающей среды. Хотя очевидна профилактическая функция уголовно-правового запрета наиболее опасных посягательств на окружающую среду, а меры уголовного наказания, определяемые судом нарушителям природоохранного законодательства, призваны сыграть значительную роль в борьбе с экологическими правонарушениями.

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов:
  1. Конституция РФ, 1993;
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5.11.98 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»;
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Лебедева В.М.).- М.: Юрайт-М, 2001;
  6. Лопашенко Н.А. Экологически преступления. Научно-практический комментарий. - Спб.: Юридический центр Пресс, 2002;
  7. Тяжкова И. М. Экологические преступления в новом УК РФ. Информационно-правовая система «ГАРАНТ»;
  8. Виноградова Е. Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления // Российская юстиция, №8, август, 2001;
  9. Http://lenta.ru;
  10. Рекомендации парламентских слушаний «Об экономическом механизме охраны окружающей среды и законодательном обеспечении платы за негативное воздействие на окружающую среду» // ЭКОСинформ, №3, март, 2004;
  11. http://www.greenpeace.org/russia_ru.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов