Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 6-7 (101-102) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Реформа водного законодательства в Российской Федерации

(проект)

По инициативе Администрации Президента Российской Федерации и Министерства экономического развития РФ в России в настоящее время осуществляется реформа технического законодательства, то есть совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих различные виды хозяйственной деятельности (производство, оказание услуг, эксплуатация, транспортировка, хранение), направленная в том числе и на обеспечение безопасности и ограничение вредного воздействия на здоровье человека и на окружающую среду.

Предпринятая реформа преследует несколько целей, важнейшими из которых являются: упрощение нормативно-правовой базы, достижение ее стопроцентной практической реализуемости, упрощение и повышение эффективности механизмов контроля за ее соблюдением, максимальное сближение с действующей нормативно-правовой базой государств, членов Европейского Союза.

Краеугольным камнем нового подхода к техническому регулированию в России является Закон РФ «О техническом регулировании», принятый Государственной Думой 15 декабря 2002 года. Этим законом устанавливаются границы технического регулирования, а именно: аспекты, касающиеся безопасности, регулируются законодательно соответствующими обязательными к применению техническими регламентами. В списке общих технических регламентов важное место занимают регламенты, определяющие экологическую безопасность, а среди них - регламенты, касающиеся водных ресурсов: водоснабжения вообще и питьевой воды в частности, а также водоотвода.

В этой области для современной России характерен очень большой разрыв между действующей нормативной базой, устанавливающей чрезвычайно строгие параметры качества как используемых, так и сточных вод, и практикой, состоящей в интенсивном и часто почти бесконтрольном загрязнении окружающей среды. В странах Европейского Союза, наоборот, действующие регламенты («директивы ЕС») устанавливают параметры качества на уровне, практически приемлемом для хозяйствующих субъектов на данный момент, при строгом контроле их соблюдения. Это нисколько не мешает процессу постоянного ужесточения европейских норм с целью дальнейшего улучшения качества окружающей среды.

Цель и участники проекта

Целью проекта «Реформа водного законодательства Российской Федерации» является подготовка пакета законопроектов (технических регламентов), регулирующих использование водных ресурсов именно в отношении перечисленных выше аспектов экологической и санитарной безопасности. Не затрагивая при этом экономических аспектов водопользования. Таких, например, как лицензирование предприятий, осуществляющих водоснабжение. Эти аспекты регулируются Водным кодексом Российской Федерации, находящимся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы.

Проект «Реформа водного законодательства Российской Федерации» осуществляется по инициативе Экономического управления Президента Российской Федерации и Министерства экономического развития РФ при финансовой поддержке Министерства охраны окружающей среды Дании, в рамках «Датской Программы сотрудничества в области окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы» (ВАКСЕЕ, ДАНСИИ). Со стороны западноевропейских исполнителей проекта в нем участвуют консультанты и эксперты по вопросам права, институционального развития природоохранных служб, водного законодательства Европейского Союза, технологий и регулирования водопользования, качества воды, экономики природоохранной деятельности.

К работе в проекте привлечены ведущие российские специалисты из НИИ ВодГео, Министерства природных ресурсов, Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения и других организаций.

Основные задачи проекта

Основными задачами проекта являются:

  1. Анализ пунктов расхождения действующих российских нормативов по водопользованию с соответствующими европейскими нормативами; подготовка следующих трех законопроектов:
    • проект закона (технического регламента) о водоснабжении;
    • проект закона (технического регламента) о водоотводе;
    • проект закона (технического регламента) о питьевой воде.
  2. Взаимодействие с соответствующими комитетами Государственной Думы на этапе доработки указанных законопроектов, активное участие в консультациях между всеми заинтересованными сторонами.
  3. Вовлечение в указанную деятельность представителей различных российских организаций - административных, научно-исследовательских, неправительственных, компаний по водоснабжению - как с целью распространения информации о выполняемой работе, так и для обеспечения приемлемости ее результатов для всех заинтересованных сторон.
  4. Активное участие в разработке на уровне федеральных ведомств плана и методов приведения в действие указанных трех законов во всех регионах Российской Федерации.
  5. Организация пилотных проектов в двух регионах Российской Федерации. В этих пилотных проектах во взаимодействии с региональными административными органами и другими заинтересованными участниками будут опробованы в действии новые принципы водного законодательства и новая организация служб контроля и лицензирования еще до того, как эти принципы будут приведены в действие во всех регионах.

Этапы работы

Выполнение проекта разбито на несколько этапов

Первый год выполнения проекта в основном посвящен разработке вышеперечисленных технических регламентов (по водоснабжению, водоотводу и питьевой воде) и взаимодействию с Государственной Думой на этапе их рассмотрения и принятия. На начальном этапе будет произведен сравнительный анализ существующих законодательств и будут выбраны два региона для реализации пилотных проектов.

Второй год будет посвящен разработке совместно с соответствующими федеральными ведомствами плана и методов реализации указанных законов, определения новых процедур контроля и лицензирования и т. д.

Реализация пилотных проектов начнется сразу после выбора двух регионов и растянется почти на два года, с тем, чтобы завершиться созданием вполне работоспособной модели новой организации водопользования, применимой в масштабах всей Российской Федерации. В процессе выполнения проекта будет организовано несколько семинаров как рабочего характера (для участников проекта), так и ознакомительного (для потенциально заинтересованных российских организаций и специалистов).

Для широкого ознакомления с проектом и его результатами будет функционировать специальный сайт в Интернете.

Экос-информ,
№ 5, 2003
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов