Обоснование необходимости введения в России трехзвенной системы мер по решению проблемы безнадзорных животных

направленное 04.10.2004 г. в письменном обращении нашей организации Президенту РФ Путину В. В. и Председателю Правительства РФ Фрадкову М. Е. 4 октября в Международный день защиты животных
Автономная некоммерческая организация «Благотворительное общество опеки бездомных животных»

Введение

1) Обязательства государства по реализации конституционных прав граждан.

Государство обязано обеспечивать своим гражданам реализацию конституционных прав и свобод, в том числе социально-экономических и культурных прав (статьи 34-44 Конституции РФ), прав на свободный труд (статья 37 Конституции РФ), прав на охрану здоровья (статья 41 Конституции РФ), экологических прав (статья 42 Конституции РФ), а также охранять достоинство личности (ч.1 статьи 21 Конституции РФ). В этих отношениях граждане выступают в качестве «кредитора», платящего налоги и сборы государству, которое является «должником» по выполнению указанных обязательств перед гражданами (что узаконивается статьей 307 Гражданского Кодекса РФ).

Во-первых, безнадзорные животные (кошки и собаки) являются собственностью государства. Поэтому, при причинении вреда со стороны этих животных здоровью граждан, экологии и благоприятной окружающей среде у государства возникают обязательства компенсировать этот вред всем пострадавшим. В данном случае вред здоровью граждан причиняется не только при нападении на них безнадзорных животных, но и при наблюдении страданий, гибели или уничтожения этих животных, а также при частых сегодня социальных конфликтах между гражданами (одним животные на улице мешают, другие их защищают). Первопричиной этого вреда является само свободное обитание этих домашних животных на улице, в то время как по всем канонам и здравому смыслу эти животные должны содержаться только в домашних условиях и иметь владельца.

Во-вторых, государство не принимает необходимых мер в отношении реализации для безнадзорных животных требования абзаца 2 статьи 137 Гражданского Кодекса РФ «о необходимости гуманного обращения с домашними животными», в том числе, не создает условия для минимизации количества безнадзорных животных на улицах, как в европейских странах.

В результате указанного бездействия госслужб простые граждане вынуждены бесплатно выполнять работу по изъятию с улиц, спасению и жизнеобеспечению безнадзорных собак и кошек, неся из-за этой работы моральный вред и материальный ущерб. Между тем, эти граждане избавляют остальных членов общества от необходимости наблюдать страдания и гибель на улицах этих животных. Следовательно, эти люди, жертвуя собой, в одиночку реализуют права других граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Вышеуказанное можно трактовать: с одной стороны, как неосновательное обогащение (статьи 1102-1107 Гражданского Кодекса РФ) государственных органов за счет неоплачиваемого труда граждан и нанесения им материального ущерба и морального вреда, а с другой стороны, как работу граждан в чужом интересе без поручения (т. е. в интересах государства) (статьи 980-988 Гражданского Кодекса РФ).

В обоих случаях у государства возникают обязательства в отношении указанных граждан выплачивать стоимость неосновательного обогащения, а также убытки, понесенные гражданами в процессе работы в чужом интересе. Кроме того, граждане претендуют на вознаграждение за свой благородный, самоотверженный труд по спасению безнадзорных собак и кошек.


2) Безнадзорные животные и благоприятная окружающая среда в контексте реализации конституционных прав граждан.

Свободное обитание безнадзорных животных в городе нарушает права тех людей, для которых благоприятная окружающая среда несовместима с постоянным повышенным риском нападения на них безнадзорных собак. Так как собаки нападают избирательно, то следовательно, нарушаются гарантированные Конституцией РФ (статья 6 ч. 2; статья 17 ч. 3; статья 19 ч. 2 и ч. 3) равные права и свободы граждан: более ущемленными перед опасностью подвергнуться нападению безнадзорных собак оказываются физически слабые люди: дети, инвалиды, пожилые, женщины (зависимость от пола), а также люди, например, живущие рядом с пустырями и иными местами дислокации стай собак (зависимость от места жительства) и т. д. При этом нарушаются права граждан на свободу передвижения и на доступ к объектам социальной инфраструктуры, предусмотренные федеральным законодательством. Указанные обстоятельства создают условия для возникновения дискриминации отдельных категорий граждан в обществе. Помимо этого, нарушается равноправие граждан на сохранность личного имущества - а именно, ущемляются имущественные права владельцев кошек из-за повышенной опасности гибели кошек, оказавшихся на улице, от собак. По этой же причине нарушаются права опекунов бездомных кошек.

С другой стороны, в городах живет немало людей, для которых благоприятная окружающая среда несовместима с осознанием того, что в их городе преднамеренно или случайно гибнут безнадзорные животные. В данном случае, неважно гибнут ли они «де-юре», когда узаконен способ утилизации безнадзорных животных путем их отлова с целью уничтожения, или «де-факто», когда официально уничтожения животных нет, а ФАКТИЧЕСКИ создаются условия, когда оно происходит повсеместно на глазах у людей. Причем воздействие этой негативной информации на граждан (в том числе на их здоровье через психику) порой важнее, чем поддержание чистоты их квартир и даже собственное благополучие. Поэтому эти люди, ценой ухудшения собственного материального и жилищного положения, понимая, что безнадзорные собаки и, в первую очередь, конечно, кошки не способны выжить на улицах мегаполиса, подбирают их по нескольку десятков к себе домой, тратят на них все свои деньги и время, теряют доходную занятость и постепенно впадают в нищету, что приводит к распаду их семей и к изоляции их от общества. Эти люди - в основном пожилые женщины, многие из них инвалиды, теряют надлежащие условия жилья, право свободного выбора оплачиваемого рода занятости (право на труд), право пользоваться всеми благами в обществе (право на развитие), право на охрану здоровья и медицинское обслуживание (люди не могут лечь в больницу, так как не с кем оставить животных) и т. д. Очевидно, что другие граждане, в том числе основные виновники появления на улицах безнадзорных собак и кошек - владельцы животных, не принимают участия в жизнеобеспечении безнадзорных животных и не несут в данном случае никаких обязанностей.

Конституция РФ гарантирует права каждому гражданину. В данном случае причиной нарушения прав являются безнадзорные животные. И государство обязано принять меры, чтобы очистить улицы от безнадзорных животных (реализуя права одних людей), но не уничтожая их, а обеспечив их благополучное существование (реализуя права других граждан). Эти принципы и должны быть заложены в оптимальную концепцию работы с безнадзорными животными.

Если же государство не затрудняет себя в реализации охраны прав противоположных (по взаимоисключающим намерениям в отношении безнадзорных животных) сторон граждан и не закрепляет эту охрану путем внедрения соответствующих хозяйственно-правовых механизмов (целью которых было бы изъятие с улиц и обеспечение благополучия безнадзорных животных), то создаются условия, когда реализация прав одних граждан неизбежно нарушает права других граждан, то есть нарушаются статья 6 ч. 2, статья 17 ч. 3, статья 19 ч. 2 и ч. 3 Конституции РФ о равных правах и свободах. В результате каждая указанная сторона граждан самостоятельно пытается реализовать свое право на благоприятную окружающую среду, и все вопросы решаются по принципу «кто сильнее», что становится причиной социальных конфликтов.

Неправомерно заставлять одних людей любить или терпеть безнадзорных животных, так же как неправомерно требовать от других не замечать страдания этих животных и ничего не делать для их спасения. Невозможно без изъятия этих животных с улиц реализовать право тех и других людей на благоприятную окружающую среду.

Часть I

Анализ и сравнительная характеристика существующих концепций решения проблемы безнадзорных животных.

Существующие в настоящее время в мире концепции условно можно разделить на три группы:

I группа. «Гуманные» концепции отношения к животным:

  • стерилизация безнадзорных собак и кошек с возвращением на прежние места обитания;
  • создание пожизненных приютов для безнадзорных собак и кошек (реализована в некоторых странах с небольшим количеством безнадзорных животных);
  • содержание безнадзорных животных гражданами по договору платной опеки (предлагаемая нами принципиально новая концепция);

II группа. Относительно «гуманные» концепции отношения к животным:

  • создание приютов-распределителей, где отловленные животные передерживаются в течение определенного срока и при отсутствии на них спроса (владельца) усыпляются (применяется во многих европейских странах, в т. ч. Англии, Германии, США, где спрос на животных примерно соответствует предложению и большая часть животных из этих приютов обретает новых владельцев; однако, такая концепция не приемлема для России, где спрос на кошек и собак практически отсутствует, и в результате, всех животных в таких приютах-распределителях через определенное время ждет неминуемое уничтожение);

III группа. «Негуманные» концепции отношения к животным:

  • поддержание ограниченной численности безнадзорных собак и кошек путем регулярного отстрела или отлова безнадзорных животных с целью их уничтожения или усыпления (применяется сегодня на большей части территории России).

Часть III

Синтез оптимальной концепции решения проблемы безнадзорных животных.

На основании вышеуказанных критериев мы пришли к выводу, что оптимальная концепция работы с безнадзорными животными обязательно должна иметь три основных звена.

1 звено. Устранение причин появления избыточных (необеспеченных спросом) кошек и собак и ограничение потока домашних животных, поступающих на улицы городов по вине их владельцев.

Реализация звена (правовые и финансовые механизмы по ограничению разведения кошек и собак владельцами животных): в т.ч. штрафы и налогообложение владельцев нестерилизованных (некастрированных) собак и кошек, потенциально способных принести потомство (или участвовать в причине его появления), имеющее риск стать невостребованным и оказаться на улице; запрет на разведение необеспеченных спросом котят и щенков владельцами животных.

2 звено. Оптимизация источника покрытия финансовых издержек на реализацию всей концепции.

Реализация звена (финансовые механизмы): применение принципа «ущерб от загрязнения оплачивает загрязнитель», при котором весь груз финансирования концепции берет на себя реальный загрязнитель (тот, по вине которого животные и оказываются на улице) - владельцы коммерчески приобретенных кошек и собак, путем их ежегодного налогообложения «за загрязнение окружающей среды» и введения обязательной страховки при покупке животного «за риск утраты животным владельца и за риск отказа владельца от содержания животного». В данной страховке будут заинтересованы сами же владельцы животных, так как они будут спокойны, что в случае их смерти, болезни или например лишения свободы их животное будет обеспечиваться и содержаться. Так же как сейчас, например, человек, выплачивая налог в пенсионный фонд, спокоен за то, что он будет обеспечен в старости.

3 звено. Изъятие с улиц и распределение безнадзорных животных, позволяющее им прожить свой биологический срок, не подвергаясь негуманному обращению.

Реализация звена (хозяйственные механизмы): применение модели содержания гражданами безнадзорных животных по договору платной опеки, финансируемой из бюджета за счет налогообложения владельцев коммерчески приобретенных собак и кошек.

Примечание:

  1. В настоящее время в России городские службы, которые проводят работы с безнадзорными кошками и собаками (отлов безнадзорных животных, строительство для них государственных приютов и содержание в них животных, и т.д.) финансируются из бюджета на деньги всех налогоплательщиков, включая отчисления в бюджет тех людей, которые не имеют никакого отношения к данному выбрасыванию животных на улицы (т. е. «загрязнению» окружающей среды), а многие из них наоборот уже содержат подобранных животных. Такая ситуация, на наш взгляд, ущемляет права нескольких категорий граждан-налогоплательщиков, которые: а) никогда не содержали и не содержат кошек или собак; б) не имеют риска появления невостребованного потомства от своих животных, например, если они стерилизованы (кастрированы); в) уже содержат дома на свои средства подобранных безнадзорных животных; г) участвуют в жизнеобеспечении и спасении безнадзорных животных на улицах городов. И, таким образом, для перечисленных категорий граждан нарушается принцип равных
  2. прав и свобод, и равных обязанностей для всех граждан, заложенный в Конституции РФ (статьи 6 ч. 2; 17 ч. 3; 19 ч. 2 и ч.3), из которого следует, что данный вид «загрязнения» окружающей среды должен устраняться за счет налогообложения виновников этого загрязнения - владельцев коммерчески приобретенных кошек и собак, у которых имеется риск появления потомства от своих животных, которое впоследствии может стать обитателем улиц.
  3. Выдвинутый в нашей концепции новый принцип «защита животных через социальную защиту человека» (деньги вкладываются не в абстрактных животных, мало ощутимую стерилизацию или гипотетические приюты, а выплачиваются конкретно людям и являются социальной помощью), на наш взгляд, переводит задачу защиты животных в более финансово-емкую плоскость достаточно отработанных в государстве и объемных задач социальной помощи людям. Поэтому, в наиболее узком месте любой проблемы с бездомными животными - вопросе финансирования, данная концепция имеет несравненно большую перспективу положительного решения. Немаловажно то, что контроль над целевым использованием выделяемых бюджетных средств на реализацию концепции прост и надежен.
  4. При полной реализации всех звеньев концепции, «изъятие безнадзорных собак и кошек с улиц под содержание по договору платной опеки» потребуется в крупном масштабе реализовать только для содержания ныне обитающих на улицах животных. В дальнейшем нового поступления безнадзорных животных на улицы практически не будет. В среднем через 15 лет изъятые с улиц безнадзорные животные проживут под опекой на содержании у граждан свой биологический срок и все средства от указанного налогообложения постепенно станут оставаться неистраченными, создавая некий «профилактический запас», например, для целей защиты окружающей среды.
  5. Для внедрения указанной концепции должны быть полностью реализованы:
    • механизмы учета всех безнадзорных и владельческих собак и кошек, в том числе внедрена система единообразной идентификации (мечения, клеймения) поголовно всех собак и кошек, что позволит в кратчайшие сроки разыскать владельца оказавшейся на улице кошки или собаки;
    • механизмы обязательной регистрации владельцев всех собак и кошек, включая физические и юридические лица, в том числе предприятия (гаражи, стоянки, стройки, рынки, автобазы и т.д.), использующие безнадзорных собак в качестве дешевой охраны территории.

Заключение

Согласно статьям 16 и 18 Закона РФ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации «обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, «принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия», «принимает меры по реализации прав на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия».

В нашем обращении мы достаточно подробно и доказательно перечислили все виды негативного влияния, которые приносит всему нашему обществу нерешенная проблема безнадзорных животных в России. Это влияние настолько широко, что затрагивает конституционные права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд, на социальное обеспечение, а также вопросы санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия. Все указанные аспекты, как показано в предыдущем абзаце, находятся в рамках Ваших законных полномочий.

Мы считаем, что на сегодняшний день принятие национального Закона «О защите животных от жестокого обращении» кардинально не улучшит положение животных. Так как принятие этого Закона подразумевает уже следующий для России этап - юридическую защиту каждого отдельно взятого животного. Это невозможно осуществить сегодня, когда в стране созданы условия для гибели и уничтожения масс животных, и когда еще не разработана и не внедрена соответствующая хозяйственная концепция (если хотите, не принята государственная политика) массового гуманного распределения и оборота самых распространенных домашних животных. Эта концепция неизбежно должна решать вопросы создания рациональных структур рыночных отношений в этой области, приведения в соответствие спроса к предложению на животных, наведения порядка с регистрацией владельцев животных, введения налогообложения на реального виновника «загрязнения» - владельцев животных, и т. д. (в сущности - следует просто добросовестно решить вопросы учета и финансирования). Эта концепция призвана исключить условия гибели или уничтожения сотен тысяч животных, что невозможно авторитарно обеспечить никаким самым лучшим законом о защите животных от жестокого обращения.

С уважением, директор АНО «Благотворительное общество опеки бездомных животных»
Ильинский Е. А.
Мы публикуем только выдержки из обращения Автономной некоммерческой организации «Благотворительное общество опеки бездомных животных» к Президенту РФ Путину В. В. и Председателю Правительства РФ Фрадкову М. Е. с полным текстом обращения «Обоснование необходимости введения в России трехзвенной системы мер по решению проблемы безнадзорных животных можно ознакомиться на сайте http://www.animalsprotectiontribune.ru/Obosnov.html.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов