Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 12 (107) > ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Заповедники и национальные парки России - хроника обострения

(что происходило в конце 2003 - начале 2004 годов)

Практически весь 2003 год Министерство природных ресурсов вело подготовку атаки на внутреннюю оппозицию, недовольную разрушением природоохранной системы страны, остатки которой оказались сосредоточены в Департаменте особо охраняемых природных территорий (ООПТ), объектов и сохранения биоразнообразия. Будучи неспособными с налету разобраться в управлении такой специфической сферой, как заповедники и национальные парки, МПР вначале сохранило коллектив работавших здесь специалистов, предоставив необходимые для оперативного управления полномочия (Приказ №79 от 6 февраля 2003 г.) и даже вернуло в Департамент В.Б. Степаницкого. Однако при этом была организована серия постоянных проверок деятельности ООПТ силами своих территориальных комитетов (которым заповедники никогда не подчинялись) и прокуратуры. Таким способом новые руководители МПР входили в курс дел и убеждали себя в способности управляться с экологией. Атака началась 14 октября.

С этой даты и начинается хронология обострения.
14 октября

Выходит приказ Министра природных ресурсов № 919, по которому основные функции и права Департамента ООПТ, необходимые для оперативного решения проблем заповедников, были переданы другим структурам МПР, причем РАЗНЫМ.

В октябре-ноябре руководители заповедников и парков, не имея фондов на командировки, вынуждены лично согласовывать в Москве десятки рядовых вопросов. Лишенные чиновничьей логики заповедные люди ходят по кабинетам, в которых не понимают их проблем и не способны отделить важное от третьестепенного. Множество новых начальников, постоянно противореча друг другу, меняя правила и формы документов, требует от профессионалов охраны природы соблюдения в «медвежьих углах» тех процедур, которые приводят в ужас даже обитателей московских офисов с электронной почтой, штатом курьеров, «Консультантом+» и «1С-бухгалтерия».

17-20 ноября

На III Съезде по охране природы экологи четко формулируют основные болевые точки заповедного дела. Хотя в резолюции секции руководство МПР не названо прямо виновным, оно предпринимает попытку ревизии принятого текста и лишь спустя полтора месяца уже в 2004 году публикует кардинально переписанную резолюцию.

21 ноября, 26 ноября

В начале Дума, а потом Совет Федерации принимают поправки к Лесному кодексу, облегчающие перевод охраняемых лесов первой группы в нелесные земли. В мнении общества эти действия прочно связаны с наступлением на охраняемые природные территории.

28 ноября

После совещания у Президента по проблемам ядерной безопасности А.В. Яблоков просит В.В. Путина не подписывать закон о поправках в Лесной кодекс. Путин отвечает, что это «…неудобно». Об этой позиции Президента Алексей Яблоков широко оповещает экологический актив страны. Все в ожидании следующих шагов.

5 декабря

Во все заповедники и национальные парки страны поступает телеграмма заместителя Министра природных ресурсов Павловa (работающего в МПР около двух месяцев) - «Проведенный центральным аппаратом МПР России анализ деятельности возглавляемой Вами организации за период 2002-2003 гг. дает основание сделать вывод о нецелесообразности ее дальнейшего существования....». После предшествовавших событий телеграмму воспринимают всерьез и в заповедниках, и в СМИ, и в международных природоохранных организациях, дающих России деньги на природоохранные проекты.

5-6 декабря

Оперативная реакция СМИ (шквал вопросов в пресс-службу МПР) и международных экологических организаций, в которых состоит Россия, оказывается для чиновников МПР неожиданной и болезненной. Телеграмму отзывают, заявляя о ее ошибочности. Остается неясным - был ли это «пробный шар» или действительно головотяпство, столь характерное для «менеджмента» МПР.

8-11 декабря

Во множестве центральных СМИ, в т.ч. на центральных ТВ-каналах, проходит информация об «ошибке» МПР. «Известия» публикуют карту заповедников и национальных парков (кстати, взятую с портала BioDat). Самым принципиальным образом выступает в «Комсомольской правде» Василий Михайлович Песков, который, несмотря на отзыв скандальной телеграммы, распознает угрозу именно заповедникам, объединяя ее с поправками к Лесному кодексу.

10 декабря

Несмотря на мощный всплеск общественного внимания к особо охраняемым лесам и природным территориям Президент России именно в этот день подписывает закон о злополучных поправках в Лесной кодекс. В такой момент рядовая виза на законе воспринимается обществом, как демонстрация политики.

15 декабря

Министр новым приказом (№ 1107) предписывает в каждом заповеднике ввести 5 должностей заместителя директора (это там, где и рядового специалиста найти всегда проблема), но главное - назначение, а значит и подотчетность, каждого зама зависят от РАЗНЫХ заместителей Министра. Включается изощренный механизм бюрократической дезорганизации заповедной системы.

18 декабря

На президентской «прямой линии» в эфир не выводят ни одного из тысяч экологических вопросов. По собственной же инициативе В.В. Путин упоминает лишь оптимизацию природопользования. Случайности и ошибки постепенно превращаются в тенденцию, а тенденция стремительно обретает контуры политики.

25 декабря

Накануне Нового года, когда российские СМИ заняты праздничной тематикой, а международные организации выключены из общения по случаю Рождества, МПР России организует совещание директоров заповедников и национальных парков, ведет которое руководитель Лесной службы (!!!). Совещание проводится так, чтобы дать руководству МПР основания для ЛЮБЫХ оргвыводов и направлено на деморализацию профессионалов заповедного дела. Время, место и форма «порки холопов» не оставляют сомнения в ее направленности против последних профессионалов экологического управления и попытках скрыть суть происходящего от российской и международной общественности.

29 декабря

Распоряжением по итогам совещания до 20.01.2004 должны быть представлены предложения по совершенствованию деятельности ООПТ с выводами и рекомендациями, в том числе по укреплению кадрового состава.

24-30 декабря

Практически стихийно по инициативе разных людей начато несколько кампаний по сбору подписей под разными вариантами открытых писем. Удивительно, но все они адресованы одному человеку - Президенту России. Экологи и граждане России хотят знать, является ли разрушение заповедной и природоохранной системы страны политикой Президента, действиями Правительства или самодеятельностью Министра Артюхова.

8 января 2004 г.

На сайте МПР появляется документ, представляемый как «Резолюция III Съезда по охране природы». Сопоставление этого документа с реально принятой на Съезде Резолюцией показывает наличие не столько редакционной, сколько политической правки. Особой цензуре подвергнут раздел по охраняемым природным территориям.

19 января 2004 г.

Министр подписывает приказ, по которому значительная часть функций управления федеральными заповедниками и национальными парками передается органам МПР России в федеральных округах и регионах. Систему ООПТ пытаются раздробить и лишить «системности».

22 января 2004 г.

В Верховном суде МПР России проигрывает дело, которое возбудили против него и Правительства России активисты Гринпис в связи с незаконным отторжением для «царских» охот части территории Сочинского национального парка.

28 января

Выходит очередной приказ о структуре центрального аппарата МПР России. Готовившееся перемещение ООПТ в ведение Лесной службы не состоялось.

29 января

В газете «Комсомольская правда» выходит обзор писем «Заповедники у края беды», который был подготовлен Василием Песковым.

4 февраля

Накануне назначенного на 13 февраля официального заседания Общественного экологического совета при МПР России члены Совета решили встретиться и, с учетом последних событий, согласовать свои позиции по мерам преодоления кризиса государственной системы управления заповедниками и нацпарками.

2 февраля

Выходит приказ МПР № 77 - на руководителя Лесной службы возложено организационное руководство заповедниками и нацпарками. МПР не «мытьем так катаньем» пытается оторвать ООПТ от экологического блока.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов