Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 12 (107) > СРЕДА ОБИТАНИЯ

Цена конфетной обертки, или о борьбе мусора и горожан за место под солнцем

Марина МАЛКОВА

Несколько лет назад, путем наблюдений и нехитрых логических умозаключений, я открыла для себя «закон конфетной обертки». Суть его крайне проста: когда в городе, в произвольном месте, в произвольное время на землю или тротуар попадает пустая алюминиевая банка, обертка из-под шоколадного батончика или тому подобная мелочь, если ее не убрать в ближайшие несколько часов, через пару дней на этом месте образуется мусорная куча. Можно предположить, конечно, что мусор размножается самостоятельно, но при всем моем уважении к научной фантастике существуют более правдоподобные версии замусоривания города. Да что там города - наших собственных дворов, когда перепрыгивание с одного чистого участка на другой при приближении к контейнерной площадке, известной в народе под названием «помойка», входит в ритуал выноса мусора.

Человек ко всему привыкает. Другое дело, что мы не всегда понимаем, к чему именно мы привыкли. Я обратилась за информацией к Татьяне Фурик, заведующей отделом факторного надзора за средой обитания населения городского ЦСЭН, и вот что рассказала «Информ - Экологии» Татьяна Александровна:

«Концепция экологической безопасности города предусматривает пути постепенного снижения, а в дальнейшем и ликвидации неблагоприятных последствий от воздействия загрязненной среды обитания на здоровье населения. Верно утверждение о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить ее.

Одним из приоритетных направлений в обеспечении экологической безопасности города, наряду с другими, не менее важными, является проблема обращения с отходами производства и потребления. Эта проблема затрагивает отходы всех видов: промышленные, бытовые, медицинские.

Но за последние несколько лет наибольшую, на наш взгляд, опасность в городе приобретают твердые бытовые отходы. Это видно невооруженным глазом каждому жителю нашего города, а уж тем более специалисту. Ранее когда-то стройная система складирования и сбора твердых бытовых отходов как бы разбалансировалась.

Мы живем среди бытовых отходов, наступаем на них в подъезде собственного дома, во дворе, на улице, в местах массового отдыха. Они пролетают мимо нас, раздуваемые ветром, они душат нас при поджигании в целях их уничтожения возле нашего жилища.

Главная опасность при нарушении санитарных правил обращения с твердыми бытовыми отходами заключается в текущей и потенциальной экологической и эпидемиологической опасности:

  1. Свалки отходов на контейнерных площадках, несвоевременный их вывоз приводят к процессам гниения, загрязнению почвы микроорганизмами, в том числе и болезнетворными, яйцами гельминтов, а атмосферного воздуха - образующимися при гниении газами. В гниющих отходах прекрасно размножаются мухи - переносчики возбудителей острых кишечных инфекций.
  2. При горении твердых бытовых отходов образуются ядовитые продукты, по составу похожие на боевые отравляющие вещества. Едкий дым, особенно в периоды температурных инверсий атмосферы, заполняет дворовые пространства, не позволяет проветривать жилые помещения («что называется, форточку невозможно открыть»).
  3. Реакция на загрязнение атмосферного воздуха со стороны организма человека, особенно детей, пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями, доказана. Это возникновение новых и обострение имеющихся заболеваний со стороны дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, всевозможные аллергические состояния вплоть до бронхиальной астмы.
  4. Скопление твердых бытовых отходов является прекрасным условием для размножения грызунов, большей частью крыс. Почти в каждой жалобе от населения на неудовлетворительную санитарную очистку есть указания на крыс, которые «пешком по двору ходят».

Надо со всей серьезностью понимать опасность заселения населенных пунктов этими грызунами. Они являются переносчиками таких серьезных заболеваний, как клещевой энцефалит (являясь «прокормителями» клещей), псевдотуберкулеза, иерсениоза, лептоспироза, тулерямии, чумы.

Таким образом, последствиями нерешенной проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами является реальная угроза возникновения как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний среди населения города.

Наконец, нарушается эстетический вид города, снижаются рекреационные свойства мест отдыха, лесопарковых зон при несанкционированном вывозе отходов.

Каковы же причины сложившейся ситуации?

  1. На протяжении нескольких лет мы наблюдаем, как разрушаются контейнерные площадки для сбора бытовых отходов, приходят в негодность контейнеры.
  2. Количество находящихся в эксплуатации контейнеров не соответствует утвержденным мэрией города нормам накопления ТБО (1,4 кубических метра в год на человека).
  3. Из-за недостаточного парка спецавтотранспорта срываются графики вывоза отходов.
  4. Работа дворников не выдерживает никакой критики. Либо их просто нет.
  5. Город растет и развивается. В течение более 10-ти лет используется практика размещения объектов социальной сферы на первых этажах жилых и общественных зданий. К сожалению, отходы этих объектов, в основном картонная тара и бумага, не утилизируются как вторичное сырье, а складируются на контейнерных площадках жилого фонда, создавая тем самым свалки. Свалки в целях их уничтожения поджигаются.
  6. Отсутствуют условия для проведения дезинфекции контейнерных площадок и контейнеров, неудовлетворительно проводятся дератизационные работы. На сегодняшний момент ими занимается 14 предприятий, большая часть из них - коммерческие, определенной системы в их работе не существует.
  7. Низка культура и сознательность населения в вопросах обращения с отходами, это приводит к замусоренности территории, образованию несанкционированных свалок, на ликвидацию которых расходуются большие средства.

За истекший период года санитарной службой города выявлено 52 стихийно образованных свалки мусора, и это далеко не все.

О проблеме санитарной очистки говорит все возрастающее количество жалоб от населения - в 2004 году только письменных обращений в санитарную службу по этим вопросам рассмотрено более 147.

Вопросы санитарной очистки города стали для нас приоритетными в выполнении надзорных функций. Ежегодно должностными лицами службы проверяется свыше 6-ти тысяч объектов по вопросам санитарного содержания территории. В 2004 году наложено 795 штрафов на сумму 690750 рублей, вынесено 41 предупреждение.

Видя проблемы, вплотную сталкиваясь с ними, мы в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» внесли свои предложения в Администрацию города по решению первоочередных задач, приняли участие в разработке Стратегического проекта «Управление отходами».

Считаем, что в первую очередь необходимо решать вопросы:

  • приведения в соответствие с санитарными требованиями мест сбора отходов:
  • рассчитать и установить необходимое количество контейнеров;
  • использовать новые конструкции контейнеров;
  • отремонтировать контейнерные площадки и содержать их в чистоте;
  • создать систему сбора крупногабаритных отходов от населения, из частного сектора и садоводческих товариществ;
  • внедрять селективный сбор отходов для их дальнейшей переработки (картон, бумага, пластиковые бутылки и т. д.);
  • развивать парк спецавтотранспорта, уборочной техники;
  • пересмотреть графики вывоза отходов, при необходимости вводить двухразовый вывоз;
  • организовать кольцевой сбор картонной фазы от предприятий торговли;
  • применять методы дезинфекции и дератизации при эксплуатации контейнерных площадок;
  • в перспективе осуществить строительство мусоросортировочного и мусороперерабатывающего завода. Все мероприятия должны проводиться комплексно.

Главная цель проекта - это обеспечение здоровой среды обитания, связанной с проблемами загрязнения почв, создание эстетического и нравственного климата для горожан».

Инициатива, бесспорно, для города необходимая. Но, памятуя о судьбе большей части подобных инициатив, я обратилась в Администрацию города. Людмила Новосельцева, главный специалист Комитета по экологии и природопользованию, сообщила «Информ - Экологии», что проект «Управление отходами» 17 ноября был представлен на проектный совет стратегического развития Екатеринбурга, понравился всем и с небольшими замечаниями одобрен. Осталось только получить подпись Главы города, и в ближайшем будущем проект поступит на его рассмотрение.

По словам Людмилы Александровны, реформирование системы обращения с твердыми бытовыми отходами начнется с совершенствования нормативной базы: будут пересматриваться тарифы и нормы, вся налоговая база. Кроме того, будет создано муниципальное предприятие, под контролем которого окажется все поле отходов, от бытовых - до промышленных и медицинских, и все направления, от первоначального сбора - до последней стадии переработки и захоронения. Таким образом, будет наведен порядок во всей отрасли.

Конечно, я знала, что подобная реструктуризация обойдется недешево, но все равно цифра - 2,2 миллиарда рублей - заставила призадуматься. Не о том, что можно было вложить эти деньги в другое направление, нет. Безусловно, наши дворы и улицы города задыхаются от мусора, и в наших интересах, чтобы город был как можно чище. Я вспомнила, как возвращалась домой с Дня города после того, как с площади схлынула толпа, и не знала, куда поставить ногу, чтобы не порезаться о куски стекла, не наступить на пакетик из-под чипсов или сухариков или, того хуже, не вляпаться в свежевыросшую мини-свалку. Все те бесчисленные инциденты, когда ребенок на моих глазах отдавал бабушке обертку из-под только что съеденного мороженого и смотрел, как та бросает ее прямо на тротуар. Как сигаретными бычками устилается пространство автобусных остановок прямо в двух шагах от урны. Как пакеты с мусором бросаются прямо перед контейнерной площадкой.

Свалки не вырастают на пустом месте. Они, под действием «закона конфетной обертки», вырастают на наших мимоходом брошенных «мусоринках». И, возможно, зная о цене этой «мусоринки», в следующий раз кто-то задумается и предпочтет собственное здоровье сомнительному удовольствию избавиться от банановой шкурки на двадцать секунд раньше или сэкономить мгновения на путь до контейнерной площадки.

Источник: ИАА «Информ-Экология»
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов