Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3 (122) > КОММЕНТАРИИ К ПРИРОДООХРАННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Проверка выбросов в атмосферу: меры будут приниматься оперативнее

Весной этого года в Минюсте зарегистрирован новый порядок выдачи разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и утверждена единая для всей страны форма таких разрешений. Кардинальные изменения в новом порядке касаются прежде всего расширения полномочий территориальных органов Ростехнадзора: теперь они могут не прибегать к такому радикальному средству как приостановка деятельности предприятия, а пользоваться во многом компромиссным решением, а именно - приостанавливать действие разрешений на выбросы вредных веществ.

Прокомментировать связанные с этим пункты нового порядка «ЭКО-бюллетень» попросил Светлану Павловну АНТИПИНУ, начальника отдела государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля Ростехнадзора по Кемеровской области. Итак, приказ № 84 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»


П. 8 Действие разрешения на выбросы может быть приостановлено.

Раньше инспекторы при необходимости должны были приостанавливать деятельность предприятия через суд, и это был достаточно длительный процесс. Потому что на большинстве предприятий сильные юридические службы. В недавно утвержденном порядке прописан механизм, по которому разрешение на выбросы может быть принято внутренним приказом Ростехнадзора. В чем разница? Когда мы через суд приостанавливаем деятельность предприятия, оно несет достаточно серьезные экономические потери. А тут по части экономики определенное послабление, производственная деятельность не останавливается: выпускается продукция, люди работают, получают зарплату. Но с момента приостановки разрешения на выбросы предприятие будет платить за негативное воздействие на окружающую среду в 25 раз больше. И для предприятия это экономический стимул для того, чтобы стараться побыстрее ликвидировать нарушения и восстановиться в пределах прежних платежей.


Основанием для приостановления действия разрешения на выбросы является:

А) превышение фактического выброса над нормативным значением с учетом погрешности измерения;

Инспектор приходит на проверку, знакомится с данными замеров на источнике выбросов и сопоставляет показатели. Если есть превышение, инспектор вправе выписать предписание - отладить технологический режим работы для устранения превышения, если степень очистки недостаточная, значит, надо соответствующим образом вводить дополнительную очистку по этим компонентам либо отлаживать сам технологический режим. Мы всегда заранее предупреждаем о том, что придем на предприятие с комплексной проверкой, и, несмотря на это, бывает так, что выбросы в атмосферу вместо проектного паспортного уровня - порядка 80 % - доходят до 25 %. То есть режим снижения выбросов абсолютно не отлажен и ситуация близка к аварийной.


Б) наличие выбросов вредных (загрязняющих) веществ, которые не включены в нормативы ПДВ (ВСВ) в случае пятикратного превышения ПДК по данному веществу в районе предприятия.

Поясню на примере: допустим, котельная имеет разрешения на выбросы взвешенных частиц, СО2, бензапирена, но предприятие самовольно сжигает часть отходов, который не входит в перечень разрешенных выбросов на этом источнике. В этом случае территориальный орган Ростехнадзора тоже вправе приостановить разрешение на выбросы.


В) отсутствие производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

В случае выявления указанных нарушений территориальный орган Ростехнадзора своим приказом принимает решение о приостановлении действия разрешения на выбросы и в трехдневный срок в письменной форме уведомляет об этом хозяйствующий субъект.

Это еще один очень важный фактор. По законодательной базе соблюдение нормативов ПДВ должно контролироваться самим предприятием, то есть должен быть отлажен внутренний производственный контроль. Если он не осуществляется, то есть предприятие не имеет собственной лаборатории и не заключает договор по инструментальным замерам с какой-то аккредитованной лабораторией, то оно таким образом нарушает законодательство. Это довольно типичная проблема, хотя в законодательной базе необходимость внутреннего производственного контроля была прописана давно, но механизм ответственности не был до сих пор узаконен. Теперь отсутствие производственного контроля за охраной атмосферного воздуха может стать причиной приостановки разрешения на выбросы. На каждом предприятии должна быть разработана общая схема организации производственного экологического контроля, а самое главное - график проведения контрольных мероприятий с позиций как аналитической части, так и соблюдения норм ПДВ, обращения с опасными отходами. Подобный внутренний документ должен быть разработан и согласован с нашей службой. Ведь не секрет, что нередко даже на крупных предприятиях контроль на источниках выбросов осуществляется номинально и бессистемно. Конечно, если есть собственная лаборатория, контрольные замеры осуществляются чаще, а если они выполняются сторонней организацией по договору, то чуть ли не раз в год, потому что это - деньги. Вот мы и хотим установить периодичность контроля, потому что периодичность - это залог достоверности представленных данных. Ведь, согласитесь, можно делать замеры раз в год, да еще в летний период, при хорошем ветре, и данные будут выглядеть просто замечательно!


П. 9 В случае установления по результатам проверки устранения хозяйствующим субъектом нарушений, повлекших за собой приостановление действия разрешения на выбросы, территориальный орган Ростехнадзора своим приказом принимает решение о возобновлении действия разрешения на выбросы и в трехдневный срок в письменной форме уведомляет об этом хозяйствующий субъект.

Другими словами, предприятие не просто предоставляет нам план мероприятий по устранению нарушений природоохранного законодательства, и мы не довольствуемся тем, что просто берем бумагу от предприятия, в которой сказано, что все нарушения устранены. В этой ситуации мы не верим предприятию на слово, а сами делаем контрольные замеры, и если они показывают - да, действительно, концентрация выбросов снижена и достигнуто соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов, только тогда Ростехнадзор в письменной форме уведомляет предприятие о возобновлении действия разрешения на выбросы.

Если говорить о принципах установления разрешений на выбросы, то, конечно, они должны быть в пределах утвержденных ПДВ и ВСВ, как по объемам, так и по срокам действия, что отражено в пп. 2 и 7 этого же порядка. Сейчас мы стремимся к тому, что должны разрабатываться технологические регламенты, в которых будут установлены нормативы соблюдения ПДК именно с учетом технических возможностей данного, конкретно взятого предприятия, а также с учетом используемых в его работе технологий. Конечно, важно ориентировать предприятия на соблюдение наилучших технологий. А не допускать, к сожалению, распространенной ситуации, когда предприятие закупает оборудование, ориентируясь исключительно на финансовые возможности инвестора, а не на возможность соблюдать нормативы ПДК. И каков тогда выход? Ставить трубы повыше? Ведь когда начнется эксплуатация такого оборудования и связанное с ним превышение нормативов, инспекторам будут говорить: а у предприятия нет технических решений! Но весь мир ориентируется именно на нормативы, увязанные с технологией. И пока у нас не установлены такие нормативы и не разработаны регламенты, мы вынуждены ориентироваться на ПДК. У нас просто нет другого выхода.


П. 10 Разрешение на выбросы может быть аннулировано. Разрешение на выбросы аннулируется в случае признания в установленном порядке недействительными нормативы ПДВ (ВСВ). При этом территориальный орган Ростехнадзора своим приказом принимает решение об аннулировании разрешения на выбросы и в трехдневный срок в письменной форме уведомляет об этом хозяйствующий субъект.

Аннулировать разрешение на выбросы мы имеем право только в том случае, если есть значительные нарушения. Тогда инспектор будет решать через суд вопрос о приостановке деятельности предприятия. Например, сейчас прокуратора очень плотно занимается работой тех ТЭЦ и ГРЭС, на которых давно допускается значительное превышение. Сейчас этот вопрос решается в судебном порядке.

Напомню, что по закону мы обязаны проверять предприятия раз в два года, но довольно часто сотрудниками Ростехнадзора выполняются внеплановые проверки по запросам прокуратуры или для рассмотрения жалоб, поступающих от населения. Общественность сейчас резко активизировалась. Люди нередко напрямую пишут на официальный сайт федеральной службы Ростехнадзора, а Москва нам выдает распоряжения в обязательном порядке осуществить проверку по жалобам. Так, только за первую половину мая было две таких жалобы. Одна из них, например, по Тяжину: людей интересует правомочность строительства там нефтеперерабатывающего завода.

Приказ № 56 «Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

Мы долго ждали этот приказ. Главное, что в нем оговорено, это утверждение единого для всех образца самой формы. Она стала очень сложной и порядок ее заполнения жесткий. Это плохо, потому что у нас всего лишь один человек занимается выдачей разрешений, а на контроле управления 380 предприятий федерального уровня. Это огромная бумажная волокита, ведь утверждать надо компоненты выбросов по каждому источнику, а их гораздо больше общего числа предприятий. Подобный вопрос - о целесообразности заполнения такой подробной формы - возникал у многих регионов, но все же пока решено оставить ее в том виде, который есть, потому что главное преимущество новой формы именно в ее информативности. В определенной мере это будет стимулировать предприятия, потому что с введением нового порядка они подконтрольны, как и раньше, но маневренности в реализации полномочий Ростехнадзора стало намного больше. Это тем более важно, если учесть, что у нас по штатному расписанию может работать всего девять инспекторов, включая начальника отдела. Разделим 380 предприятий федерального уровня, подконтрольных нашему управлению, и получим, что в среднем на одного инспектора приходится 42 предприятия. А если брать по факту, то у кого-то их может быть 80, а у кого-то всего 36, но это в том случае, если речь идет о новокузнецких металлургических гигантах, где число стационарных выбросов в атмосферу намного превышает число хозяйствующих субъектов. Только за первые 15 дней мая, учитывая праздники, нами была проведена 21 проверка. По две на каждого за две недели! Причем на тот момент времени мы проводили проверки для соискателей лицензии, а не по проверке выбросов.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов