Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3 (122) > НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ

АРХИТЕКТОРЫ КУЗБАССА БУДУТ ЛУЧШЕ УЧИТЫВАТЬ МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Ведущие специалисты по архитектуре и градостроительству семи городов Кузбасса (Новокузнецка, Осинников, Киселевска, Прокопьевска, Ленинска-Кузнецкого, Юрги и Междуреченска) в начале июня посвятили два дня участию в семинаре «Проведение публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности», который проводил отдел общественного консультирования ИнЭкА на средства гранта Общественной палаты РФ.

Об актуальности вопроса говорит тот факт, что время для участия в семинаре нашли очень занятые люди: на семинаре в основном присутствовали главные архитекторы городов или их заместители. Необходимость проводить публичные слушания закреплена массой серьезных правовых актов, таких, как конституция, градостроительный, гражданский, земельный и лесной кодексы, федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об охране окружающей среды». А по факту публичные слушания (ПС) давно и плотно вошли в градостроительную практику немногих городов, в большинстве же эта процедура только осваивается, не везде даже разработаны и утверждены городские положения о проведении ПС. Между тем, это не только нарушает права граждан на участие в подготовке решений в области градостроительной деятельности, но и нередко ведет к убыткам для инвесторов строительства, риску того, что из-за невыполнения процедуры ПС суд признает: участок незаконно отведен под строительство. Прекрасно понимая это, архитекторы собрались, чтобы обменяться опытом и получить знания о методике проведения ПС. Специалисты ИнЭкА давно занимаются организацией процедуры ПС: в Новокузнецке она очень востребована. Что немаловажно, основа для городского положения о ПС три года назад была разработана именно специалистами ИнЭкА.

Первоначально предполагалось, что семинар, который является составной частью проекта «Ресурсный Центр для развития процедур общественного участия», будет адресован представителям общественных организаций и СТОСов. Но в ходе работы стало понятно, что нужно переориентировать выбор целевой аудитории, поскольку в разных городах Кузбасса нет единого представления о порядке проведения публичных слушаний и это является серьезной проблемой как для заказчиков строительства, так и для городской власти и общественности.

И когда ведущие семинара - руководитель отдела общественного консультирования ИнЭкА Надежда Васильевна Судакова и ведущий специалист отдела Анна Сергеевна Белосохова - в самом начале совместной работы попросили участников сформулировать свои ожидания от семинара, большинство пожеланий касалось получения сведений о разработке городского положения о ПС, подробностей проведения самой процедуры и знакомства с опытом организации ПС в других городах Кузбасса.


Галина Владимировна Давлятчина, зам. председателя комитета по архитектуре и градостроительству г. Прокопьевск:

- Положение о проведении публичных слушаний в Прокопьевске разработано. Но как таковых публичных слушаний у нас в городе не проводилось. Мы пытались давать объявления об их проведении в газете, размещали телефоны, адреса, но почему-то никто не откликнулся. Может быть, люди не поняли, что это такое, либо инертны в силу отсутствия опыта участия в публичных слушаниях.


Ирина Вадимовна Семенова, зам. главного архитектора г. Киселевск:

- У нас ситуация примерно такая же, как в Прокопьевске. Мы несколько раз проводили публичные слушания с собраниями и протоколами, и все же пока предпочитаем работать с населением через городское телевидение, с помощью которого проводим блиц-опросы.


Надежда Ивановна Болгова, и.о. главного архитектора г. Осинники:

- У нас есть опыт проведения публичных слушаний, но он пока небогат. Приведу два примера с противоположными результатами. Обсуждение проекта строительства супермаркета прошло очень гладко и получило положительное заключение, сейчас уже ведутся земляные работы по этому проекту. А вот строительство АЗС на площадке, прилегающей к стадиону горнотехнического колледжа, где раньше была зеленая зона, а потом старые деревья были просто вырублены, получило многочисленные и крайне отрицательные отзывы. И это несмотря на то, что все нормы были соблюдены. И глава города вынес постановление об отказе строительства АЗС. В данный момент эта площадка рассматривается под строительство жилого дома.


Наталья Борисовна Германова, главный архитектор г. Ленинск-Кузнецкий:

- К сожалению, практики проведения публичных слушаний у нас пока очень мало. Не всегда правильно и подробно объясняют ситуацию населению органы местного управления, и реакция жителей не всегда бывает адекватной. Как правило, население проявляет активность и начинает задавать вопросы только тогда, когда строительство уже началось. А когда людям предоставляют возможность принять участие в обсуждении того, что только намечается строить, они своего мнения не высказывают. Поэтому у нас много вопросов к процедуре проведения публичных слушаний - как правового, так и организационного характера.


Светлана Федоровна Серебренникова, и.о. зав. правового отдела Комитета по управлению муниципальным имуществом:

- У нас публичные слушания проводятся в течение двух лет, положение об их проведении разработано горсоветом. Проводим слушания нечасто и только по тем вопросам, которые обозначены в кодексе. У нас работает комиссия по выбору земельных участков, мы публикуем информацию о вопросах, которые рассматривались на ее заседаниях, даем населению месяц на высказывание замечаний и мнений. Через месяц проводим вторую комиссию и принимаем решение.


Само понятие - «публичные слушания» - нередко пугает в силу того, что открытое обсуждение и коллегиальность принятия решений не в российской традиции. Сколько придет жителей? Что они скажут? Как себя поведут? Все эти вопросы заранее вызывают страх у заказчиков. И напрасно. Да, результат слушаний не гарантирован, но организовать конструктивный диалог возможно. Методика проведения ПС - это хорошо сбалансированная, тщательно выверенная и обоснованная последовательность действий. Перед ее разработкой специалисты ИнЭкА знакомились с опытом организации ПС в Великобритании. А там, как известно, даже урны для мусора не установят на улицах до тех пор, пока жители не решат: где поставить урны и в какой цвет их покрасить.

Да, по закону число участников ПС не оговаривается, и, в принципе, можно тихо дать объявление в прессе об организации ПС и переждать в надежде, что в течение месяца, отведенного законом на ПС, никто из жителей не откликнется. В самом деле, если в городе нет опыта проведения собраний в рамках ПС, именно так, скорее всего, и произойдет, потому что люди просто не поймут, что им предлагают и каких действий от них ждут. При этом с точки зрения закона процедура ПС будет считаться реализованной. Но, в конечном счете, это очень невыгодно. Потому что инвестор, не имея информации о возможном конфликте интересов на предпроектной стадии строительства, может понести серьезные финансовые потери, если этот конфликт проявит себя уже после начала строительства, ведь не исключено, что его придется остановить. А муниципалитет может быть втянут в длительные разбирательства между заказчиками строительства и общественностью. Грамотное же проведение ПС нередко приносит удивительно конструктивный результат. Это уже поняли в тех городах Кузбасса, где ПС стали неотъемлемой частью градостроительной деятельности. Например, в Новокузнецке и Юрге.


Вера Васильевна Тен, архитектор Центрального района г. Новокузнецка:

- Конечно, проведение публичных слушаний увеличивает сроки подготовки предпроектной документации. И все же я считаю публичные слушания большим плюсом, благодаря которому и заказчик, и проектировщик снимают море вопросов, которые решить на других этапах работы гораздо сложнее. Поэтому период, отведенный на публичные слушания, нужно просто более эффективно использовать. Предложения жильцов, например, можно учесть во время организации самого строительного процесса на площадке. Я всегда говорю инвесторам: очень серьезно готовьтесь к публичным слушаниям, обоснованно доказывайте необходимость строительства объекта. Ведь люди сейчас очень грамотные. Бывает, что жители приходят ко мне и со СНиПами, и с СанПиНами, и с линейками, чтобы замерять расстояние по генплану. Поэтому, если сторону заказчика на публичных слушаниях будут представлять неподготовленные люди, не исключено, что сроки проведения слушаний придется продлевать. И в самой процедуре публичных слушаний много вопросов даже не столько по проекту, сколько по организации конструктивного диалога с общественностью. Поэтому проводить публичные слушания должны профессионалы.


Татьяна Валерьевна Гольцман, главный архитектор г. Юрга:

- Как только вышел новый градостроительный кодекс, в Юрге сразу же было разработано положение о публичных слушаниях. Мы сработали так оперативно, потому что у нас был судебный прецедент и по старому градостроительному кодексу, согласно положениям которого мы так же были обязаны информировать население о предстоящих стройках. И в одном из случаев нам пришлось доказывать в суде, что мы эту обязанность выполнили - предоставлять газеты с публикациями, фотографии информационного щита, стоявшего на стройке. Если бы у нас не было этих материалов, в суде могло быть принято решение об изъятии земельного участка. Поэтому я считаю, что территории, не соблюдая процедуру публичных слушаний, рискуют: земельные участки могут быть возвращены в муниципалитет, а это убытки. И получается, что заказчик за любые наши ошибки отвечает своими деньгами. Знаю, что в некоторых городах на публичные слушания выносятся проекты, в которых изначально нарушаются СНиПы. В Юрге это исключено. Заказчик должен предоставить градостроительное обоснование, и только в том случае, если оно носит нормативный характер и все требования по расстояниям и прочим позициям соблюдены, мы выносим проект на публичные слушания. И даже при этом бывает, что проекты не проходят публичные слушания. И хотя функция проведения публичных слушаний относится к городским администрациям, я считаю, что в этом отношении лучше привлекать сторонние организации, потому что у горсоветов и без того много обязанностей.


Проведение ПС помогает принять авторам проекта лучшие решения. Иногда жители предоставляют ту информацию, которой разработчики просто не располагали и не могли располагать, иногда предлагают ценные идеи, которые с успехом реализуются на практике. Но все это может быть выявлено только в ходе диалога. И для начала инициатор строительства должен внятно и доступно объяснить, почему его проект необходим и привязан именно к этой территории, какие строительные работы будут производиться, в какие сроки, предоставить эскиз объекта и доказать, что при разработке проекта соблюдены экологические, санитарно-эпидемиологические и прочие требования, а также учтены интересы жителей микрорайона.

Практика показывает, что внятное объяснение сути намечаемых работ снимает большую часть вопросов жителей. И даже в том случае, если замечания людей уже учтены, процедура ПС предполагает, что на них будет дан ответ. Отчеты о проведении ПС размещаются в местах общественного доступа - это могут быть школы, СТОСы, библиотеки. Это конструктивно, потому что дает понять: к высказыванию мнения отнеслись уважительно, отзыв учли, на него ответили. Хотя такой подход не норма в проведении ПС, специалисты ИнЭкА давно и успешно используют его в своей практике.

Работа на семинаре была построена так, чтобы по возвращении в свой город присутствующие, имея на руках весь пакет необходимых материалов (начиная от правовой базы публичных слушаний, методики их организации до образцов всех необходимых документов), смогли организовать на практике процедуру ПС. А чтобы знания были подкреплены навыками, теоретическая часть занятий на семинаре чередовалась с практическими заданиями. Например, участникам предлагалось на основании розданных документов определить целевые группы публичных слушаний и составить календарный план их проведения, информационное объявление, заключение комиссии по ПС. Методика проведения собрания с жителями отрабатывалась в ходе деловой игры, во время которой участники могли примерить на себя самые разные роли - представителя заказчика проекта, жителя микрорайона, журналиста и т.д.

Сбор отзывов и анализ реализации ожиданий, которыми организаторы закончили программу двухдневного семинара, показали, что цели достигнуты: архитекторы возвращаются в свои города, имея четкое представление о процедуре публичных слушаний и с готовностью применять механизм их проведения на практике.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов