Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (123) > ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Новый Лесной кодекс: особенности реализации в Кузбассе

Леса занимают 70% территории России, в нашем распоряжении находится пятая часть всех лесов планеты и половина от общего объема хвойных. Навести порядок в таком огромном хозяйстве дело непростое: реализация положений нового Лесного кодекса предполагает радикально иной подход к управлению этим мощным ресурсом. И хотя номинально Лесной кодекс вступил в силу с 1 января 2007 года, в конце июля Президент продлил переходный период.

Так, например, договоры аренды участков лесного фонда и безвозмездного пользования нужно будет привести в соответствие с новым кодексом до 1 января 2009 года. До этой же даты продлены сроки выдачи лесорубочных и лесных билетов, подготовка лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков.

В целях обеспечения реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации субъекты должны принять местные законы и подзаконные акты, регулирующие вопросы в области лесных отношений.

В Сибирском федеральном округе такой пакет полностью разработан и утвержден пока только в Новосибирской области.

В Кузбассе на июль текущего года были приняты законы «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере лесных отношений (N 75-ОЗ от 13.06.2007)» и «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд (N 87-ОЗ от 30.06.2007)».

В Департаменте лесного комплекса Кемеровской области сейчас разрабатывается пакет законопроектов, который в IV квартале текущего года будет вынесен для принятия в Совет народных депутатов Кемеровской области. В данный пакет войдут законопроекты: «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд», «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд», «О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства», «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений». По названиям законопроектов можно судить о вопросах, которые будут ими урегулированы. (О законотворчестве других регионов СФО читайте в «ЭКО-хронике» на стр. 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства N 297 от 27.06.2007 «Об определении количества лесничеств на территории Кемеровской области и установлении их границ» лесничеств будет 18, их границы определены по границам административных районов области. Исключением станут только граница Промышленновского лесничества, которая объединяет лесные участки на территории Промышленновского и Ленинск-Кузнецкого районов, а также граница Юргинского лесничества, в состав которого войдут участки Юргинского и Топкинского районов.

СПРОС НА АРЕНДУ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

Вячеслав Михайлович СЕМЕХИН, начальник управления лесопользования Департамента лесного комплекса Кемеровской области: «К сожалению, в Кузбассе много условий, которые не способствуют спросу на аренду участков лесного фонда. Практически 70% лесных ресурсов области сосредоточены в горно-таежной зоне. Лесопромышленная инфраструктура развита слабо, мало лесовозных дорог. Если в Алтае и Красноярском крае заготавливается в основном сосна, то у нас - пихта, не слишком востребованная на рынке даже с учетом растущих потребностей строительного комплекса.

Снижению конкурентноспособности способствует и географическое расположение территории - ее удаленность: торговать деревом невыгодно, вопросы транспортировки сказываются на себестоимости. И все же часть заготовленной в Кузбассе древесины отправляется за пределы области - в соседние российские регионы, и за рубеж - в Китай и Казахстан.

Тем, кто приспособился к работе в этих условиях, брать в аренду большие территории невыгодно. Темпы освоения невелики, высокозатратны, а платить с самого начала нужно за весь заявленный объем и за охрану всей площади взятого в аренду участка. Кроме того, чем больше площадь, тем сложнее уследить за тем, чтобы никто на этом участке больше не занимался заготовкой».

Новый Лесной кодекс расширил виды лесопользования до пятнадцати, субъекты имеют право дополнить этот список с учетом своей специфики. Практика показывает, что у нас устойчивым спросом пользуется прежде всего заготовка древесины, крайне мало желающих поставить на промышленную основу сбор недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, создание лесных плантаций. Тем не менее, новое лесное законодательство позволит повысить доходность лесопользования ориентировочно в 2-4 раза. Прежде всего благодаря тому, что в список видов лесопользования внесены разработка месторождений полезных ископаемых, эксплуатация ЛЭП, строительство линейных сооружений - дорог и трубопроводов. Раньше для этих целей лесные земли переводили в нелесные и этим ограничивались. Сейчас список лесопользователей пополнят крупные промышленные предприятия, с которых будет взиматься арендная плата по договорам, заключенным на постоянной основе. Это плюс и для государственной казны, и для реализации механизма дополнительного административного контроля. Если, к примеру, в условия договора аренды входит рекультивация, значит, лесопользователь будет обязан ее провести.

ЛЕСНЫЕ АУКЦИОНЫ

Заготовку древесины в соответствии с новым лесным кодексом можно производить по договорам купли - продажи и по договорам аренды. Итоговый размер стоимости древесины по договорам купли-продажи и договорам аренды определяется по результатам аукциона. Кто даст большую цену, тот и выигрывает, приобретая в пользование лесной участок для заготовки древесины. Минимальные ставки платы за один кубометр древесины были установлены в этом году постановлением Правительства, а законом о федеральном бюджете на следующий год предусмотрено повышение на 15%. В июле - августе областной департамент лесного комплекса провел первые в этом году аукционы по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. По 40 аукционным единицам заключены договоры купли-продажи лесных насаждений в объеме 73 тысяч кубических метров древесины на сумму более 2,5 миллиона рублей. Около 35 процентов вырученных средств будет направлено в областной бюджет, остальное - в федеральную казну.

Владимир Семенович САМСОНОВ, начальник управления лесного хозяйства Департамента лесного комплекса Кемеровской области: «С выходом нового лесного кодекса изменилась процедура получения лесных участков в аренду. Сейчас они сдаются в аренду через процедуру проведения аукциона, что более справедливо, чем через процедуру проведения конкурса, как это было до этого года, потому что исход аукциона не зависит от чиновников: участок получит в аренду тот, кто предложит больший размер арендной платы. Это нормальный коммерческий подход. Кроме того, если в прошлом году при выставлении лесного участка на конкурс было менее двух претендентов на один участок, конкурс считался несостоявшимся, и договор аренды заключать было нельзя. Сейчас при таких же условиях аукцион тоже считается несостоявшимся, но договор аренды все же заключается с его единственным участником по минимальной стартовой цене. Конечно, с финансовой точки зрения нам это мало интересно, но деваться некуда, потому что претендентов практически нет».

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

Интерес к аренде лесных участков пробуксовывает из-за того, что пока в новом лесном законодательстве нет четко прописанных правил поведения арендаторов в части обременения по выполнению лесохозяйственных мероприятий. Параллельно с лесозаготовительными работами они должны за свой счет заниматься лесовосстановлением, лесоразведением, охраной и защитой лесов на арендованных участках.

Вячеслав Михайлович СЕМЕХИН, начальник управления лесопользования департамента лесного комплекса Кемеровской области: «По новому кодексу арендатор лесного участка помимо своего основного рода деятельности обязан еще выполнять лесовосстановительные и лесоохранные работы - он должен заниматься посадкой леса, уходом за насаждениями. Специальных кадров у него для этого нет, работы сезонные, значит, надо будет нести дополнительные расходы и кого-то нанимать для выполнения этих работ. Кого? И где гарантия, что лет через десять не окажется, что посадка леса была выполнена неверно? Получается, что мы на коммерческие организации перекладываем дело высокой государственной ответственности, самое главное - обеспечение среды обитания. Прежний лесной кодекс разрешал лесохозяйственным организациям проводить рубки ухода леса разными способами. Но в связи с тем, что финансирование лесхозов составляло 20-30% от потребного, остальное лесхозы должны были зарабатывать, осуществляя коммерческую деятельность. Причем зарабатывали на то, чтобы посадить лес, вырастить саженцы на питомниках, заготовить сено, тушить лесные пожары. Это все равно, что коммерсант зарабатывает средства для того, чтобы направлять их на выполнение государственных нужд. На чем зарабатывали? На возможности проводить рубки ухода и при этом древесина на корню предоставляется бесплатно. Но зачастую вырубали не то, что годится только на корм короедам, а то, что можно продать. Теперь нужно платить даже за рубки ухода. И следить, чтобы предприниматели не поступали так же, как лесхозы».

Но в интересах ли предпринимателей проводить рубку ухода «по правилам»? Ведь в этом случае нельзя будет вести речь даже об окупаемости работ, не говоря уже о прибыли.

Владимир Семенович САМСОНОВ, начальник управления лесного хозяйства Департамента лесного комплекса Кемеровской области: «Хозяйственные функции государство теперь отделяет от управленческих, и это хорошо. То, что лесхозы раньше выполняли лесохозяйственные работы и сами же их принимали, было ненормально. Понятно, что не все арендаторы хотят выполнять лесохозяйственные мероприятия за счет собственных средств. Но на Алтае, например, предприниматели охотно разбирают лесные участки в долгосрочную аренду и выполняют лесохозяйственные работы помимо арендной платы, потому что там это выгодно - леса хорошие, поэтому развита конкуренция, нередко аукционы выигрывают бывшие лесхозы. Перспективы развития нашей же территории в этом плане не особенно велики, они улучшатся тогда, когда будет налажено производство по глубокой переработке древесины. Прежде чем вкладывать деньги в производство, коммерсанты просчитывают возможности прибыли. Тем не менее, в Кузбассе с 2003 г. наблюдается устойчивый рост объема лесозаготовок - в среднем на 20% в год. Выполнением же лесохозяйственных работ в основном будут заниматься специализированные предприятия. В этой связи задача департамента - грамотно распределить денежный поток субвенций на реализацию полномочий субъекта в части лесных отношений. Необходимо средства распределить таким образом, чтобы специализированным предприятиям было экономически выгодно получить заказ на выполнение лесохозяйственных мероприятий и при этом качественно его выполнить. Успех в этом деле на 100% зависит от нашего департамента».

ПЕРЕДОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В целях более эффективного проведения мероприятий по защите населения и территории Кемеровской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2007 N 465-р в структуре Государственного учреждения Кемеровской области «Агентство по защите населения и территории Кемеровской области» создано авиационное звено численностью 21 человек из числа работников ФГУ «Авиалесоохрана» (г. Новосибирск). Имущество, находящееся в оперативном управлении ФГУ «Авиалесоохрана», передано в государственную собственность Кемеровской области. Сумма на текущее содержание авиационного звена в 2007 году - 8 310 610 руб. - выделена из областного бюджета Кемеровской области. Ежегодно из субвенций на осуществление полномочий по организации использования лесов выделяется 3 900 000 руб. на авиапатрулирование территории лесного фонда области.

Территория лесного фонда Кемеровской области, так же как и вся территория лесного фонда Российской федерации, охвачена дистанционным аэрокосмическим мониторингом.

В 2007 г. анализ освоения лесов и организации лесопользования с помощью дистанционного мониторинга приобрел принципиально иное значение. С передачей субъектам РФ функций по управлению лесами Рослесхоз усиливает работу по государственной инвентаризации и мониторингу лесов. «Руководители регионов пока не осознали всю ответственность за те полномочия, что были им делегированы. Чтобы доходная часть от использования лесных ресурсов не уменьшалась, а объемы незаконных рубок не увеличивались, мы должны более пристально следить за состоянием лесопользования и оперативно реагировать на все нарушения», - подчеркнул в одном из своих выступлений Валерий Павлович РОЩУПКИН, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. Комментируя возможности аэрокосмического мониторинга при строительстве олимпийских объектов в Краснодарском крае, он сказал, что цифровые технологии съемки «позволяют сканировать необходимые участки с максимальной точностью, вплоть до каждого конкретного дерева». И хотя это заявление вызвало спорные отзывы, потому что не всегда информация, переданная со спутника, подтверждается службами лесной охраны, Министерство природных ресурсов РФ распространило информацию о том, что отработка методики проведения цифровой фотосъемки будет продолжена, что «позволит существенно улучшить качество снимков, увеличить их масштабирование и, следовательно, повысить уровень выявления нарушений».

ПРАВА НАСЕЛЕНИЯ

Арендаторы не имеют права ограничивать свободный и бесплатный доступ населения на лесные участки, сданные в аренду. Это право закреплено в п. 1 ст. 11 Лесного кодекса. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено только в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности, а также безопасности граждан при выполнении работ. В иных случаях запрещение или ограничение пребывания граждан не допускается, это тоже закреплено в п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ.

В прошлом году на территории Кемеровской области было зарегистрировано 160 лесопользователей, которые заготавливают больше 300 кубометров древесины в год, теперь их 195. А вот тех, кто ведет заготовку в гораздо меньших объемах, сосчитать практически невозможно. Кемеровская область одной из первых, в начале апреля этого года, приняла постановление «Об установлении для граждан ставок платы за древесину по договору купли - продажи лесных насаждений для собственных нужд», согласно которому такие договоры заключаются без проведения аукционов, на заготовку дров для печного отопления, ремонт домов и строительство выделяется 15 кубометров леса. «В среднем мы отпускаем на собственные нужды населения Кузбасса от 60 до 90 тыс. кубометров в год,- говорит Вячеслав Михайлович СЕМЕХИН. - Это почти столько же, сколько по договорам».

Отследить самовольную вырубку непросто. Особенно в отношении «мелких» нарушителей, которые вырубают деревья не ради наживы, а потому что уголь стоит дороже и не все печи в сельской местности рассчитаны на отопление углем. Возникает еще один вопрос: как отследить реализацию права граждан на заготовку пищевых лесных ресурсов для собственных нужд, а не для коммерческих? Раньше был закон Кемеровской области, предусматривавший нормы сбора для собственных нужд, сейчас эти нормы не действуют. А функция контроля есть. Этот вопрос уже вызвал ряд региональных законодательных инициатив. Так, в июле был принят закон об использовании лесов на территории Московской области, в котором населению запрещено бесплатно собирать ягоды и грибы для продажи. Но механизмы контроля, равно как и нормы сбора для собственных нужд, в нем не прописаны. Меры в отношении граждан, занимающихся коммерческим сбором, собираются предусмотреть в Рязанской области. Интересно, что рязанцы уже после того, как подготовили законопроект, разрешающий неограниченный сбор недревесных ресурсов для собственных нужд, обратили внимание на то, что в п. 2 ст. 32 Лесного кодекса РФ к недревесным лесным ресурсам отнесены «ели для новогодних праздников». Конечно, это нужно исправить. Например, так, как это сделала Московская областная дума, исключив елки из своей версии списка недревесных ресурсов.

Самый жесткий порядок сейчас разрабатывается в Удмуртии. Там депутаты собираются не только разработать лимиты некоммерческого сбора, но и заставить население получать в лесничествах ордера или разрешительные билеты на сбор ягод, грибов, орехов, заготовку лечебных растений, веников, мха и древесной коры. Кстати, уже появились сообщения о том, что депутаты Госдумы намерены поддержать инициативу властей Удмуртии. Во всяком случае, в части установления единых лимитов.

ПООЩРЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

В России за три года в полтора раза увеличилась доля участков лесного фонда, находящихся в долгосрочной аренде (см. рис.1). С лесопромышленниками заключено около 11 тыс. договоров, в аренде и пользовании находится свыше 100 млн. га лесов (данные из доклада министра природных ресурсов Юрия Петровича ТРУТНЕВА на заседании Правительства 24.05.2007, динамику доходов лесного хозяйства см. на рис. 2). Правительство приняло решение о поэтапном установлении высоких, а по сути, запретительных пошлин на экспорт российского кругляка - до 50 евро за кубометр древесины к 1 января 2011 года. Это сделано для того, чтобы на федеральном уровне мотивировать переход российских лесопромышленников к глубокой обработке леса. Утверждено положение о подготовке приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Если в создание и модернизацию лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры будет вложено не менее 300 млн. руб., цена аренды для инвесторов снизится в 2 раза. Это может способствовать слиянию предприятий и объединению их ресурсных возможностей. Понятно, что более реальна такая перспектива для регионов, на территории которых леса обладают большей коммерческой привлекательностью. Но и в Кузбассе есть проекты создания крупных лесопромышленных предприятий. Так, например, в Анжеро-Судженске будет построен фанерный комбинат с производственной мощностью 60 тыс. куб. м. фанеры в год. По предварительным оценкам для реализации этого проекта потребуется 22 млн. евро, будет создано более 500 новых рабочих мест.

Но и средних производителей можно ориентировать на создание более качественной и дорогой продукции из заготовленной древесины, это в их же интересах. Небольшие предприятия расположены, как правило, в отдаленных лесных поселках, где лесозаготовка один из самых доступных и перспективных способов заработка. Перспективных с учетом длительности срока аренды - до 49 лет. Это дело, которое может кормить несколько поколений семьи. А значит, предприниматели будут сориентированы на поистине хозяйский подход к ресурсу, прибыль от которого они рассчитывают получать не один год. Кроме того, соблюдение условий аренды дает преимущественное право на продление договора.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов