Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (123) > ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ВОДНЫЙ КОДЕКС: ТРУДНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА

Водный кодекс вступил в силу 1 января 2007 года, но из-за пробелов в новой нормативной базе возник вакуум в оформлении разрешительной документации на право водопользования. О проблемах, сопровождающих реализацию положений нового кодекса, «ЭКО-бюллетеню» рассказали руководители структурных подразделений органов федеральной и исполнительной власти, отвечающих за управление водными ресурсами в Кемеровской области.

Анатолий Александрович НЕСХОДИМОВ, зам. руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления - начальник отдела водных ресурсов по Кемеровской области Федерального агентства водных ресурсов:

- Новый Водный кодекс закрепил за субъектами федерации полномочия в части предоставления прав водопользования. Хотя одна из предыдущих версий кодекса, а всего их было более дюжины, лишала субъекты таких полномочий, и это было явным перекосом, потому что нарушало конституционные права субъектов. Установленный ныне порядок менее бюрократизирован: на смену двухзвенному институту лицензирования - выдаче первоначально лицензий, а потом договоров на их основе - пришла система выдачи договоров либо решений. Предполагается, что это сократит время прохождения документов. На основании договоров водные объекты предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электроэнергии. Другие виды водопользования либо предоставляются на основании решений, либо вообще не требуют официального оформления.

Но сам по себе Водный кодекс это всего лишь основа, чтобы он был реализован в полной мере, должен быть принят целый ряд нормативных документов. А это огромная работа. Сейчас принят практически весь пакет, но он имеет отсылочный характер и не содержит всех необходимых методик, которые позволили бы субъектам в полной мере реализовывать данные им полномочия. Так, например, МПР РФ должен был до 1 июля выпустить документ по разработке целевых показателей качества водных объектов, сейчас этот срок продлен до 1 октября. Не до конца проработан и механизм реализации госэкспертизы, нет методики определения негативных воздействий. Если раньше мы обеспечивали весь механизм лицензирования, начиная от выбора площадки и предпроектной документации, то сейчас у нас нет таких полномочий, и субъекту федерации они не вменены и не делегированы - в этом вопросе образовался определенный вакуум. Поэтому мы договорились с Администрацией Кемеровской области, что в части принятия решений и договоров мы будем согласовывать планы мероприятий по достижению нормативов вредного воздействия, а также чтобы исключить такие последствия необоснованных действий водопользователей, как изменение береговой лини, берегоразрушение, затопление.

И все же в целом конструкция нового Водного кодекса стала более выверенной и стройной, а критерии - более четкими. К его плюсам можно отнести и то, что теперь в субъекты будут направляться субвенции и субсидии на реализацию права пользования водных объектов, прекращения негативного воздействия. Раньше субъекты в этом вопросе располагали только внутренними источниками финансирования. Было время, когда все средства собранного водного налога оставались в субъекте, потом они распределялись 50 на 50, потом стали полностью и безвозвратно уходить в федеральный бюджет, сейчас все собранные средства по-прежнему уходят в федеральный бюджет, но часть их возвращается в субъекты в виде субсидий и субвенций.

И если государственная система мониторинга водных объектов раньше существовала только номинально: она не работала, потому что не было единого координатора, и информация была разрозненной, то теперь по новому Водному кодексу координатором мониторинга стало Федеральное агентство водных ресурсов. Вся информация о состоянии водных ресурсов будет собираться, анализироваться и храниться у нас. На основе анализа имеющихся массивов информации нам предстоит оценить состав и периодичность получения недостающих сведений. В результате должна появиться более полная и достоверная картина состояния и использования водных объектов и ресурсов.

ЦИТАТА В ТЕМУ
Рустам Закиевич ХАМИТОВ, руководитель Федерального Агентства водных ресурсов:
Зачастую возможность точного исполнения закона зависит не от качества самого текста, а от необходимого набора сопровождающих закон нормативных актов. Приведу пример. Водный кодекс образца 1995 года до сегодняшнего дня не был обеспечен всем пакетом нормативных документов. А ведь прошло более 10 лет! Вот он и не работал так, как надо! …Если в декабре (2006 года - прим. Ред.) будут приняты все 24 постановления правительства, я думаю, будет создан хороший прецедент: редко, когда законопроект вступает в силу с полным набором документов. Это будет своего рода достижением.
(Из интервью «Российской газете» 14.12.2006)

Государственный водный реестр будет содержать сведения не только по мониторингу, но и по использованию водных ресурсов - данные о регистрации всех договоров и решений. Поэтому прежде чем сдать документы на оформление права водопользования в департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области, водопользователь должен получить у нас выписку из госводреестра. Сведения, которые мы предоставляем, являются отправной точкой для предоставления водных объектов в пользование департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области на основании решений и договоров. Договор водопользования признается заключенным с момента регистрации в государственном водном реестре. Туда же вносятся сведения о выполнении условий предоставления водного объекта в пользование. И если предприятие не предоставит отчет о выполнении этих условий, мы будем сообщать в Росприроднадзор или департамент о необходимости проверить это предприятие, поскольку у агентства нет контрольных и надзорных функций, у нас остались функции только координации, администрирования и регистрации. Конечно, это требует огромной работы, но если до создания единой базы данных вне поля зрения оставалось большое число водопользователей, поскольку под особым контролем находились только самые крупные предприятия, то теперь будет легко получить текущую информацию о любом водопользователе. Часть этой общероссийской базы данных будет в открытом доступе.

Признавая временные трудности переходного периода для всех участников процесса реализации Водного Кодекса, необходимо отметить, что запущен и работает механизм обратной связи, в результате чего происходит доводка и шлифовка всей нормативной базы. Это вызывает уверенность в том, что положительные моменты реализация кодекса скажутся прежде всего на улучшении состояния водных объектов и возрождении водного хозяйства .

Светлана Сергеевна ЕЛОВСКАЯ, начальник отдела по предоставлению прав пользования водными объектами департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области:

- В Кемеровской области полномочия по предоставлению водных объектов или их частей в пользование, находящихся в федеральной и областной собственности и расположенных на территории Кемеровской области, осуществляет департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Период осуществления департаментом своих полномочий небольшой, существенно осложнен декларативностью положений Водного кодекса, неподкрепленных необходимыми нормативными правовыми актами. Но это не остановило работу по оформлению прав пользования водными объектами. Мы не пошли по пути отказов в оформлении документов, ссылаясь на отсутствие необходимой нормативной базы, а разработали подробный перечень документов, включая их бланковые формы, помогающий водопользователям собрать необходимый пакет обосновывающих материалов. По сути, это методическое пособие, которое не только понятно любому водопользователю, но и позволяет легко определиться с требованиями, разрозненно установленными в различных нормативных актах. Сегодня мы в установленные законодательством сроки рассматриваем предоставленные водопользователями заявления и документы, определяем условия водопользования, прописываем замечания и возвращаем в случае некомплектности и несоответствия законодательству документы на доработку.

По состоянию на 01.09.2007 департаментом рассмотрены заявления и документы 62 водопользователей. Из которых 11 обратились с целью забора (изъятия) водных ресурсов, 47 с целью сброса сточных и дренажных вод, 3 с целью использования акватории водного объекта, 1 с целью сплава древесины. По результатам рассмотрения направлено 55 мотивированных отказов. Три разрешительных документа направлено на регистрацию в государственном водном реестре.

Считаем, что проделанная департаментом в короткие сроки работа по рассмотрению документов на водопользование, после устранения пробелов в водном законодательстве принесет свои ощутимые результаты. К тому же осуществляя полномочия по предоставлению прав пользования водными объектами, проще определить приоритеты в области решения накопившихся в проблем в сфере водных отношений. Работая с водопользователями напрямую, мы столкнулись не только с низким уровнем подготовки самого водопользователя по вопросам водного законодательства и представляемых документов, но и практической неготовностью водопользователей выполнять устанавливаемые в разрешительных документах условия водопользования. Сегодня все более очевидно, что очистные сооружения водопользователей не только физически и морально устарели, но и работают с превышением установленных проектом параметров. Вследствие чего наносится непоправимый вред водным объектам Кемеровской области. И это вызывает сегодня нашу серьезную озабоченность. Кроме того, приборный учет объемов водопользования осуществляется в основном только при заборе (изъятии) водных ресурсов. Учет же объемов сбрасываемых сточных и дренажных вод в основном осуществляется косвенным способом, что не позволяет определить реальные объемы негативного воздействия на водные объекты и оценить их.

К актуальным, требующим проработки на законодательном уровне, следует отнести такие вопросы как предоставление водных объектов в частную собственность или для организации рыбного хозяйства.

К одному из положительных, значимых отличий нового водного кодекса следует отнести введение основных принципов водного законодательства, а именно - бассейновый принцип регулирования водопользования. И хотя данный принцип требует практического развития и подтверждения в процессе дальнейшего нормотворчества, на наш взгляд, это инструмент, позволяющий эффективно управлять ресурсами и качеством водных объектов.

Следует также отметить большую степень защищенности водопользователя по вопросам права пользования водными объектами. Так, например, установлено, что расторжение договора водопользования осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, а значит, возможно только в судебном порядке.

Кроме оформления прав пользования водными объектами, субъектам отведена роль администратора платежей. Со своей стороны мы как орган исполнительной власти заинтересованы в том, чтобы плата за пользование водными объектами своевременно вносилась в федеральный бюджет, потому что из этих средств формируются субвенции для региона.

В общей сложности сегодня к новому Водному кодексу принят не один десяток нормативных документов. Но о преимуществах новой системы объективно можно будет рассуждать только тогда, когда будет накоплена практика по реализации механизма его действия.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов