Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (123) > СРЕДА ОБИТАНИЯ

ВЫВОЗ И ПЕРЕРАБОТКА ТБО В КЕМЕРОВЕ И НОВОКУЗНЕЦКЕ

Как бы много не говорилось о том, что строительство полигонов для ТБО и мусороперерабатывающих заводов невыгодно из-за необходимости серьезных вложений и их длительной окупаемости, именно сейчас это строительство активно разворачивается во многих регионах России. И Кузбасс не исключение.

В большинстве случаев это объясняется тем, что резервная возможность ныне действующих полигонов исчерпана, пора строить новые. По данным Аналитического отчета ФАС (Федеральной антимонопольной службы) о рынке услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО, из всего объема образующихся в стране ТБО на мусороперерабатывающие заводы вывозится менее 9%. Ниша есть, но, судя по всему, пустовать она будет недолго. То, что мусоропереработка - выгодный бизнес, красноречивей всего подтверждают объемы средств, которые инвесторы готовы в него вкладывать, и география проектов. Так, московское ОАО «Управляющая компания «Эко-система» инвестирует 500 млн. руб. в строительство мусороперерабатывающего комплекса и полигона ТБО в Барнауле, питерская компания ОАО «НПК «Механобр-техника» примет участие в строительстве четырех мусороперерабатывающих заводов в Краснодарском крае, стоимость только одного из них составляет $45 млн. В Орловской области ООО «Управляющая компания «ПроМастер» уже вложила 750 млн. руб. в строительство мусороперерарабатывающего завода. 6,5 млрд. руб. вложений потребует строительство завода по переработке макулатуры в гофро-картон. На Брянщине до 2010 года планируют ввести в эксплуатацию сразу 12 полигонов ТБО. Комплекс по сортировке ТБО построят в Бийске, четыре таких комплекса - в Екатеринбурге. И это далеко не полная динамика официальных сообщений только за последние два месяца (подробности о региональных проектах СФО и УрФО см. в рубрике «ЭКО-хроника» на стр. 35, 36, 37, 38). «ЭКО-бюллетень» решил поинтересоваться, как вопросы вывоза и переработки ТБО решаются в двух кузбасских «столицах».

СИСТЕМА РАБОТЫ С ТБО В КЕМЕРОВЕ

В списке рекомендаций, составленных по итогам выездного заседания комитета Госдумы по экологии, была в том числе и такая - «рекомендовать к применению на территории Российской Федерации опыт города Кемерово по организации сбора отходов потребления». Системность кемеровского подхода в этом вопросе на самом деле может служить примером для большинства российских городов.

Уникальность ситуации в том, что вопросами санитарной уборки города занимается одно предприятие-монополист, зарегистрированное в ФАСе, - муниципальное «Спецавтохозяйство». В его ведении не только организация вывоза ТБО, охватывающая практически 100% благоустроенного жилфонда и 60% частного сектора, но и содержание контейнеров, городских полигонов, сортировка и переработка ТБО. О том, как построена работа, «ЭКО-бюллетеню» рассказал Анатолий Васильевич СОМИКОВ, директор муниципального предприятия «Спецавтохозяйство»:

- В год мы вывозим более миллиона кубометров ТБО, складируем их на двух полигонах в Кировском и Заводском районах. Площадь первого 18 гектаров, второго - 92. Они эксплуатируются почти 70 лет, поэтому в ближайшее время город планирует начать строительство нового полигона для захоронения ТБО вместимостью 100 млн. кубометров и стоимостью 55 млн. руб. Областное управление ГАО ЖКХ провело тендер на проектирование мусороперерабатывающего комплекса, он будет типовым, таким же, как в Новосибирске. Но с одним отличием: если там комплекс находится на расстоянии двадцати двух километров от полигона, то у нас - на одной территории, чтобы с максимальной отдачей использовать транспорт и не делать холостых пробегов. Ориентировочная стоимость комплекса - 200 млн. руб., мощность - 100 тыс. тонн или 500 тыс. кубометров в год, это половина от общего объема мусора, который образуется в Кемерове за год. Реализация этого проекта позволит нам решить сразу несколько задач: уменьшить объемы мусора, складируемого на полигоне, тем самым продлив срок его эксплуатации, получить доходы от сдачи вторсырья, сэкономить на платежах за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку отходы, поступающие на переработку, такими платежами не облагаются.

Уже сделаны первые шаги по организации раздельного сбора мусора: в Центральном районе города поставлены 86 специальных контейнеров - для ПЭТ-бутылки, пластмассы, полиэтилена и для макулатуры. Но если первое время население более тщательно занималось раздельным сбором, и мы сразу вывозили мусор на прессование, то теперь мы это делаем только после предварительной переборки. Вторичное сырье у нас принимает «Вторполимер» и «Полимер» - всевозможные пластмассы идут на изготовление тары и товаров массового потребления. Макулатура сдается на завод мягкой кровли, из нее делают рубероид и толь. Спрессованные пластиковые бутылки отвозим на переработку в Новосибирск. Шведское оборудование, которое, вероятнее всего, будет закуплено для мусоросортировочного комплекса, позволит перерабатывать ПЭТ-бутылки в гранулят. Ведь одно дело бутылку спрессовать, другое дело переработать ее в крошку: гранулят, особенно рассортированный по цвету бутылок, на заводах ценится выше. Есть такая странная и мало объяснимая особенность: почему-то большинство людей перед тем, как выкинуть бутылку, прикручивает пробку. При прессовании бутылки с прикрученными пробками не сжимаются, одно время мы их прокалывали, но это не решает проблему: бутылка сделана из полиэтилфтолата, а пробка - из полиэтилена, отдавать их на переработку все равно нужно отдельно. Представьте: мы сдаем 5 тонн этой бутылки, а одна бутылка весит всего 38 граммов, сколько же нужно пробочек вручную открутить? Шведское оборудование делает это за человека.

Наше предприятие работает без выходных дней с шести часов утра, мы обслуживаем около девяти тысяч контейнеров, из них 924 большегрузных. Дефицита контейнеров нет, и это заслуга города: основная часть контейнеров закуплена за счет городского бюджета. Пять лет назад, чтобы снизить затраты на ликвидацию несанкционированных свалок, мы решили поставить дополнительные контейнеры в местах их образования. Поступили по тому же принципу, по которому поступают умные строители, прокладывая дорожки там, где людям удобнее всего ходить, - по уже имеющимся тропинкам. Народ такую инициативу понял правильно и поддержал, в итоге трудозатраты снизились примерно в три раза, потому что вывозить наполненные контейнеры дешевле, чем ликвидировать свалки.

Из-за большого объема шлака в составе мусора, вывозимого из частного сектора, мы отказались от использования мусоровозов боковой загрузки - это не тот вид транспорта, на котором можно перевозить золу. До того, как было принято это решение, водители были вынуждены работать в респираторах и противогазах: легко представить, что было, когда контейнер с золой опрокидывался на высоте 2,5 метра. Перешли на крупные бункеровозы, дополнительно оборудовали их накрывающимися палатками, которые заводская конструкция не предусматривала. Такие машины в полтора раза производительнее, но, к сожалению, при работе с ними участились локальные пожары. В прошлом году ко Дню шахтера мы были вынуждены покрасить около двух тысяч контейнеров вместо запланированных 862. В среднем каждый контейнер перекрашивался по 3 раза, что в тарифе, конечно же, не заложено, это дополнительные убытки для предприятия. Почему? Потому что контейнеры часто горят. Население нередко сбрасывает в них горячую золу, представители торговли - макулатуру. Торговые организации мы за это наказываем, находя нарушителей по чекам. А автомобили группы контроля, которая следит за санитарным состоянием контейнеров и площадок в частном секторе, оборудовали емкостями на 200 литров воды для тушения небольших очагов возгорания. Случаи возгораний на самих полигонах у нас единичны.

В Кемерове есть постановление, обязывающее горожан складировать отходы в строго установленных местах, в контейнерах, либо самостоятельно организуя вывоз мусора на полигон по предварительно выписанным талонам. С теми жителями частного сектора, которые отказываются заключать договоры под разными, часто нелепыми предлогами: «отсыпаю золой бывший погреб» или «укрепляем золой берег реки, чтобы его не размывало», - работаем уже не мы, а санитарная милиция и другие контролирующие органы. На сегодняшний день у нас заключено 9 727 договоров с частным сектором. Оплатить услуги по вывозу и захоронению мусора люди могут в сберкассах, ЖЭКах, есть мобильная группа кассиров, которая объезжает по графику частный сектор. Работаем с уличными комитетами: их активисты получают в качестве поощрения 5% от собранной с жильцов суммы. Заключен договор с ООО «СКЭК» - организацией, которая собирает платежи «в одно окно»: за воду, электроэнергию, канализацию. Платим им по 3% от собранных с населения средств. Словом, делаем все возможное, чтобы люди не выстаивали очереди и выбирали для себя самый удобный способ оплаты. В итоге добиваемся 97-98% сборов.

За те тридцать лет, которые я работаю в спецавтохозяйстве, норма накопления отходов на одного жителя частного сектора не пересматривалась ни разу и по-прежнему составляет 2 кубометра в год. Хотя для населения, проживающего в благоустроенном жилфонде, за это же время норма пересматривалась четырежды и увеличилась с 0,98 до 1,82 кубометра. Потому что изменился морфологический состав мусора: прошли времена, когда люди стирали полиэтиленовые пакеты и использовали их по 2-3 раза, теперь из-за большого объема одноразовых пластиковых и прочих упаковок свалки стали более объемными, «воздушными». Но ведь и особенности ведения домашнего хозяйства в частном секторе нужно учитывать: по весне и по осени спецавтохозяйство превращается в сенозаготовительное предприятие, потому что население скирдами вывозит в контейнеры прополочный материал. Норма накопления отходов по частному сектору не покрывает затрат спецавтохозяйства по вывозу мусора. 75% разницы от начисления оплаты услуг и фактических затрат нашего предприятия на вывоз отходов из частного сектора оплачивает администрация. И если бы не было такой дотации из городского бюджета, предприятие самостоятельно не смогло бы нести такие расходы.

Чтобы привести город в надлежащее санитарное состояние, мы установили 64 контейнера для автомобилистов на всех въездных магистралях, центральных улицах, у супермаркетов. Оплатила эти работы администрация. К числу нерешенных, но решаемых проблем могу отнести только нехватку транспорта. Сегодня мы обслуживаем девять тысяч контейнеров с помощью 52 высокопроизводительных мусоровозов на шасси ЗИЛ и КамАЗ, технический износ парка составляет практически 70%. В этом году со средств амортизации купили два мусоровоза. Думаю, столько же купим с помощью бюджетных средств.

СИСТЕМА РАБОТЫ С ТБО В НОВОКУЗНЕЦКЕ

За год в Новокузнецке образуется около миллиона кубометров отходов потребления, 70% которых составляют бытовые отходы. Мусор вывозится на городскую и Баевскую свалки. Говоря о проблеме ТБО в Новокузнецке, нельзя не вспомнить судебный прецедент, который пока не имеет аналогов в российской практике. Напомним: из-за систематических возгораний, которые приводили к задымленности жилых районов города, Новокузнецкая природоохранная прокуратура подала иск в суд Центрального района, который в октябре 2005 года обязал городскую администрацию ликвидировать свалку. В феврале 2006 года это решение подтвердила судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда. Но свалка до сих пор используется, потому что альтернативы - нового полигона - еще нет. Дело и в высокой сметной стоимости проекта, и в масштабах работ: помимо строительства нового полигона необходимо провести санацию и рекультивацию 22 га старой городской свалки, за семьдесят лет функционирования которой накоплено больше 30 млн. куб. м. отходов - насыпь высотой с трехэтажный дом. Но проект уже выполнен и работа по строительству началась.

Александр Владимирович ИВАНОВ, зам. главы Новокузнецка по жилищно-коммунальному хозяйству:

«Новый полигон будет значительно мощнее, он рассчитан на двукратное увеличение того объема ТБО, который вывозится из города сегодня. Проект полигона предусматривает в том числе и строительство мусороперерабатывающего завода. Сроки проведения работ напрямую зависят от объема финансирования, потому что только на строительство полигона понадобится около миллиарда рублей. В этом году выделено 100 млн. руб. на начало строительства трех дорог к полигону - из Кузнецкого, Новоильинского и Заводского районов. Ныне действующим полигоном управляет «Домосеть-76». Меры по локализации очагов возгорания сейчас принимаются значительно организованнее и оперативнее. За тушение пожаров сегодня приходится платить, горьким опытом уже научены - перестали экономить на послойном пересыпании мусора землей. Если этого не делать, то огонь, как в торфяниках, уходит вглубь в непредсказуемом направлении».

По данным Новокузнецкой управляющей компании, в жилом фонде города установлено 3 270 контейнеров при норме 3 378, в частном секторе - 120. Из 704 контейнерных площадок 91 оборудована (с бетонным основанием и ограждением). Вывоз мусора из 70% жилого фонда обеспечивает ООО «Домосеть-76» по договору с Новокузнецкой управляющей компанией. В этом вопросе у нас нет монополии: жильцы, выбравшие способ управления, альтернативный муниципальному контракту, вправе нанять любого подрядчика.

Наталья Ивановна БУРЫКИНА, исполнительный директор ООО «Домосеть-76»: «Наше предприятие занимается вывозом бытовых отходов, их приемом и размещением на полигоне. Необходимое количество техники определено в соответствии с числом обслуживаемых участков и их дислокацией. Парк предприятия состоит из 33 машин, ежедневно они выходят на 24 маршрута, продолжительность смены составляет 12 часов. На случай непредвиденных поломок есть дополнительная техника. По своему техническому состоянию парк отвечает нормам, 60% машин имеют срок эксплуатации от года до четырех с половиной лет. Обновляем парк ежегодно, делаем это из собственных средств. Сейчас занимаемся внедрением навигационной системы, которая поможет нам оптимизировать маршруты, скоординировать работу машин в режиме реального времени, организовать более оперативный контроль качества предоставляемых услуг».

Подобная навигационная система в прошлом году была запущена управляющей компанией «Орджоникидзевская УЖК» (г. Екатеринбург). Там на коммунальные машины установили блоки связи со спутником, который точно определяет координаты местонахождения объекта. О том, что это экономически выгодно, говорят итоги, которые екатеринбуржцы озвучили в конце июля: за год потребление бензина сократилось на 18%, а производительность увеличилась в 1,5 раза.

Безусловной особенностью организации работы с ТБО в Новокузнецке является то, что он входит в число очень немногих городов, в которых разработаны и действуют Правила по обращению с отходами (подробнее с ними можно ознакомиться на официальном сайте городской администрации. http://www.admnkz.ru/actionDocument.do?id=32805).

Любовь Алексеевна ЕТЕРЕВСКАЯ, начальник отдела контроля санитарного содержания территории города Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Новокузнецка: «Сотрудники комитета и правового управления администрации разработали Городские правила по обращению с отходами еще до того, как 31 декабря 2005 года вышел закон, который отменил все полномочия муниципальных комитетов, оставив при этом обязанность организовать сбор и переработку бытовых и промышленных отходов. Как это сделать, если нет контрольных функций? Комитет инициировал скорейшее утверждение Правил на Городском Совете народных депутатов, и они были приняты уже 7 февраля 2006 года. А в ст.4 «Закона об административных правонарушениях в Кемеровской области» сказано, что только нарушение принимаемых органами местного самоуправления правил обращения с отходами влечет наложение административного штрафа. Таким образом, Правила стали нашим основным рабочим инструментом. Они разработаны в полном соответствии с федеральным законодательством и устанавливают порядок обращения с отходами всех сфер городской жизнедеятельности - жилфонда, промышленности, торговли, строительства, ЛПУ. Правила регламентируют условия сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, а также порядок контроля и учета. Мы постарались прописать все предельно конкретно, исключив возможность неоднозначной трактовки формулировок. Так, например, сбор отходов на предприятиях торговли должен производиться раздельно, им запрещается оставлять после окончания рабочего дня тару и мусор, запрещается сжигать отходы, складировать макулатуру в контейнерах. Строительный мусор должен вывозиться в места утилизации или захоронения в двухдневный срок после окончания работ. За организацию вывоза мусора из садовых и гаражных объединений отвечают их председатели и администрации и т.д.

С 1 декабря прошлого года при комитете работает отдел контроля, в состав которого входят шесть инспекторов - по числу районов города. Их главная задача - выявление несоблюдения Правил. Работают в очень жестком режиме, проводят плановые проверки, отрабатывают жалобы и обращения жителей. Имеется служебная машина, ею инспекторы пользуются по графику. За первое полугодие этого года было составлено 994 протокола. К сожалению, следует отметить, что число протоколов растет. И этот показатель можно прокомментировать двояко: с одной стороны, увеличиваются поступления в местный бюджет, а с другой - количество нарушений не уменьшается. Протоколы передаются в административные комиссии, которые предъявляют нарушителям штрафы в соответствии с кодексом: гражданам - в размере от 1\2 до 15 МРОТ, должностным лицам - от 3 до 20 МРОТ, юрлицам - от 10 до 100 МРОТ. Акты проверок, протоколы и штрафы дисциплинируют лучше любых убеждений. Но только ими мы не ограничиваемся, инспекторы затем отслеживают исполнение выданных предписаний. Нарушителям раздаются брошюрки с координатами организаций, с которыми можно заключить договоры на вывоз отходов, и всех существующих в городе предприятий, занимающихся переработкой макулатуры, пластика, авторезины, аккумуляторов, масляных фильтров и пр. Если такие договоры не будут заключены, мы снова вправе составить протокол».

В городе работают три предприятия по сбору и утилизации макулатуры - ООО «Морул», фабрика «Знамя» и НП «Экологическая региональная компания», одно предприятие по сбору и переработке отработанных автошин - ООО «ИКИЖУМ» (отработанные резинотехнические изделия измельчаются в крошку и передаются на ОАО «ЗСМК», где используются в качестве добавки в шихту). Кроме того, ООО «Морул» занимается сбором и утилизацией полиэтилена и ПЭТ-бутылок. Вторичный полиэтилен отправляется на переработку на предприятия Кемерова и Новосибирска, где используется для изготовления труб, тротуарной плитки, рубероида, полиэтиленовых контейнеров и ящиков, пластиковых бутылок.

Сбором отработанных моторных, дизельных, турбинных, индустриальных масел занимаются предприятия ООО «Теплоэнергомаш», ООО «Дорожник», ООО «Макром», ООО «РОСА-1». Отработанные масла применяются в производстве асфальта и в качестве присадок, понижающих температуру застывания мазута при его транспортировке. Отработанные свинцовые аккумуляторы утилизируются на предприятии ООО «АКМО».

Александр Владимирович ИВАНОВ, зам. главы Новокузнецка по жилищно-коммунальному хозяйству: «Что касается раздельного сбора мусора, то время массового внедрения еще не пришло, потому что у нас мало предприятий по переработке отходов, они не в состоянии предложить свои услуги в достаточном объеме. Рассортировать - и свалить в кучу на том же полигоне? Согласитесь, это бессмысленно. Конечно, надо поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, специализирующегося на мусоропереработке, создавать условия, которые сделали бы этот вид бизнеса рентабельным. У предпринимателей интерес к этой сфере деятельности есть, например, сейчас в стадии реализации находится проект предприятия по переработке строительного мусора, уже закуплено необходимое оборудование».

В продолжение темы

Екатерина Петровна ВОЛЫНКИНА, зам. зав. кафедрой теплофизики и промышленной экологии СибГИУ, доцент, исполнительный директор НКО «Экологический региональный центр», депутат новокузнецкого Городского совета:

- В мировой практике принято, что население участвует в раздельном сборе бытовых отходов, которые сами же и производят. На Западе это законодательно вменено в обязанность населению, и за нарушение порядка раздельного сбора мусора люди платят там очень большие штрафы. Домохозяйки в Германии разделяют бытовой мусор на 7 компонентов, в Японии - до 30 и более. Американцы, как всегда, все упрощают, а потому разделяют бытовые отходы на два компонента - утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые - это упаковка, стекло, алюминиевые банки, бумага - все, что может быть легко отсортировано на конвейере или механическим способом. А неутилизируемые, в том числе пищевые отходы, отправляются для захоронения на полигон.

Мы со студентами СибГИУ (Сибирский государственный университет, г. Новокузнецк) решили провести эксперимент и организовать раздельный сбор мусора в университете. Вначале ребята сделали контейнеры для сбора бумаги и пластика сами из картонных коробок по зарубежным фотографиям. Контейнеры были расставлены в коридорах университета. Первые результаты были ужасны - студенты бросали в контейнеры мусор без всякого разделения. Через полгода, после того как ребята провели в университете разъяснительные акции и установили еще один контейнер для сборного мусора, результаты стали намного лучше. Потом мы услышали, что РУСАЛ проводит конкурс проектов «Шагни за горизонт», подали заявку, выиграли грант и закупили пластмассовые контейнеры российского производства: зеленые - для упаковки, голубые - для бумаги, красные - для неутилизируемых отходов. Эксперимент по раздельному сбору мусора будет продолжен в университете, администрации Новокузнецка и библиотеке им. Гоголя. Начинать с учреждений проще, чем с жилого сектора. Хотя мы проводили опросы на улицах города, и большинство людей соглашалось с тем, что раздельный сбор мусора необходим. Иным способом отсортировать те отходы, которые попадают в наши мусоропроводы, невозможно, это будет очень дорого.

Обязательно должна быть государственная поддержка предприятий малого бизнеса, занимающихся сортировкой и переработкой ТБО. В Москве, например, это уже выгодно: город полностью освободил этих предпринимателей от уплаты местных налогов, средний уровень зарплат в отрасли составляет 35-40 тыс. руб. в месяц и занимает пятое место в рейтинге самых высокооплачиваемых отраслей столицы. Проект российского закона об упаковке и упаковочных отходах включил западный опыт государственного субсидирования предприятий малого бизнеса, занимающихся сортировкой и подготовкой отходов к переработке. Производители обязаны будут получать лицензию на право использования торговой марки рециклинга на упаковке своих товаров. С одной стороны, потребители их продукции, увидев такой значок на упаковке, позитивно настраиваются к их собственной торговой марке, потому что видят - предприятие занимается вопросами экологии. С другой стороны, деньги, оплаченные за использование значка рециклинга, целевым образом идут на субсидирование предприятий малого бизнеса, которые занимаются сортировкой и подготовкой к переработке отходов. Потому что без субсидий это пока невыгодно, вложенные в этот вид бизнеса средства окупаются нескоро. Между тем, если бы в каждом городском районе было бы по 2-3 частных мусоросортировки, конечно, подконтрольные, имеющие все лицензии и разрешения, это позволило бы заметно снизить общий объем накапливаемых в городе ТБО.


 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов