Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (123) > ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ

О порядке формирования расчетов платы

И.Б. ПОЛКОВНИКОВА,
начальник службы охраны окружающей среды ОАО «Кузнецкие ферросплавы»

Сразу хочется сказать, что приведенное мнение никоим образом не претендует на истину в последней инстанции, скорее, это рассуждения вслух после прочтения очередного приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о порядке формирования расчета платежей.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Порядок определения платы, предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632. Он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду.

Порядки расчета платы за загрязнение окружающей природной среды и определения массы загрязнений, поступающих в окружающую природную среду, определены в «Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», зарегистрированных в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. N 190.

Инструктивно-методические указания конкретизируют положения Постановления Правительства Российской Федерации 28 августа 1992 г. N 632.

Согласно «Инструктивно-методическим указаниям» самым первым шагом в формировании расчета платы за отчетный период является определение планового годового размера платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам), который определяется самим природопользователем, утверждается руководителем предприятия, главным бухгалтером и согласовывается с надзорными органами (п. 4.3).

Отчетным периодом признается календарный год, по итогам которого определяются фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ, которые учитываются природопользователем в ежегодной статистической отчетности по форме N 2-тп (воздух) и N 2-тп (водхоз) (п. 5.2) Для природопользователей, имеющих сезонный характер работы, возможно считать отчетным периодом сезон года (п. 5.4).

Указаниями также предусматривается формирование квартальных отчетов. При этом на выбор природопользователя предлагается 3 варианта (п.5.4):

1) природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета);

2) выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объема выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы;

3) природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

Таким образом, отчет может носить характер декларации с обязательной корректировкой платежей по итогам года на основании статистических форм отчета.

Недостатком рассматриваемого документа, по моему мнению, является отсутствие информации о механизме определения квартальных нормативов ПДВ, ПДС и лимитов на размещение отходов. Дело в том, что все перечисленные нормы определяются как годовые величины. В выдаваемых разрешениях их разбивка по кварталам не предусмотрена, равно как и не осуществляется квартальное нормирование выбросов, сбросов, лимитов размещения отходов проектами нормативов ПДВ, ПДС, ПНООЛР. Простое деление годовых норм на четыре, по меньшей мере, некорректно, зачастую приводит к снижению выданных норм.

Например, если рассматривать вопросы формирования отчета по сбросам, нет необходимости объяснять, что нормативы, установленные для ливневых стоков, не могут быть формально поделены на четыре, поскольку в течение года имеет место непропорциональное образование этих стоков, да и качество талых вод отличается от качества ливневых.

Аналогична ситуация с выбросами для предприятий, на балансе которых имеются котельные, особенно для тех из них, основная доля выбросов которых приходится на котельные.

Кроме того, в данном документе не приведены формы представления расчетов платы.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 мая 2006 года N 459 были утверждены формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок их заполнения и представления.

К сожалению, предложенные формы вызвали большое количество вопросов, а официального разъяснения не последовало. По всей видимости, именно по этой причине приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 вновь утверждены формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и определен порядок их заполнения и представления. С момента вступления в силу настоящего приказа, приказ N 459 утратил свою силу.

Принятие каждого нового нормативно-законодательного акта либо меняет принципиально существующий порядок, либо дополняет, конкретизирует уже существующий.

Новым приказом сняты некоторые ранее имевшие место неопределенности, однако и вопросов возникло не меньше.

По всем разделам в очередной раз не даны пояснения, что же принимать за квартальные нормы ПДВ, ПДС и лимиты на размещение отходов.

Все формы рассчитаны только для варианта сдачи отчета по фактическим сбросам, выбросам, фактическому движению отходов.

А как же тогда быть с правом предприятия формировать отчет по нормативам ПДВ, ПДС, лимитов на размещение отходов?

«Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», зарегистрированные в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. N 190, никто не отменял.

Предложенные формы не предусматривают формирование расчета платы для предприятий, не имеющих разрешений на выброс, сброс, лимитов на размещение отходов.

По крайней мере, для данного случая не приводится пояснений по заполнению форм.

Думается, что в этом случае как нельзя кстати пригодились бы плановые платежи.

Наибольшее количество вопросов принципиального характера относятся к разделу 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» и разделу 4 «Размещение отходов производства и потребления» заполняемых форм.

Заполнение столбца 4 раздела 2 (категория автомобильной техники) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 и столбца 5 (экологический класс автомобильной техники), согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609, требует представления большого блока информации об имеющемся на предприятии автомобильном транспорте. Но эта информация никоим образом не влияет на формирование платежей.

Сумма платы определяется как произведение суммарного количества израсходованного за отчетный период топлива определенной марки на норматив платы, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 с применением установленных коэффициентов.

Порядок формирования раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» фактически меняет подход к формированию платежей за размещение отходов.

Здесь необходимо напомнить, что согласно существующим нормам законодательства лимитируется размещение отходов.

«Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории» (ст. 1 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно этой же статье 1 ФЗ РФ:

«размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)».

В п. 18 Порядка заполнения Раздела 4 Приказа N 204 ставится знак равенства между отходами, хранящимися на объекте размещения отходов и отходами, находящимися на временном хранении.

Природопользователю предлагается осуществить оплату как за размещение отходов на объектах размещения, так и за хранение (накопление) отходов на территории предприятия.

Во-первых, законодательными нормами не предусмотрено лимитирование временного размещения (хранения) отходов за пределами объектов размещения.

Согласно п.3.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное хранение отходов на производственной территории предназначается для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов, для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.

Ни один нормативно-законодательный документ не содержит определения термина «временное хранение».

Если речь идет о местах временного хранения, так не все из них можно отнести к объектам размещения отходов, поскольку они не являются сооружениями.

Согласно Главы 2 СНиП I-2 «Строительная терминология»:

СООРУЖЕНИЕ - объемная, плоскостная или линейная наземная, надземная или подземная строительная система, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания людей, перемещения людей и грузов и т. д.

Можно ли считать бочки, цистерны под отработанные нефтепродукты, открытые площадки хранения отходов навалом строительными системами? Данные формы хранения отходов разрешены нормами СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

В п. 4 приложения 1 к «Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» приведен исчерпывающий перечень объектов, на которых осуществляется размещение отходов. Это полигоны захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности, полигоны общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, полигоны, принадлежащие отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов, отвалы, шламохранилища для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов, свалки (санкционированные, несанкционированные).

Исходя из сказанного выше, временное хранение (накопление) отходов на территории предприятия нельзя считать размещением, поскольку хранение осуществляется не на объектах размещения отходов и оплате не подлежит.

Еще больше вопросов возникает по тем видам отходов, к нормативам платы за размещение которых может быть применен коэффициент «0» (Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»).

Постановлением N 344 предприятиям разрешается накопление отходов с превышением годовых лимитов без предъявления к оплате (применять коэффициент «0») в течении 3 лет (до момента передачи или использования).

Данное положение дает возможность предприятию либо накапливать определенные партии отходов, удобные для транспортирования (для отходов с минимальными объемами образования), либо хранить без оплаты отходы, которые в перспективе могут быть использованы в собственном производстве, да чего греха таить, иногда просто осуществляется поиск организации, принимающей отход на более выгодных условиях для сдатчика.

Вновь вышедшим приказом нам предлагается оплачивать весь объем накапливаемых отходов по существующим ставкам в течение всего периода накопления отхода. Затем по факту использования (передачи) осуществить корректировку платежей.

В случае, если передача (использование) отхода произойдет через 3 года (что не противоречит требованиям Постановления N?344) - корректировке подлежит 12 отчетов. А если видов таких отходов несколько, да период передачи (использования) разный, тогда корректировка платежей может превратиться в бесконечный увлекательный процесс.

На бумаге скорректировать можно все, ну почти все. А каков в этом случае реальный механизм возврата денежных средств?

Не менее приятный подарок ожидает природопользователей на сайте http://www.gosnadzor.ru, где согласно приказу (п.11. приложения 2) размещен образец отчета в электронном виде. Вы там найдете рекомендации по разработке программы.

Остается всем нам, сдающим отчет и принимающим его, пожелать удачи, терпения и взаимопонимания для того, чтобы привести отчеты в соответствие со всеми вышеизложенными и нередко противоречащими друг другу требованиями.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов