Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (124) > СРЕДА ОБИТАНИЯ

Очистка поверхностных стоков: миссия выполнима?

Весной этого года в решение выездного заседания комитета Госдумы был внесен беспрецедентный пункт о 80%-ном финансировании из федерального бюджета проектирования и строительства очистных сооружений канализации ливневых и хозяйственно-бытовых стоков в Междуреченске, Новокузнецке и Кемерово. Беспрецедентность заключается в том, что таких очистных сооружений нет ни в одном городе страны, почему же для трех городов Кузбасса эта проблема признается не только приоритетной, но и нуждающейся в скорейшем решении?
ЦИТАТА В ТЕМУ:
Решение «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение экологической безопасности Кемеровской области»:
«…Остро стоит и проблема обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Загрязнение водных объектов связано с массовой застройкой водоохранных зон в 40-50 годы XX века, несоблюдением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, неэффективной работой очистных сооружений. Смыв техногенных продуктов с бассейнов водосбора в несколько раз превышает сброс сосредоточенных выпусков сточных вод. В крупных городах объемы отбора воды из поверхностных источников достигли таких масштабов, что водные объекты потеряли способность к самоочищению, а поддержание их водности обеспечивается за счет загрязненных ливневых, производственных и хозяйственно-бытовых стоков.
… 5.8. Рассмотреть и решить вопрос о финансировании из федерального бюджета проектирования и строительства очистных сооружений канализации ливневых и хозяйственно-бытовых стоков, проектирования и строительства мусороперерабатывающих заводов (комплексов) в городах Междуреченск, Новокузнецк и Кемерово в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»), определив долю финансирования из федерального бюджета не менее 80 процентов».
http://www.duma.gov.ru/ecology/kemerovo.htm

Ответ содержится в беспристрастной и более чем выразительной статистике: в поверхностные водные объекты Западной Сибири ежегодно сбрасывается около 5 млрд. куб. сточных вод, из них почти половина сбрасывается в Кемеровской области. «Рейтинг» количественного вклада в загрязнение выглядит следующим образом: Кемеровская область - 44%, Новосибирская - 15%, Томская область - 11%, Ханты-Мансийский АО - 10%, Тюменская область - 7%, Алтайский край - 6%, Омская область - 5%, Ямало-Ненецкий АО - 2%, республика Алтай - 0%. При этом половина всех стоков Западно-Сибирского региона сбрасывается в реку Томь благодаря деятельности четырех крупнейших промышленных центров - трех вышеназванных городов Кузбасса и Томска.

В приведенной выше статистике учтен только объем организованных промышленных стоков, ответственность за очистку которых несут предприятия. Между тем, как минимум, 80% от общего загрязнения рек приходится на долю неорганизованных выпусков поверхностного стока, в которых оседают и аккумулируются выбросы в атмосферу. И, конечно, финансирование строительства очистных сооружений для поверхностных стоков с территорий городов должно осуществляться из государственных источников, т.к. большая часть налогов от деятельности промобъектов идет в региональный и федеральный бюджеты. С учетом колоссальной стоимости этого строительства без помощи федерального бюджета и не обойтись, более того, его вклад, как справедливо замечено в решении комитета Госдумы, должен быть основным. Но реальны ли названные сроки? До 2010 года в лучшем случае будет возможно определиться с разработкой проектов. Вопрос крайне непрост и имеет большую предысторию попыток решения в каждом городе. На наиболее проработанной стадии вопроса сейчас находится Междуреченск - город в верховьях Томи, с которого и начинается история промышленного загрязнения реки.

Междуреченск

По просьбе «ЭКО-бюллетеня» Междуреченский комитет по охране окружающей среды и природопользованию подготовил подробнейшую информационную справку о состоянии ливневой канализации и очистных сооружений в городе, из которой следует, что вопрос очистки городских ливнестоков ставился еще в 80-е годы. Первой очередью строительства очистных сооружений было строительство ковша-отстойника для очистки ливневых стоков от механических примесей путем отстаивания. С началом перестройки финансирование из угольных компаний прекратилось, работы на объекте были остановлены. В 1995-м году по распоряжению администрации «О выполнении схем водоснабжения и канализации, сбора и очистки ливневых стоков и теплоснабжения г. Междуреченска» управление архитектуры и градостроительства выдало МУП «Управление капитального строительства» инженерно-планировочное задание (ИПЗ) по проектированию схемы сбора и очистки ливнестоков. С институтом «Сибводоканалпроект» был заключен договор на выполнение двух первых этапов ИПЗ (обследование существующего состояния сетей канализации и представление нескольких вариантов схемы сбора ливнестоков) с финансированием из средств областного бюджета по Областной природоохранной программе на 2001 г. Предоплаты не последовало, и договор не состоялся.

Затем проектирование очистных сооружений ливнестоков было включено в РЦП «Экология и природные ресурсы Кемеровской области на 2002 - 2004 гг.». Отмена экологических платежей в 2002-2003 гг. исключила это мероприятие из программы. Затем оно вошло в Программу социального и экологического развития Кемеровской области до 2010 г. Но из средств федерального и областного бюджетов на это мероприятие ни копейки не поступило.

В настоящее время ливневые стоки Западного и Восточного районов города через разветвленную сеть ливневой канализации, протяженность которой составляет около 22 км., и систему ливневых коллекторов подаются в ковш-отстойник, откуда сбрасываются без какой-либо дополнительной очистки в реку Уса за 600 метров до ее впадения в Томь.

Нужно сказать, что в конце 2002 года институтом «Сибводоканалпроект» был выдан рабочий проект «Расширение и реконструкция очистных сооружений хозбытовой канализации г. Междуреченск», который не реализуется до настоящего времни. Существующие очистные сооружения хозбытовой канализации города перегружены и часть сточных вод городской канализации сбрасывается в Томь без очистки.

Ливневая канализация находится в неудовлетворительном техническом состоянии: на многих участках сетей нарушены стыковые соединения и гидроизоляция колодцев, через которые в ливневую канализацию поступают хозбытовые и дренажные стоки. Администрация Междуреченска ежегодно выделяет из местного бюджета порядка 700 тыс. руб для чистки дождеприемников на улицах города. Очистка ковша-отстойника не производится, и в настоящее время он заполнен сточными водами на 90%. Но в следующем году планируется провести работы по очистке ковша-отстойника за счет средств местного бюджета.

В новом генплане Междуреченска, разработанном «Новосибирскгражданпроектом», вопросу очистки поверхностных стоков отведено значительное место. Территория города разбита на 22 бассейна стока. С каждого бассейна поверхностный сток самотеком поступает в пруды-накопители, из которых по напорным трубопроводам с помощью станций перекачки откачивается в прилегающие реки. Перед сбросом в пруды-накопители поверхностный сток в распределительной камере разделяется на загрязненный и условно чистый. Загрязненная часть стока поступает на очистные сооружения, остальное - в пруды-накопители, стенки и дно которых бетонируются. Из Восточного и Западного районов предусмотрен совместный отвод ливневых вод в реку Уса, сброс производится с помощью рассеивающих выпусков.

В соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к охране окружающей среды и проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод, в проекте предусмотрена очистка наиболее загрязненной части поверхностного стока на очистных сооружениях, устраиваемых на устьевых участках коллекторов ливневой канализации перед выпуском в водоемы. Очистные сооружения приняты в виде прудов-отстойников и предназначены для очистки от плавающего мусора, взвешенных частиц и маслонефтепродуктов.

В генплане города определены и зарезервированы площадки для строительства прудов-отстойников. Общая стоимость строительства ливневой сети, насосных станций и прудов- отстойников для всего города Междуреченска, включая поселки, входящие в городскую черту (Чебалсу, Сосновый лог, Камешек, Усинский и т.д.), в ценах 2007 г. составляет 4,5 млрд. руб., без сетей и насосных - 3,5 млрд. руб. Стоимость строительства ливневой сети, насосных и прудов-отстойников для Восточной и Западной части города (район основной городской застройки) - 718 млн. руб. Ориентировочная стоимость проектирования составляет 5% в общей сумме. По предварительным данным института «Сибводокналпроект», стоимость строительства капитальных очистных сооружений ливнестоков производительностью 80 тыс. куб./м. в сутки, включающей в себя ливнестоки Восточной и Западной части города, составляет 2,3 млрд. руб., проектирование - 15,5 млн. руб., изыскания - 4,5 млн. руб.

Что касается сроков строительства, то проектирование с изысканиями и экспертизами может быть выполнено за 2 года, строительство - за 2 года. Вопрос скорости строительства упирается в вопрос наличия финансовых ресурсов.

Междуреченск, конечно же, планирует строительство очистных сооружений. Но выделить на эти цели средства из местного бюджета, которого хватает только на зарплаты бюджетников и выполнение части работ по обеспечению жизнедеятельности города, не представляется возможным. Поэтому администрация города «еще раз надеется на то, что решение Комитета по экологии Государственной Думы РФ, будет не просто частью пиаровской кампании, и финансирование строительства наконец-то начнется».

НОВОКУЗНЕЦК

В конце семидесятых-начале восьмидесятых годов усилиями двух ведущих новокузнецких проектных институтов «Сибгипромез», «Кузбассгражданпроект» и московского «Гипрогора» было разработано подробнейшее инженерное решение строительства ливневой канализации, отвода поверхностных и дренажных вод. Но до реализации проекта дело так и не дошло: он никому не понадобился, лег на полку, а сейчас уже порядком устарел. О необходимости строительства очистных сооружений для поверхностных стоков вспомнили тогда, когда зашла речь о строительстве Крапивинского водохранилища. «Уже тогда все понимали: даже если мы очистим все организованные промышленные стоки, значительного улучшения это не принесет, нужно строить очистные сооружения для поверхностных стоков, иначе будет не водохранилище, а грязная лужа», - говорит Екатерина Ивановна МАТЫЦИНА, начальник отдела института «Сибводоканалпроект».

Но вопрос о строительстве Крапивинского водохранилища отпал, и о проблеме снова забыли. Равно как и о необходимости должным образом эксплуатировать ливневую канализацию, построенную в советское время. И когда не так давно во время реконструкции вскрывали улицы Веры Соломиной и Челюскина в Куйбышевском районе, стало понятно, что прочистить ливневку невозможно - проще проложить ее заново.

В генплане Новокузнецка были зарезервированы площадки под строительство очистных сооружений для поверхностных стоков, но сейчас эти площадки активно застраиваются. Так, в районе левобережных очистных сооружений возводится трансформаторная подстанция. «Это актуальнейший объект, без которого будет невозможна дальнейшая застройка района, - говорит Борис Михайлович МАСЛОВ, главный архитектор Новокузнецка. - Где теперь будут располагаться площадки для очистных сооружений - это вопрос вопросов, на который ответят разработчики нового генплана Новокузнецка».

Предполагается, что генплан должен быть готов к концу 2009 года, его разработкой занимается Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики (г. Санкт-Петербург). Среди новокузнецких проектировщиков есть мнение, что в городских районах с давно сложившейся и высокой плотностью застройки - Куйбышевском и Центральном - подобрать площадки, равнозначные зарезервированным ранее, будет практически невозможно: альтернативные варианты приведут к весьма значительному увеличению затрат на реализацию проектов строительства очистных сооружений и ливневой канализации города.

На объявление о проведении открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации очистных сооружений поверхностного стока Новокузнецка проектировщики не откликнулись в силу «несерьезности» предложенной суммы контракта - 4,5 млн. руб. Для того, чтобы разобраться в обоснованности такой позиции, в администрации Кемеровской области был организован «круглый стол», для участия в работе которого были приглашены ведущие специалисты разных городов Кузбасса.

По словам Екатерины Ивановны Матыциной, только разработка обоснования инвестиций в строительство очистных сооружений для всех районов города будет стоить 20-25 миллионов рублей, поскольку потребует сбора большого объема исходных данных. Сметная стоимость таких работ для Куйбышевского района составила пять миллионов рублей. В Новокузнецке шесть районов, но Заводской и Ильинский более компактные, поэтому 20-25 миллионов рублей - сумма достаточная и обоснованная.

Стоимость же проектных работ на следующих стадиях проектирования составляет от 3,5 до 10% от общей стоимости проекта (чем она выше, тем ниже процент). По самым скромным подсчетам для Новокузнецка стоимость только самих очистных сооружений, не считая коллекторов, будет не меньше 3-4 млрд. руб. Цифры, сопоставимые с теми, которые называют разработчики генплана Междуреченска, и действительно скромные, если учесть, что Новокузнецк в несколько раз больше.

Помимо объема финансирования, его источников и своевременности поступления средств, второй по значимости вопрос - выбор подходящих технологий очистки. Во время «круглого стола» доклад на эту тему делал Юрий Дмитриевич МАЛАХОВ, генеральный директор ЗАО «Аква инжиниринг», - организации, которая в 1994-м году проводила исследования поверхностного стока, отводимого с селитебных территорий г. Новокузнецка. В ходе этого исследования было выявлено загрязнение поверхностных сточных вод целым рядом веществ - тяжелыми металлами, фтором, формальдегидом, фенолами и прочими веществами в концентрациях, в десятки раз превышающих ПДК. Это позволило сделать однозначный вывод об атмосферном характере загрязнения поверхностного стока (см. Таблицу «Концентрация загрязнений поверхностных сточных вод»). Очистка поверхностного стока от техногенных загрязнений значительно сложнее и многократно дороже очистки от таких обычных для сточных вод, отводимых с селитебных территорий, загрязнений как взвешенные вещества, БПК и нефтепродукты.

Концентрация загрязнений поверхностных сточных вод
НаименованиеКонцентрация, мг/л
до очисткиПосле очисткиПДС (рассчитан
в 1994 г.)
Взвешенные вещества2 0003-5 1,35
БПК202,3 - 1033-103,0
Нефтепродукты5-200,30,025
Фенолы0,002-0,010,001-0,0040,0005
Хлориды125-170125-17075,0
Сульфаты30-10030-10025,0
Нитраты2-81,5-62,28
Фосфаты0,4-0,80,1-0,150,15
Алюминий0,5-2,40,3-0,80,013
Фтор0,27-6,6 0,017
Мышьяк0,02-0,06 0,05
Стронций0,14-0,18 0,18
Медь0,003-0,01 0,001
Цинк0,05-0,56 0,01
Хром0,005 0,001
Никель0,01-0,035 0,01
Барий1,5-2,7 0,01
Свинец0,005-0,03 0,03
Марганец0,3-1,080,15-0,50,01
Фосфор0,03-0,30,02-0,10,00003
Железо (раствор.)0,1-0,30,05-0,10,005

«Когда ставят задачу исследовать состав поверхностного стока, она априори нерешаемая. Серьезные институты, которые занимались такими исследованиями в рамках государственной программы еще в советское время, тратили годы на то, чтобы определить закономерности отведения поверхностного стока для одного города. Такая работа выполнялась только для Харькова и Петербурга, и исследования занимали не менее пяти лет. Это сложнейшие методики. И единственный материал, который можно сегодня реально использовать для проектирования очистных сооружений, обобщен в «Рекомендациях по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока селитебных территорий», - говорит Юрий Дмитриевич. - Это инструкция, выпущенная в 2006-м году и составленная ведущими российскими специалистами, которые длительное время изучали этот вопрос. В рекомендациях сказано, что основными загрязнениями, которые находятся в поверхностных сточных водах, являются взвешенные вещества, нефтепродукты и органика. Содержание фосфатов, тяжелых металлов и других загрязнений носит техногенный характер, определяется выбросами промышленных предприятий и автомобилей. И строить сегодня очистные сооружения в расчете на очистку от техногенных загрязнений совершенно бесполезная и безумная идея, это будет баснословно дорого. Выход в целесообразности очистки поверхностного стока с селитебных территорий от взвешенных веществ и нефтепродуктов при одновременном снижении БПК и ХПК. Серьезному решению проблемы техногенного загрязнения поверхностных стоков может способствовать только параллельная работа над уменьшением уровня загрязнения воздушной среды за счет строительства эффективных газоочистных и аспирационных систем на предприятиях и внедрение мероприятий по предотвращению загрязнения воздуха выбросами автотранспорта».

Чтобы обеспечить разработку эффективных технологических решений, новокузнецкие проектировщики предлагают объединить усилия и опыт: «Кузбассгражданпроект» может разработать оптимальную схему трасс для проведения коллекторов, «Водоканалпроект» - проектировку самих очистных сооружений, «Аква инжиниринг» - обеспечить подбор технологий и оборудования. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужно, по крайней мере, определить объем необходимых затрат и выполнить обоснование инвестиций.

КЕМЕРОВО

В 2002 году необходимость поддерживать на должном уровне эксплуатационные характеристики сетей ливневой канализации, общая протяженность которых составляет порядка 165 километров, была внесена отдельным пунктом в Правила благоустройства и озеленения г. Кемерово. И этому вопросу в городе действительно уделяется последовательное внимание: содержанием сетей занимаются дорожные службы районов. Не так давно, например, был заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт колодцев ливневой канализации в Кировском, Центральном, Ленинском и Рудничном районах. Основной проблемой для города является то, что во время основной застройки, которая пришлась на 50-60-е годы, ливневую канализацию строили только по магистралям, во дворах она практически отсутствует. И все же в отношении Кемерово можно вести речь не столько о восстановлении системы ливневой канализации (здесь сумели сохранить то, что было построено раньше), сколько о ее развитии. Опыт областного центра отличается еще и тем, что проблему строительства очистных сооружений здесь стали решать частично - по микрорайонам.

«Сейчас всем заказчикам строительства выдается техническое условие в обязательном порядке предусмотреть ливневую канализацию по магистральным улицам и дворовым территориям. На сегодняшний день заключены договоры и ведется разработка проектно-сметной документации на строительство комплексов очистных сооружений по двум выпускам, связанным со строительством микрорайонов 11,11а и 12 в Рудничном районе, и 14 в Заводском районе. Выполнением проекта занимается ОАО «Кузбассгидрошахт», и я надеюсь, что весной будущего года мы уже получим рабочие чертежи, - рассказывает Сергей Павлович МИНИН, начальник отдела водоотведения управления жизнеобеспечения городского хозяйства администрации г. Кемерово. - Вышло распоряжение главы города о разработке генеральной схемы ливневой канализации с учетом перспективной застройки. В старом генплане очистные сооружения не были даже предусмотрены. Исходные данные для схемы должны собрать до конца этого года, а на ее разработку уйдет, как минимум, год-полтора. Но, я думаю, что и без генеральной схемы мы принципиально не ошиблись с выбором площадок под строительство очистных сооружений, на которые впоследствии, возможно, направят и другие выпуски ливневой канализации».

Дополнительную остроту проблеме придает поднявшийся уровень грунтовых вод, который объясняется целым рядом причин: затоплением ликвидированных в черте города шахт, утечками из водонесущих коммуникаций и нехваткой сетей ливневых канализаций (в Новокузнецке, помимо всего перечисленного, есть дополнительный фактор - город был построен на заболоченной местности - прим. ред.).

Поэтому, так или иначе, городам Кузбасса придется заниматься вводом в эксплуатацию дополнительных километров ливневой канализации - с мыслью ли о защите Томи от загрязнения поверхностными стоками или с мыслью о сохранности жилого фонда и дорог. Масштаб работ будет напрямую зависеть от расстановки приоритетов как на региональном, так и на федеральном уровнях. Порядок необходимых затрат не позволяет надеяться на то, что регион справится с этим вопросом самостоятельно, к тому же его решение находится в интересах и других субъектов РФ. Поэтому, если упомянутый в самом начале пункт 5.8 решения комитета Госдумы по экологии не был декларативным и будет подтвержден финансированием, задачу можно считать посильной.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов