Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (124) > ЭКО-КОНСАЛТИНГ

Методология выполнения экологического аудита

Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом ИнЭкА в проведении экологического аудита (ЭА), а именно - определить оптимальный набор инструментов и порядок проведения аудита. Учитывая многообразие в экоаудируемых объектах, заказчиках и целях работ, нами был выработан внутренний алгоритм проведения работы, которого мы придерживаемся, и который значительно облегчает весь процесс ЭА.
О.Б. СОКОЛОВА,
специалист 1 категории, руководитель работ по экологическому аудиту ООО «ИнЭкА-консалтинг»

Экологический аудит (ЭА) - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности [1].

1 этап: Организация и проведение переговоров с заказчиком ЭА

На данном этапе определяются либо уточняются цели, сроки, область проведения аудита, его содержание и границы, назначаются ответственные.

По результатам переговоров необходимо определить:

  • наличие и достаточность необходимой информации для планирования аудита;
  • наличие времени и необходимых ресурсов у организации-аудитора.

2 этап: Подготовка проекта договора на проведение ЭА, организация его подписания и контроль его исполнения

На данном этапе необходимо разработать календарный план выполнения работ; определить этапы проведения аудита; составить Техническое задание (ТЗ), в котором определить содержание работы, желаемые результаты, рамки действий исполнителя.

3 этап: Разработка анкеты (перечня исходных данных) для проведения аудита (этот процесс может быть параллелен процессу составления ТЗ)

Рекомендуется запросить у заказчика некий минимум информации об объекте аудита еще до его посещения, что, безусловно, поможет аудитору, или же, если время на подготовку ограничено, заранее отправить опросный лист на предприятие, чтобы по приезду уже иметь необходимый для работы объем информации.

4 этап: Назначение руководителя и формирование экоаудиторской группы

Руководителем может быть тот, кто берет на себя ответственность за административную сторону работы, или эксперт, компетентность которого распространяется на все сферы, затрагиваемые аудитом. Руководитель формирует группу, и распределяет обязанности. Специалисты, привлекаемые к аудиту, должны обладать соответствующей квалификацией.

5 этап: Определение критериев аудита

Выработка критериев осуществляется, как правило, экоаудиторами, выбранными для проведения проверки объекта. Допускается также проведение аудита и по критериям, предложенным заказчиком. Критерии должны устанавливаться в каждом отдельном случае в зависимости от целей аудита.

Так как экологический аудит - это прежде всего процесс верификации объективно получаемых и оцениваемых свидетельств аудита, осуществляемый с целью определения соответствия установленным критериям, разных видов экологической деятельности, событий, условий, систем менеджмента, то и формировать критерии необходимо так, чтобы обеспечить возможность достижения поставленных целей. При этом следует отбирать только те требования, соблюдение которых может быть проверено в ходе выполнения аудита.

Этапы процедуры формирования критериев:

  • анализ документов и выбор разделов, содержащих требования, проверка выполнения которых позволит достичь поставленную перед аудиторами цель;
  • систематизация требований, отобранных из одного или нескольких документов, на основе идентичности объектов нормирования и нормируемых характеристик, проверка их взаимной согласованности;
  • оформление критериев и согласование критериев с заказчиком аудита.

6 этап: Составление плана (программы) аудита

План дает представление о направлениях и предметах аудиторской проверки, составе проверяемой документации, о необходимых данных по качеству окружающей среды в зоне влияния объекта, о составе привлекаемых к проверке специалистов и сроках проведения проверки. Программу аудита, так же как и запрос по исходным данным, следует отправить заказчику (либо проверяемой организации) заранее.

7 этап: Визит на предприятие

По прибытию на объект необходимо провести предварительное совещание с представителями аудируемого объекта (рекомендуется пригласить не только руководство, но и специалистов предприятия, которые будут задействованы в процессе аудита). В ходе представления сторон следует разъяснить характер аудита, подтвердить при необходимости полномочия для проведения аудита, предоставить информацию о предлагаемом графике аудита и составе аудиторской группы, определить каналы обмена информацией с представителем аудируемой организации, получить разрешения на доступ к соответствующим документам и объектам, согласовать участие в работе аудиторской группы наблюдателей и сопровождающих.

8 этап: Организация сбора и проведение анализа документов, представленных аудируемым объектом, и посещение промплощадки

В ходе анализа документации проводится оценка полноты представленной информации, а также оценка собственных сил и знаний. На данной стадии возможно принятие решения о необходимости привлечения аналитической лаборатории для оценки воздействия хозяйственной деятельности экоаудируемого объекта на состояние окружающей среды; либо о привлечении дополнительных технических экспертов для консультаций и проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний. Посещение промплощадки является обязательной частью аудита, так как без визуального осмотра территории, визуальной оценки организации природоохранной деятельности на производственных объектах и пр., адекватно выявить несоответствия установленным критериям практически невозможно.

При проведении ЭА необходимо помнить и о методах сбора информации: опросы персонала (а при возможности местных жителей и органов власти); обследование производственных объектов и наблюдения за деятельностью; анализ документов). Сведения о том, как была получена или проверена информация, следует отразить в отчете.

9 этап: Оформление результатов ЭА

После того как аудиторами были собраны и проанализированы полученные данные, готовится отчет, который включает в себя всю информацию о ходе проделанной работы.

На основании аудиторского отчета пишется аудиторское заключение, в котором в зависимости от целей аудита могут указываться все выявленные несоответствия, оцениваться риски и затраты, предлагаться рекомендации по приведению деятельности объекта в соответствие с требованиями законодательства и т. д.

В заключение хочется отметить: несмотря на то, что в России процедура ЭА не имеет законодательной регламентации (проект ФЗ «Об экологическом аудите» так и не был принят), тем не менее существует ряд нормативно правовых актов, где данный институт права закреплен и имеет четкое определение. Также существует ряд государственных стандартов в области экологического менеджмента и аудита системы экологического менеджмента, отдельные положения которых вполне применимы при проведении ЭА:

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  3. Постановление Правительства РФ от 15.01.2001 г. N 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха».
  4. Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов».
  5. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы».
  6. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента».
  7. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14004-1998 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования».
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов