Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 6 (125) > Экологическая политика и стратегия

Экологическая политика и стратегия

Именно в последние годы в Кузбассе был реализован ряд инициативных проектов в формировании региональной экологической политики. В основном это уникальные проекты, аналогов которым нет в других регионах России.

«Концепция экологической политики Кемеровской области»

Пионерным проектом в России стала разработка Концепции экологической политики Кемеровской области, выполненная в 2000-2002 гг. и утвержденная на коллегии Администрации 10.11.2002 г. Актуальность разработки Концепции определялась следующими факторами:

  • наличием в области более 30 процентов территории, по всем признакам соответствующей зоне экологического бедствия;
  • несовершенством федерального и регионального законодательства, регулирующего экологические отношения, что снижает и без того низкий (9-16 %) уровень ресурсных поступлений в региональный бюджет;
  • устаревшими основными производственными фондами, которые не могут обеспечить комплексное и рациональное использование природных ресурсов и, соответственно, максимизировать природопользование;
  • многократным превышением темпов роста загрязненных и нарушенных земель над темпами их рекультивации, низким уровнем переработки и утилизации вторичных и попутных ресурсов, отходов производства и потребления, незначительным удельным весом внедренных ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
  • высокой антропогенной нагрузкой на экосистемы региона, являющейся причиной утраты биологического разнообразия, представляющей угрозу для выполнения экологических (очистка воздуха и воды, стабилизация и регулирование климата, детоксикация и утилизация отходов и пр.), рекреационных функций, пополнения запасов пищи.

Цель работы: научное обоснование приоритетов, принципов и механизмов их реализации, обеспечивающих экологическую безопасность, высокий уровень здоровья населения и качество окружающей среды.

Ответственные исполнители: «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА, г. Новокузнецк) и «Управление ресурсами окружающей среды» (ERM, г. Лондон).

В результате работы:

  • определены и обоснованы принципы, приоритеты и индикаторы экономического и правового механизмов управления, обеспечивающих поэтапное улучшение качества окружающей среды;
  • проанализированы проблемы современного природопользования и предложены приоритеты, принципы и индикаторы его максимализации на основе экологического планирования;
  • проанализированы эколого-медицинские проблемы, определены приоритеты, принципы, механизмы и индикаторы снижения влияния экологического фактора на здоровье населения, основанные на управлении рисками, компенсации и возмещения ущерба от вреда здоровью;
  • определены принципы, приоритеты и индикаторы сохранения и восстановления биологического разнообразия в условиях высокой антропогенной нагрузки на экосистемы региона;
  • проранжированы приоритеты реализации экологической политики с участием общественности и использованием метода Дельфи;
  • определены базовые индикаторы реализации концепции экологической политики;
  • предложены механизмы реализации приоритетов экологической политики.

Особенностью данного проекта стало то, что Концепция разрабатывалась при постоянных консультациях со всеми заинтересованными сторонами, и впервые в России при разработке стратегического документа были проведены общественные слушания - в пяти городах Кемеровской области. Инициатором и координатором этого проекта была региональная общественная организация «Информационное экологическое агентство/ИнЭкА». Проект выполнялся под руководством и с непосредственным участием первого заместителя губернатора Кемеровской области. Концепция экологической политики Кемеровской области стала лауреатом Национальной экологической премии «Экомир».

Индикаторы устойчивого развития Кемеровской области

Разработка индикаторов устойчивого развития для Кемеровской области стала логическим продолжением концепции региональной экологической политики. Индикаторы устойчивого развития разрабатывались с целью оценки эффективности реализации экологической политики в регионе. Проект «Разработка индикаторов устойчивого развития для Кемеровской области» также был инициирован ИнЭкА и осуществлен совместно с Администрацией Кемеровской области, Центром экологической политики России, при поддержке фондов Д. и К. МакАртуров и Ч. Стюарта Мота в 2003 году.

Актуальность этой работы была обусловлена тем, что многие регионы России, и Кемеровская область в том числе, разрабатывают стратегии и программы социально-экономического развития до 2010-2015 гг. и даже до 2025 г., где необходимо предусмотреть мероприятия по достижению определенных объемов роста и развития экономики области и улучшения качества жизни населения.

Традиционный подход к оценке результативности и эффективности реализации региональных программ и стратегий не актуален. Разработанные системы индикаторов устойчивого развития можно использовать как инструмент оценки качества экономического роста, эффективности регионального природопользования, благосостояния населения и устойчивости развития в целом. Так, например, ключевые индикаторы отражают самые значимые параметры регионального развития - темпы роста ВРП, динамику инвестиций в основной капитал, изменение объемов производства в основных отраслях, масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду, истинные сбережения, индекс развития человеческого потенциала и др. Дополнительные индикаторы позволяют оценить качество региональной макроэкономической политики - природоемкость экономики, технологический уровень, дифференциацию доходов, состояние трудовых ресурсов и др. Специфические индикаторы подчеркивают региональную специфику, для Кемеровской области это площадь нарушенных земель, численность населения, занятого во вредных условиях труда, уровень профзаболеваний, организация детского отдыха, наличие ветхого и ввод нового жилья и др. В условиях динамичного развития и реструктуризации экономики региона этот инструмент крайне необходим для оценки эффективности макроэкономической политики в целом.

Цель работы: разработка системы индикаторов устойчивого развития - показателей, которые характеризуют изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени, дают количественную и качественную характеристику проблем, позволяют отследить изменение ситуации в положительную или отрицательную сторону, откорректировать социально-экономическое и экологическое развитие.

Ответственные исполнители: «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА, г. Новокузнецк) и «Центр экологической политики России» (ЦЭПР, г. Москва).

В результате работы:

  • определены критерии для отбора базовых индикаторов (формулирование наиболее острых противоречий и проблем эколого-экономического и социального характера; комплексность (отражение различных аспектов: экологических, социальных, экономических), пригодность для оценки прогресса в устойчивом развитии; однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценки во временной динамике);
  • разработаны три группы индикаторов - экономические, экологические и социальные, в каждой группе определены базовые;
  • определены области применения индикаторов (мониторинг, оценка и корректировка областных целевых программ и инновационной стратегии; выделение приоритетов при разработке и реализации программ социально-экономического развития Кемеровской области; разработка концепций и программ долгосрочного социально-экономического развития и т. д.).

«Оценка экологической емкости природной среды Кемеровской области с учетом перспективы развития угольной промышленности до 2020 года в структуре производительных сил области»

Формирование стратегии развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу поставило задачу по определению приоритетов в развитии отдельных отраслей экономики. На ближайшую перспективу приоритетное развитие остается за отраслями топливно-энергетического и металлургического комплексов. Совершенно очевидно, что это отрасли, которые создают основную антропогенную нагрузку на окружающую среду. В этой связи был поставлен вопрос о возможностях ассимиляционного потенциала территории Кемеровской области, т. е. экологической емкости - способности природной среды переносить антропогенную нагрузку. Экологическая емкость территории была определена в качестве одного из приоритетных индикаторов для оценки эффективности региональной экологической политики в Концепции. Впервые в России в условиях старопромышленного района была поставлена подобная задача.

Цель работы: эколого-экономическое обоснование перспективного развития угольной промышленности в структуре производительных сил области с учетом возможности экологической емкости природной среды Кемеровской области.

Ответственный исполнитель: Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (г. Москва).

В результате работы:

  • выполнены прогнозные расчеты и оценка максимальных возможностей экологической емкости Кемеровской области по основным параметрам;
  • определены возможные пути снижения негативного воздействия на окружающую природную среду для предприятий с высокой степенью канцерогенности техногенного воздействия, затрат на природоохранные мероприятия;
  • выявлены основополагающие факторы и осуществлен прогноз предельной емкости природный среды развития угольной отрасли до 2020 года;
  • проведена оценка вариантов развития и размещения предприятий угольной отрасли в структуре областных производственных сил;
  • разработаны рекомендации для снижения негативного воздействия, обеспечивающие наиболее рациональное экономически выгодное развитие и размещение предприятий угольной отрасли, на основе перспективной оценки экологического риска и социально-экономических, демографических последствий с учетом современной территориальной и экономической организации областных производительных сил.

Вся полученная информация помещена на картосхемы, где качественным фоном выделены масштабы техногенеза в каждом районе. На основе этого были выполнены прогнозные расчеты и оценка максимальных возможностей экологической емкости Кемеровской области.

«Оценка накопленного экологического ущерба в Кемеровской области»

Непосредственным продолжением обоснования формирования компенсационного механизма в сфере природопользования можно назвать пилотный проект Всемирного банка «Прошлый экологический ущерб в Российской Федерации», 2006 г.

Кемеровская область вошла в состав пилотных регионов, где были выполнены скриниговые исследования с целью дальнейшей разработки подходов и методов в оценке прошлого экологического ущерба (ПЭУ) в РФ и разработке первоочередных мер по решению проблем и ликвидации ПЭУ.

ПЭУ определяется как остаточная стоимость за причинение, уменьшение и/или сдерживание вреда (ущерба) здоровью человека и окружающей среде, вызванного прошлой или продолжающейся хозяйственной деятельностью, включая компенсацию за возмещение этого вреда (ущерба). Накопившийся экологический ущерб в Кемеровской области представляет собой риск для нынешней экономики в виде нарушенных и загрязненных земель, больших объемов токсичных отходов, дополнительной заболеваемости и смертности населения, деградации экосистем и др. В целях формирования компенсационного механизма, актуальным становится оценка риска от прошлого экологического ущерба.

Цель работы: выполнить предварительную (скрининговую) оценку накопленного экологического ущерба в Кемеровской области.

Аналитический отчет «Оценка накопленного экологического ущерба в Кемеровской области» выполнен в рамках исследования Всемирного Банка по теме «Прошлый экологический ущерб в Российской Федерации».

Ответственный исполнитель: «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА, г. Новокузнецк).

В результате работы:

  • выполнена предварительная (скрининговая) оценка накопленного экологического ущерба в Кемеровской области от объектов угольной, химической и металлургической отраслей;
  • выполнено предварительное экспертное ранжирование отраслей с накопленным ПЭУ по степени отрицательного воздействия на ОС и здоровье населения;
  • выполнена экспертная оценка доли вкладов ПЭУ в показатели состояния здоровья населения от угольной, химической и металлургической отраслей;
  • выполнена предварительная экономическая оценка ПЭУ от выбранных 2-х промышленных объектов;
  • проанализированы мнения заинтересованных сторон по распределению ответственности, сценариям финансирования и ликвидации прошлого экологического ущерба.

В 2007 году Администрацией Кемеровской области разработан проект концепции ликвидации ПЭУ с перечнем приоритетных проблем. Работы по решению проблем ПЭУ будут продолжены в 2008 году.


Изучая результаты этих и других стратегических инициатив в формировании экологической политики Кемеровской области, хочется надеяться, что заложенная основа постепенно будет прирастать необходимыми инструментами в разработке эффективного экономического механизма регионального природопользования со значительным социально-экономическим и экологическим эффектом.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов