Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (126) > ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Малые реки: разработка инструментов экологического контроля на муниципальном уровне

Новокузнецк стал вторым городом в России (после Москвы), в котором была разработана и утверждена концепция восстановления и реабилитации малых рек. Следующий шаг - утверждение на муниципальном уровне Правил водопользования на территории г. Новокузнецка и Положения об организации управления и содержания прибрежных территорий. Почему понадобились эти документы и какие вопросы можно будет решить с их помощью?

Номинально контроль за состоянием малых рек в обязанность муниципалитету не вменяется - по закону это забота вышестоящих федеральных и региональных органов: областных представительств Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Верхнеобского бассейнового управления и т.д. Отсутствие единых подходов, согласованности в принимаемых решениях, дублирование функций, немногочисленность кадров, а главное, географическая удаленность федеральных и областных контролирующих инстанций от объектов защиты - малых рек - приводит к тому, что осуществлять оперативный контроль за состоянием малых рек и принимать в случае необходимости оперативные управленческие решения должны муниципалитеты.

К такому выводу пришли члены областной коллегии во время выездного совещания, посвященного обсуждению мер по улучшению экологической ситуации в Новокузнецке. В числе решений, принятых областной коллегией, был пункт о необходимости разработки Концепции восстановления и реабилитации малых рек, расположенных в черте г. Новокузнецка. Проблема достигла уже такой остроты, что ждать, пока на уровне федерального законодательства будет усилен контроль за промышленными сбросами, некогда. Наглядным подтверждением того, что сложившаяся ситуация действительно требует безотлагательного решения, может служить пример реки Кульяновка: на 6 километров ее длины приходятся сбросы шести предприятий да таких немалых, как ОАО «Органика», ОАО «Завод Универсал», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», Кузнецкая ТЭЦ. На каждый километр - по предпрятию. И это не худший пример: печальное лидерство по степени загрязненности в черте Новокузнецка стабильно удерживают реки Аба и Конобениха, поскольку многие годы являлись приемниками неочищенных стоков основных загрязнителей - предприятий: ЕвразЭК, МКП «Водосеть». Правда, в конце ноября прошлого года МКП «Водосеть» прекратил сброс неочищенных стоков под Дозовским мостом благодаря введению в строй второй очереди канализации, о необходимости строительства которой впервые заговорили почти три десятка лет назад. Тем не менее Аба по-прежнему вбирает в себя стоки Прокопьевска и Киселевска (о подаче судебного иска о возмещении вреда рекам Аба и Конобениха см. на стр. 15). Памятна и прошлогодняя история с «неопознанным» загрязнением реки Абы. Номинально это водный объект регионального значения, поскольку река течет по территории нескольких муниципалитетов. Пока жалоба прошла все необходимые инстанции и согласования, прошло две недели. И, конечно, когда на место происшествия приехали инспекторы из Кемерово, пенистых пятен неопознанного происхождения на Абе уже не было. Правилен ли такой подход? Ответ на него очевиден всем, но прежде всего - сотрудникам органов экологического государственного контроля на территории Кемеровской области. Ведь «изнутри» лучше всего видны проблемы, к которым приводит дублирование функций, несогласованность решений, отсутствие единых подходов. Поэтому областная коллегия и инициировала разработку нормативных документов на местном уровне.

Авторы - сотрудники городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов - не только обобщили и проанализировали всю возможную информацию по текущему состоянию малых рек, но и приняли во внимание опыт водоохранной политики городов, расположенных в бассейнах рек Томь и Обь.

СПРАВКА «ЭКО-БЮЛЛЕТЕНЯ»
Экологическая роль малых рек

К малым рекам относятся реки длиной до 100 км и площадью водосбора до 2 тыс. кв. км. Это наиболее распространенный вид водных объектов на земле. На территории Российской Федерации протекает свыше 2,5 миллионов рек, подавляющее большинство из них (около 95 процентов) имеют длину 25 километров и менее, то есть являются малыми реками. Именно они составляют основу гидрографической сети, в значительной мере определяют своеобразие состава воды и водных биоценозов, формируют гидрологический, биологический и биохимический режим средних и крупных рек.

Малые реки относятся к числу наиболее ранимых компонентов географической оболочки. Уязвимость малых рек из-за их размеров и неспособности противостоять влиянию разносторонней хозяйственной деятельности человека на протяжении многих лет ведет к качественным и количественным изменениям водных объектов, то есть к экологическим осложнениям. Именно поэтому защита малых рек - одна из самых необходимых первоочередных мер, которые требуется предпринять для улучшения состояния окружающей среды.

Малые реки остаются наименее изученными и наиболее уязвимыми от внешних воздействий водными объектами. Отсутствие должной информации не позволяет принимать соответствующие и своевременные управленческие оперативные и стратегические решения, а также сдерживает развитие научных знаний об этом сложном природно-хозяйственном объекте. Несмотря на то что прогрессирует процесс обмеления малых рек, практически не проводятся берегозащитные, противоэрозионные и лесовосстановительные мероприятия в водоохранных зонах. Главный недостаток в том, что даже если они осуществляются по инициативе субъектов Федерации, то, как правило, бессистемно, не от истока до устья, а фрагментарно.

Структура концепции содержит анализ водохозяйственной обстановки и основных проблем малых рек, водопотребление и водоотведения, санитарно-гигиенического состояния водоемов, гидрологического режима малых рек, заключения водотоков в коллекторы, загрязнения водосборных площадей и прибрежных территорий, экономики водопользования и управления водными ресурсами, контроль за состоянием малых рек. На основании этого анализа даются предельно конкретные рекомендации: нужно создать единую городскую систему мониторинга состояния водных объектов, которая бы объединяла возможности всех лабораторий и обобщала их данные; нужна программа по очистке русел и берегов малых рек, конкретные меры по их реабилитации (включающие строительство очистных сооружений), а главное - разработка экономического механизма регулирования водопользования и стимулирования организаций к проведению природоохранных мероприятий. Но при этом надо учитывать, что Концепция - это декларативный базис, научное обоснование необходимых мер. Для реализации ее положений на практике необходимо разработать и принять ряд нормативных документов, в том числе на муниципальном уровне.

Основные принципы Концепции еще в прошлом году стали основой для среднесрочной «Программы природоохранных мероприятий г. Новокузнецка на 2007-2009 гг.», согласно которой объем сброса дренажных вод и фильтрата в водные объекты к 2010-му году планируется сократить на 6774,7 тыс.м3, забор свежей воды - на 6132 тыс.м3, а сброс сточных вод - на 36135 тыс.м3. Общее снижение сброса загрязняющих веществ в водные объекты достигнет 7253,154 тонн. В настоящее время городской Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов приступил к разработке Правил водопользования на территории г. Новокузнецка и Положения об организации управления и содержания прибрежных территорий. Утвердить эти документы планируется уже в первом полугодии этого года, они пополнят арсенал рабочих инструментов муниципального контроля за состоянием малых рек и позволят оперативно принимать меры к нарушителям.


Концепция восстановления и реабилитации малых рек, расположенных в черте города Новокузнецка (Извлечения).

2.2. Водоотведение.

Малые реки, расположенные в границах города Новокузнецка, используются как приемники промышленных, хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод.

По состоянию на 01.01.2007 года 17 предприятий города имеют 32 самостоятельных выпуска сточных вод в поверхностные водные объекты в черте города. Основной вклад в загрязнение поверхностных водоемов города вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, металлургической, угольной, химической промышленности.

Ливневые сточные воды с территорий промышленных предприятий, автомобильных дорог сбрасываются в близлежащие реки, оказывая крайне негативное влияние на их санитарное состояние. В большинстве случаев очистка ливневых сточных вод не осуществляется.

В 2006 году, несмотря на то, что общий валовый сброс загрязняющих веществ со сточными водами ЗАО «Водоканал» увеличился, сточным водам, сбрасываемым в р. Томь после очистных сооружений, присвоена категория «нормативно очищенных на биологических очистных сооружениях». Подобная ситуация законодательно закрепляет право «Водоканала» не осуществлять строительство очистных сооружений, нанося непоправимый вред качеству воды в реке Томи.

Увеличение сброса загрязняющих веществ в водотоки города, по сравнению с 2005 годом, объясняется ухудшением качества сточных вод практически на всех предприятиях - водопользователях.

Так, в отчетном периоде наблюдается увеличение общего сброса загрязняющих веществ относительно уровня 2005 года на следующих предприятиях:

  • ОАО «ЗСМК» - 10 %, из-за увеличения объемов производства, в частности увеличения выплавки стали;
  • ОАО «Кузнецкие ферросплавы» - 91 %, за счет увеличения забираемых ливневых сточных вод в заводской ливневый коллектор;
  • ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» филиал шахта «Абашевская» - 13 %, за счет увеличения объема шахтного водоотлива;
  • ЗАО «Водоканал» - т. к. принимаются более загрязненные сточные воды от промышленных предприятий.

Только на единственном предприятии - ОАО «Шахта «Большевик» - количество загрязнений уменьшилось относительно уровня предыдущего года за счет ввода в эксплуатацию очистных сооружений сточных вод.


Общий объем загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты в 2006 году, по сравнению с предыдущим годом увеличился на 5850 т/год.

В черте города фактическим приемником сточных вод промышленных предприятий, расположенных на притоках реки Томи, является сама река Томь. Приемниками организованных сточных вод на территории города являются:

  • р. Томь - ЗАО «Водоканал», ОАО «ЕвразЭК»;
  • р. Аба - ОАО «ЕвразЭК», МКП «Водосеть»;
  • р. Конобениха - ОАО «ЕвразЭК»,
  • р. Кульяновка - ОАО «Органика», ОАО «Завод Универсал», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», Кузнецкая ТЭЦ - филиал ОАО «Кузбассэнерго»;
  • р. Рушпайка - ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», Кузнецкая ТЭЦ - филиал ОАО «Кузбассэнерго»;
  • р. Горбуниха - Дистанция гражданских сооружений РЖД;
  • р. Петрик - ПАТП-4;
  • р. Черная речка - ОАО «ЗСМК»;
  • р. Есаулка - ОАО «ЗСМК», ОАО «Шахта Большевик»;
  • р. Осиновка - ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь», филиал шахта «Абашевская»;
  • р. Каменушка - ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь», филиал шахта «Абашевская»;
  • р. Бунгур - МКП «Водосеть».

Самые загрязненные притоки р. Томь в черте города Новокузнецка - это реки Аба и Конобениха, поскольку являются приемниками неочищенных стоков предприятий ОАО «ЕвразЭК», МКП «Водосеть».

Доля сточных вод, прошедших очистку (но недостаточно очищенных) в общем объеме сточных вод в р. Абу существенно не меняется и составляет 0,1 % в 2005 году и 0,2 % в 2006 году.

Сброс сточных вод в реку Конобениху осуществляется без очистки в полном объеме.

Объемы сбросов промышленных сточных вод в реки Кульяновку, Каменушку, Есаулку и другие возрастают из года в год, также увеличиваются и валовые поступления загрязнений в водотоки. Строительство очистных сооружений сточных вод на большинстве промышленных предприятиях не осуществляется.

2.3. Санитарно-гигиеническое состояние водоемов

Гидрохимический контроль за состоянием малых рек осуществляется Новокузнецкой ГМО лишь в створах р. Кондома (устье) и р. Аба (устье). Санитарно-гигиеническое состояние реки Томь может служить интегральным показателем санитарного состояния ее притоков. Имеющиеся в распоряжении Комитета данные о среднегодовых концентрациях загрязняющих веществ в створах городских водозаборов и Славино не коррелируются, для принятия административных решений важна полная и детальная информация о гидрохимическом и бактериологическом состоянии рек. Бактериологические лаборатории водозаборов фиксируют бактериологические и химические загрязнения в створах выше и в черте города. Лаборатория городских очистных сооружений канализации в створах ниже города загрязнений не фиксирует.

Река Томь характеризуется высоким бактериальным загрязнением на всем протяжении. Из общего количества проб по данным ЗАО «Водоканал» выявлено:

  • Драгунский водозабор - нестандартные пробы бактериологического анализа составляют более 42 %;
  • 12 гидроузел - нестандартные пробы бактериологического анализа составляют более 71 %.

Существующая на сегодняшний день система мониторинга р. Томи не совершенна. Периодичность контроля не позволяет своевременно установить источник загрязнения, принять оперативные меры по его локализации и предотвращению загрязнения воды. Санитарно-гигиенический мониторинг малых рек не осуществляется. Проводятся работы по выполнению мониторинга по отдельным программам, например, по заданию администрации города выполняются работы по выявлению «Влияния городской свалки на р. Конобениха».

По данным Новокузнецкой гидрометобсерватории (НГМО), в 2006 году качество воды в р.Томи на территории г. Новокузнецка существенно не изменилось относительно уровня 2005 года, однако в черте города качество несколько улучшилось и классифицируется как «слабо загрязненная» (в 2005 году «очень загрязненная»). Как «весьма загрязненная» - классифицируется вода в р. Томи выше города и «очень загрязненная» - ниже города.

Качество воды в реках Аба и Кондома осталось на прежнем уровне и соответствует характеристике - «весьма загрязненная».

Сбросы ОАО «ЕвразЭК» в зимний период вызывают тепловое загрязнение р. Абы в черте города. В 2006 году в р. Кондоме (створ - устье), по сравнению с предыдущим годом, изменилось содержание железа общего и нефтепродуктов. Причины изменения гидрохимических показателей установить проблематично из-за отсутствия необходимого количества гидрометрических постов наблюдения.

3. Основные принципы Концепции

Анализ сложившейся в городе Новокузнецке ситуации с малыми реками определил основные принципы Концепции восстановления и реабилитации малых рек:

  • обеспечение рационального использования природных ресурсов, основанного на повышении правовых, административных и экономических методов управления водными объектами и прилегающими территориями;
  • обеспечение экологической безопасности при разработке проектов и реализации градостроительных и инженерных решений на водных объектах города;
  • законодательное закрепление ответственности за содержанием водных объектов и их прибрежных территорий.

Основные принципы Концепции уже сегодня являются основой среднесрочной «Программы природоохранных мероприятий г. Новокузнецка на 2007-2009 гг.», содержащей в том числе и мероприятия по экологическому восстановлению малых рек.

Главными итогами выполнения программных мероприятий, в части охраны водных ресурсов, будут:

  • сокращение объема сброса дренажных вод и фильтрата в водные объекты на 6774,7 тыс.м3, снижение забора свежей воды на 6132 тыс.м3,снижение сброса сточных вод на 36135 тыс.м3;
  • достижения ПДС по ряду ингредиентов предприятиями ОАО «ЗСМК», «ЕвразЭК» - основными вкладчиками в загрязнение водного бассейна;
  • снижение сброса загрязняющих веществ в водные объекты на 7253,154 тонн.


Для реализации Концепции предлагаются основные действия и направления:

  • Совершенствование системы управления и охраны водных ресурсов в г. Новокузнецке. (Разработка правил водопользования на территории г. Новокузнецка, конкретизация полномочий);
  • Определение Координирующего органа по управлению водными объектами на региональном уровне;
  • Участие муниципальных образований в подписании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование;
  • Разработка и утверждение «Положения об организации управления и содержания прибрежных территорий с закреплением ответственности»;
  • Разработка конкретных мероприятий по восстановлению и реабилитации малых рек (строительство очистных сооружений сточных вод на предприятиях, строительство очистных сооружений ливневых стоков с городских территорий; очистка русел рек и акваторий водоемов; реабилитация прибрежных территорий с привлечением дополнительных инвестиционных ресурсов для создания рекреационных зон);
  • Создание единой городской системы мониторинга водных объектов, объединяющей имеющуюся информацию в различных структурах о состоянии водных объектов для оперативного принятия административных решений по улучшению качества водных объектов;
  • Разработка экономического механизма регулирования водопользования и стимулирования организаций к проведению природоохранных мероприятий для:
    • максимального стимулирования естественных процессов самоочищения водных объектов;
    • сохранения и восстановления открытых русел малых рек;
    • реабилитации прибрежных территорий с созданием на их основе единой сети озеленения города;
    • уменьшения поступления загрязнений в водные объекты.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов