Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (126) > ЭКО-КОНСАЛТИНГ

ОВОС: первые общественные слушания в Кузбассе

Впервые в Кемеровской области в соответствии с современным природоохранным законодательством и лучшими международными практиками проведены общественные обсуждения результатов экологической и социальной оценки намечаемой деятельности на предпроектной стадии.
СПРАВКА «ЭКО-БЮЛЛЕТЕНЯ»:

ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» (ОАО «ЗСМК»), одно из крупнейших в России металлургических предприятий полного цикла и входит в состав горно-металлургической компании «ЕвразХолдинг».

ОАО «ЗСМК» специализируется на производстве длинномерного проката для строительной индустрии и машиностроения, литье чугуна и стали, продукции коксохимического производства, производстве незакаленной стальной проволоки, морозостойкой арматуры для железобетона и электродов для электросварки.

В настоящее время на ОАО «ЗСМК» реализуется долгосрочная Программа природоохранных мероприятий, рассчитанная до 2012 года, на которую предусматривается выделить 2,3 млрд. рублей. Программа включает в себя комплекс проектов, среди которых строительство новых и реконструкция существующих водоочистных сооружений, в том числе строительство нового шламохранилища с устройством противофильтрационного экрана, инвестиции в технологическое переоснащение производств и др.

Темой обсуждения была оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) намечаемого строительства шламохранилища № 2 ОАО «ЗСМК», выполненная на предпроектной стадии с целью принятия решения о допустимости реализации намечаемой хозяйственной деятельности на основе прогноза возможных последствий от осуществления намечаемой деятельности, оценки значимости потенциальных воздействий на окружающую среду и связанных с этим социальных изменений. Заказчиком ОВОС являлся ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» (г. Новокузнецк), исполнителем - ООО «ИнЭкА-Консалтинг» (г. Новокузнецк).

СУТЬ ВОПРОСА

В результате хозяйственной деятельности ОАО «ЗСМК» ежегодно образуется свыше 7 млн. т отходов производства и потребления. Большая часть отходов - около 70 % - возвращается в собственное производство, передается сторонним организациям, либо используется на комбинате в процессе строительства и эксплуатации объектов длительного хранения/захоронения отходов.

Неутилизируемые отходы направляются на собственные объекты длительного хранения/ захоронения отходов - полигон ТБО и шламохранилище. Основанием необходимости строительства нового шламохранилища является окончание срока эксплуатации действующего шламохранилища №1, которое исчерпает свои технические возможности ориентировочно к 2011-2012 гг.

Для выбора наиболее приемлемого варианта с наименьшими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду было рассмотрено три альтернативные площадки под строительство. Все они находятся к северу-востоку от основной промплощадки ОАО «ЗСМК», в районе уже существующего шламохранилища. Этот выбор был обусловлен прежде всего дефицитом необходимых под строительство свободных площадей (ок. 200 га) в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, а также приближенностью площадки для строительства к основным пользователям планируемого объекта - ОАО «ЗСМК», ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ», АО «ЦОФ Кузнецкая» - и возможностью максимального использования сооружений уже существующего шламохранилища: системы пульпонасосных станций, багерной насосной станции, объединенной насосной станции, магистральных пульповодов и шламопроводов.

В процессе анализа возможных вариантов рассматривался и «нулевой» - отказ от строительства нового шламохранилища, который был бы возможен, например, в случае полной утилизации складируемых в шламохранилище отходов, либо кардинального изменения существующих систем отвода шламовых и сточных вод на предприятиях-пользователях, либо разработки на ЗСМК принципиально новой схемы оборотного водоснабжения, которая включает создание локальных оборотных циклов в производственных подразделениях завода с собственными очистными сооружениями, или же организации локальных отстойников для складирования отходов по каждому отдельному производству.

Теоретически такая схема возможна, но она не рациональна с точки зрения производственных показателей и не эффективна с точки зрения охраны окружающей среды, так как дробление системы на более мелкие объекты связано с увеличением негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, для осуществления такой схемы потребуется весьма длительный период времени, а срок действия существующего шламохранилища заканчивается в 2012 году, при этом не исчезает необходимость использования шламохранилища в качестве приемной емкости отходов для дальнейшего их использования.

Анализ сравнительной оценки вариантов размещения шламохранилища № 2 ОАО «ЗСМК» показал, что все рассматриваемые варианты связаны с теми или иными ограничениями и экологическими рисками. Выбор предпочтительного варианта в данном случае обуславливается наименьшей степенью их воздействия на окружающую среду, в том числе на социальные условия жизни населения. Учитывая возможные экологические риски, наиболее рациональным было признано размещение шламохранилища №2 в северо-западной части промплощадки, поскольку она находится в санитарно-защитной зоне Северного промузла и территория ее уже нарушена (частично отсыпана шлаком, там проходят трубопроводы и технологические дороги существующего шламохранилища, расположен бывший шлаковый отвал комбината и т. д.).

По результатам инженерно-экологических исследований было установлено, что на территории района намечаемого строительства:

  • состояние поверхностных водных объектов неудовлетворительное, поверхностные водные объекты используются только с целью сброса в них сточных вод;
  • естественный гидродинамический режим подземных вод нарушен с изменением направления движения к областям разгрузки и повышением их уровня;
  • состояние подземных вод неудовлетворительное, качество подземных вод не отвечает гигиеническим нормативам к воде хозяйственно-питьевого качества по содержанию железа, марганца, нефтепродуктов;
  • качество атмосферного воздуха населенных мест (д. Мокроусово, ст. Бардино и с. Сидорово) как неудовлетворительное;
  • естественный ландшафт территории нарушен объектами существующего гидротехнического сооружения, недействующим отвалом доменных шлаков, карьерными разработками и т.д.

Одновременно со строительством шламохранилища № 2 предусматривается реализация «Программы мероприятий по достижению предельно допустимых нормативных сбросов загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами ОАО «ЗСМК», которая разработана с целью снижения сброса сточных вод и отходов, поступающих в шламохранилище, по количеству и качеству. По мере разработки и реализации новых технологий по переработке отходов и сточных вод, а главное при наличии потребителей этих отходов (в качестве вторичного ресурса) количество размещаемых отходов и стоков в шламохранилище будет снижаться.

При строительстве нового объекта предусмотрено использование самых современных природоохранных технологий. Для гидроизоляции ложа шламохранилища будет использована геомембрана - особо прочный полиэтилен с многолетним сроком службы, обладающий высокой водонепроницаемостью и стойкостью к химическим воздействиям. Он позволит исключить поступление фильтрационных вод в подземные водоносные слои.

Практически вся вода, прошедшая через шламохранилище и очищенная от взвешенных частиц, будет возвращаться в систему оборотного водоснабжения ОАО «ЗСМК».

Кроме того, в материалах ОВОС были рекомендованы дополнительные условия строительства шламохранилища, в том числе: корректировка проекта «Организация санитарно-защитной зоны Северного промузла» с учетом улучшения условий проживания жителей Новокузнецкого района и переселением жителей д. Мокроусово; укрепление береговой линии р. Томи для сохранения размеров водоохранной зоны. И в качестве превентивных мер было рекомендовано проведение дополнительных наблюдений в зоне воздействия шламохранилища: контроль состояния подземных и поверхностных вод.

Вывод по результатам ОВОС: строительство шламохранилища на рассматриваемой территории, входящей в состав санитарно-защитной зоны Северного промузла, возможно при условии реализации всех принятых технических решений, мер и природоохранных мероприятий.

Условия реализации всех принятых технических решений, мер и природоохранных мероприятий обеспечивают строительство нового шламохранилища с учетом условий проживания населения. Особое внимание уделено мероприятиям по предотвращению повышения паводковых вод и воздействию их на населенные пункты.

Воздействие нового шламохранилища на природную среду ожидается значительно ниже, чем воздействие существующего шламохранилища, в том числе с сокращением существующего негативного воздействия на р. Есаулку, и будет соответствовать природоохранному законодательству.

УЧЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

В соответствии с нормами российского законодательства, а также с учетом опыта лучших международных практик, процедура оценки воздействия на окружающую среду шламохранилища № 2 ОАО «ЗСМК» была организована с участием общественности и заинтересованных сторон. Выявление и учет общественного мнения происходили на всех этапах выполнения ОВОС, а именно:

1 этап - при составлении Технического задания (ТЗ) на выполнение ОВОС;

2 этап - при разработке предварительных материалов ОВОС;

3 этап - при доработке окончательных материалов ОВОС.

Работа по информированию общественности о процедуре оценки воздействия на окружающую среду намечаемого строительства шламохранилища №2 была начата в июне 2007 года и включала публикации в средствах массовой информации, анкетирование жителей населенных пунктов, заблаговременное обеспечение свободного доступа к исходным материалам и проекту ТЗ для сбора замечаний и предложений (материалы выкладывались в районных и сельских администрациях, библиотеках, общественных приемных и Интернете - информирование о сроках и месте доступа предварительного варианта материалов ОВОС, а также журналов замечаний и предложений проводилось через самые массовые СМИ), работал телефон общественной приемной экологического агентства «ИнЭкА», осуществлялись выезды на место предполагаемого строительства и ближайшие населенные пункты, встречи с активистами, проведение общественных слушаний. Всем заинтересованным сторонам, в том числе и общественности, была предоставлена достаточная и достоверная информация о проекте, предоставлена возможность высказать свои комментарии, задать интересующие их вопросы и получить на них ответы. Проводился анализ всех поступивших предложений, замечаний и требований, их учет, подготовка ответов на поступившие замечания и предложения, внесение изменений и дополнений в материалы ОВОС.

ЦИТАТА В ТЕМУ

Из Протокола общественных слушаний

Елена Владимировна Перфильева, директор «ИнЭкА»:

- Конечно же, многие претензии жителей обоснованы в связи со всей накопленной экологически неблагоприятной ситуацией, накопленным экологическим ущербом. Но многие предложения и требования выходят за рамки рассматриваемого проекта и являются объектом рассмотрения в рамках других исследований и программ, которые в дальнейшем нужно проводить. Оценки для того и делаются, чтобы выявить проблемы, «правильно поставить диагноз и начать лечение». И мы сейчас с вами обсуждаем эти проблемы только благодаря тому, что материалы оценки были выложены на открытый общественный доступ, и все желающие имели возможность с ними ознакомиться. Все, что вы хотите сказать, все будет записано и отражено в протоколе и в окончательных материалах ОВОС. И так как мы с вами в нашем регионе становимся «первопроходцами» в выполнении полного цикла общественных обсуждений, то от того, насколько эффективно мы все поработаем, во многом зависит то, перестанут или нет крупные промышленные компании с опаской относиться к открытому общественному диалогу. Поэтому давайте поддержим эту инициативу и постараемся, чтобы «первый блин» не оказался комом. Постараемся быть конструктивными и взаимно вежливыми, несмотря на то, что проблемы, которые мы будем обсуждать, не простые, многие копились годами. Но в этом и главная цель данных слушаний - выявить все значимые проблемы, имеющие отношение к проекту строительства нового шламохранилища с тем, чтобы учесть их при принятии решений.

19 января 2008 года были организованы и проведены общественные слушания в ДК с.Сидорово, результаты которых (протокол, раздаточные материалы, поступившие предложения и замечания и др.) вошли в состав материалов ОВОС строительства шламохранилища № 2 ОАО «ЗСМК». Было зарегистрировано 139 участников: жители деревень Мокроусово и Шорохово, села Сидорово, поселка Шахтерский. В президиум общественных слушаний вошли А.Н. Сурнин, первый зам. главы администрации Новокузнецкого района, Р.Ф. Нугуманов, управляющий директор ОАО «ЗСМК», С.В. Скрипниченко, директор по социальным вопросам ОАО «ЗСМК». Ведущей общественных слушаний была Е.В. Перфильева - директор экологического агентства «ИнЭкА», консультант ЕБРР по экологической оценке и участию общественности, эксперт Всемирного банка по региональной экологической политике.

До начала общественных слушаний у всех желающих было больше месяца, чтобы ознакомиться с материалами ОВОС, выложенными в полном объеме. Для облегчения восприятия информации населением, три больших тома работы были представлены в четвертом, сокращенном варианте - «Резюме нетехнического характера».

Результаты общественных обсуждений показали, что в целом проект строительства шламохранилища вызывает протест жителей ближайших населенных пунктов. В большей степени это связано с уже существующим неблагоприятным уровнем воздействия на территорию как шламохранилища № 1 и Западно-Сибирского металлургического комбината в целом, так и остальных предприятий Северного промузла: ЦОФ «Кузнецкая», СПК «Чистогорский», шахт «Большевик» и «Полосухинская». Жители обеспокоены тем, что со строительством нового шламохранилища условия их жизни ухудшатся. В большей мере это относится к жителям д. Мокроусово, которые проживают в санитарно-защитной зоне на расстоянии 500 метров от существующего шламохранилища и будут проживать на расстоянии 300 метров от планируемого. Беспокойство жителей обосновано, поскольку уже существующее проживание в д. Мокроусово недопустимо по всем санитарным нормам, и в данном случае нужно решать вопрос о переселении жителей, что отражено в выводах материалов ОВОС.

ЦИТАТА В ТЕМУ

Из Протокола общественных слушаний

Владимир Дмитриевич Гребинка, главный энергетик ОАО «ЗСМК»:

- Я благодарю всех участников встречи за то, что вы нашли возможность собраться сегодня - в выходной день. Для нас очень важно Ваше внимание и участие в обсуждении намечаемого нами строительства. Мы понимаем, что учет мнений заинтересованных сторон, консультации с общественностью помогут нам лучше скорректировать проект строительства нового шламохранилища и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Представленные на обсуждение материалы ОВОС строительства нового шламохранилища выполнены на высоком уровне специалистами «ИнЭкА-консалтинг», и мы готовы рассмотреть ваши замечания и дополнения. Кроме того, хочу отметить, что комбинатом рассматриваются и другие варианты решения проблемы складирования отходов производства, по одному из них мы сегодня и проводим слушания, но не факт, что именно этот вариант строительства нами будет выбран как окончательный.

По результатам анализа поступивших замечаний и предложений от заинтересованных сторон при обсуждении материалов ОВОС на общественных слушаниях, а также по результатам оценки экономической составляющей строительства шламохранилища, окончательное решение по строительству шламохранилища №2 на настоящий момент не принято. Рассмотрение возможных альтернативных вариантов будет продолжено.

После проведения слушаний были изданы дополнительным тиражом в 300 экземпляров материалы, составленные по результатам ОВОС, включающие краткие выводы и заключения, предложения и замечания, полученные в ходе общественных обсуждений, ответы на них, а также протокол общественных слушаний, подписанный представителями администрации Новокузнецкого района, ОАО «ЗСМК» и населенных пунктов, жители которых присутствовали во время общественных слушаний. Все желающие могут получить эти материалы по следующим адресам: Администрация Сидоровской сельской территории, Ильинская сельская территория, с. Шорохово, Жилищно-коммунальный отдел Администрации Заводского района г.Новокузнецка, ООО «ИнЭкА-консалтинг». Для свободного доступа к окончательному варианту материалов ОВОС они размещены в сельских Администрациях Новокузнецкого района и Администрации Заводского района г. Новокузнецка, общественной приемной ИнЭкА и Интернет.

Из Отчета об учете предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных сторон в ходе обсуждения предварительных материалов ОВОС строительства шламохранилища № 2 ОАО «ЗСМК»:
Внесенные предложения и замечанияОтветы исполнителей ОВОС
Проживаю в Шорохово с 1968 года. В 70-х годах Запсиб перерабатывал металл и шлак вывозил на шлакоотвал. Когда измеряли у нас уровень радиации, было сильное превышение нормы. Еще тогда мы были подвергнуты этому воздействию. Хотим чистой экологии, и, конечно, против строительства.

(Общественная приемная в д. Шорохово. Журнал предложений и замечаний - 35 человек)
На ЗСМК проводится ежемесячный радиационный контроль сырья, материалов, шлаков, шламов газоочисток, продукции комбината, органы Роспотребнадзора также проводят выборочный радиационный контроль этих материалов. По результатам контроля уровень радиации находится в пределах безопасного. Радиационное воздействие отходов, размещаемых на шламохранилище не подтверждается, в связи с чем уровень радиации в районе д. Шорохово не увеличится со строительством нового шламохранилища.
Не уверены в качестве очистки отходов производства. - 2 человека

Я за чистую экологию, а вы сами умышленно загрязняете, нам и так достаточно того, что есть сейчас. Скоро людей совсем не останется, всех поморите своими шламами. Можно же как-то решить проблему, перерабатывать шлам и какую-то пользу можно сделать. Против строительства.


(Общественная приемная в д. Шорохово. Журнал предложений и замечаний - 35 человек)
На ОАО «ЗСМК» ведутся работы по исследованию шламов, размещаемых в шламохранилище, для последующего их использования. В настоящее ОАО «ЗСМК» строит установки по обезвоживанию шламов газоочисток, конвертеров и доменных печей, с утилизацией их в собственном аглоизвестковом производстве. В шламохранилище будут складироваться отходы, которые в настоящее время не имеют технологии переработки и использования. Отходы являются малоопасными для окружающей среды.
Вопрос о строительстве шламохранилища, как неоднократно говорилось на общественных слушаниях в с. Сидорово, еще окончательно не решен. На ОАО «ЗСМК» проводятся технические совещания и рассматриваются другие варианты по шламохранилищу, в т.ч. вопросы сокращения образования объемов шламов, вплоть до закрытия части производств, в которых они образуются. В этом случае срок эксплуатации существующего шламохранилища будет продлен. Необходимы дополнительные расчеты по оценке эффективности каждого рассматриваемого варианта, и эта работа на комбинате сейчас идет.
Категорически против! 200 га лучших земель уничтожить - этого вам никто не позволит. Ваши проекты идут в разрез с государственной политикой поднятия сельского хозяйства. Будем обращаться к Президенту! Ваши действия противозаконны!

Мы против строительства, т. к. эти земли у нас были и есть под выпас скота, сенокоса. А отстойник и шламоотвал и так много приносят вреда, жить так невозможно, вода грязная, в ней много железа, в огородах почти ничего не растет.

Мы проявляем большое нежелание данного строительства, т.к. в данных условиях проживание не только невозможно, но и недопустимо, а если их еще ухудшать, то мы совсем останемся без питьевой воды, садовых участков, сенокосных лугов и спокойной здоровой жизни. Но если этого не избежать, то пусть нас переселяют на другое местожительство.

Не согласны. Мы против выселения. Хотим, чтобы деревня сохранилась.

Мы против строительства шламоотвала, так как сильно загрязнен наш район от действующего отвала. Если будет построен отвал, то нас тогда переселите.

Согласны с условием переселения людей в безопасное место. Жить рядом с подобными объектами недопустимо.

(Общественная приемная в Администрации Сидоровской сельской территории,
Журнал предложений и замечаний - 60 человек, 25 записей. Журнал заполняли жители д. Мокроусово и с. Сидорово).
Изымаемые сельхозугодья под планируемое строительство шламохранилища (площадка №1) находятся в границах санитарно-защитной зоны Северного промузла. Согласно санитарному законодательству (СанПиН 2.2.1/2.1.11200), режим санитарно-защитной зоны предусматривает запрет на выращивание пищевой продукции в границах СЗЗ. Таким образом, существующее использование данных земель под сенокосы и пастбища является нарушением действующего законодательства РФ.
В рамках работы по оценке воздействия на окружающую среду планируемого строительства шламохранилища специалистами ИнЭкА была выполнена оценка существующего состояния окружающей среды в районе намечаемого строительства. И результаты этой оценки для проживающих в этом районе жителей неутешительны, и они приведены в ОВОС. На состояние окружающей среды рассматриваемого района влияют выбросы, сбросы, отходы от существующих производств ЗС ТЭЦ, ЗСМК, ЦОФ «Кузнецкая», СПК «Чистогорский», шахт, очистных сооружений хозбытовых сточных вод , железной дороги. В материалах ОВОС указано, что «В качестве дополнительных условий реализации проекта строительства нового шламохранилища, для приведения к санитарным требованиям условий проживания населения в районе намечаемого размещения шламохранилища, рекомендовано:
- провести комплексное годовое исследование компонентов окружающей среды (атмосфера, почва, вода, шум) в населенных пунктах (д. Шорохово, д. Мокроусово), находящихся в санитарно-защитной зоне Северного промузла;
- выполнить корректировку проекта «Организация санитарно-защитной зоны Северного промузла» для территорий Новокузнецкого района, в котором учесть результаты лабораторных исследований в населенных пунктах и решить вопрос о необходимости переселения жителей; предусмотреть также благоустройство и озеленение территории санитарно-защитной зоны;
- согласовать проект «Организация санитарно-защитной зоны Северного промузла» для территорий Новокузнецкого района с органами Роспотребнадзора Кемеровской области и Администрацией Новокузнецкого района».
Однако ОВОС не является документом, в котором должны быть прописаны порядок проведения лабораторных экологических исследований, работ по благоустройству санитарно-защитной зоны и механизм компенсации жителям на переселение. В ОВОСе проводится только оценка существующего состояния территории, оценка намечаемой деятельности на окружающую среду, выявляются наиболее значимые воздействия и рекомендуются меры по снижению этих воздействий.
Рассмотрев предварительные материалы ОВОС по намеченному строительству шламохранилища № 2 ОАО «ЗСМК» администрация Заводского района считает:
1. Оптимальным для размещения шламохранилища № 2 ОАО «ЗСМК» является вариант № 1.
2. Учитывая, что воздействие шламохранилища № 2 на гидродинамический режим подземных вод оценивается как значительное, считаем необходимым разработать мероприятия по понижению уровня грунтовых вод, для предотвращения подтопления территорий, примыкающих к шламохранилищу.
(Администрация Заводского района
г. Новокузнецка, зам. главы города - руководитель администрации Новокузнецкого района В.И.Ушаков)
Нарушение гидродинамического режима подземных вод с повышением их уровня на прилегающей к территории существующего шламохранилища связано с наличием фильтрационных процессов через основание шламохранилища.
В новом шламохранилище предусматривается защита основания специальным экраном, фильтрационных процессов не будет, не будет и повышения уровня подземных вод, связанных с этим воздействием.
Повышение уровня подземных вод, связанных с давлением массы существующего шламохранилища, документально не подтверждается, исследования такие не проводились, воздействие принято условно, как теоретически возможное, по наихудшему варианту.
В материалах ОВОС рекомендовано установить наблюдение за режимом подземных вод для принятия своевременных мер по водопонижению в случае, если такая необходимость появится.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов