Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (126) > ЭКОЛОГИЯ И НАУКА
СЕНКУС В.В.,
д.т.н., профессор, зав. кафедрой экологии и естествознания НФИ КемГУ
ЧАСОВНИКОВ С.Н.,
к.э.н., старший преподаватель кафедры финансов, заместитель декана экономического факультета НФИ КемГУ
КОНАКОВА Н.И.,
зам. зав. кафедрой экологии и естествознания НФИ КемГУ

Совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды в Кемеровской Области

В последнее время широкое распространение получила теория развития эколого-экономических систем, т. е. интеграция экономики и природы. Своим возникновением и развитием она обязана как природным экосистемам, так и научно-техническому прогрессу. Одной из предпосылок появления этих систем стало понимание того, что всякое явление имеет предел своего развития в рамках качественно определенной меры. Промышленный рост и рост населения планеты являются не более чем частным случаем закона меры. Они обязательно имеют свои пределы в качественно определенной социальной и природной системах.

Важнейшей задачей развития эколого-экономических систем является максимальное использование природных материалов, превращение производства по возможности в более замкнутую систему, так как вмешательство человека в биосферные системы нарушает их сбалансированность и внутренние связи.

Сейчас общество все больше сталкивается с проблемами обеспечения экологической безопасности сформировавшихся эколого-экономических систем и их структурных элементов разных иерархических уровней. Производство, сконцентрировав в себе колоссальные запасы различных видов энергии, вредных веществ и материалов, стало серьезным источником экологической опасности, а постоянное стремление общества к наиболее полному удовлетворению своих материальных и духовных потребностей влечет за собой увеличение масштабов производства, что создает дополнительные угрозы экологии, здоровью и безопасности жизни людей. Таким образом, на передний план выходит проблема рационального использования такого элемента природно-ресурсной базы предприятий, как качество окружающей среды. Оно часто не принимается во внимание природопользователями при использовании природных ресурсов, но при этом влияет и на сам производственный процесс и на качество природных ресурсов.

Анализ используемых методов управления охраной окружающей среды в зарубежной практике позволяет сделать вывод о необходимости акцентировать внимание в основном на экономических методах. Результаты анализа российской практики использования методов управления охраной окружающей среды свидетельствуют о доминировании административных инструментов над экономическими. При этом российский механизм охраны окружающей среды имеет ряд ключевых достоинств, которые способствовали его формированию и развитию в достаточно сложный период жизни страны, но вместе с тем существуют и серьезные недостатки в его функционировании.

К ним можно отнести: коррупционную уязвимость административных методов, завышенные требования некоторых экологических нормативов, недостаточный размер платежей за загрязнение по сравнению с наносимым ущербом, отсутствие поддержки природопользователей, осуществляющих природоохранные мероприятия, достаточно сложная система контроля и мониторинга.

Существующая система экономического стимулирования охраны окружающей среды укладывается в рамки понятия «экономический механизм рационального природопользования». В настоящий момент на практике этот механизм разработан и внедрен только на федеральном уровне. На региональном уровне представлены только некоторые его элементы, не позволяющие добиться существенных результатов.

Для усиления роли качества окружающей среды как объекта природопользования автором предлагается выделить понятие «экономический механизм охраны окружающей среды», являющееся одним из составляющих понятия «экономический механизм рационального природопользования». Соотношение этих понятий можно определить через анализ связей между их элементами, представленный на рисунке 1.

Экономический механизм охраны окружающей среды является составной частью общего механизма регулирования отношений в сфере «общество - природа». Таким образом, это прежде всего система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия указанных экономических фактов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Суть действующей системы экономического стимулирования охраны окружающей среды в России сводится к системе экологических платежей за загрязнение окружающей природной среды. Схема действующей системы экологических платежей представлена на рисунке 2 [1].

Основной проблемой существующей системы является несопоставимость экологических платежей, производимых предприятиями, с реальным ущербом, наносимым окружающей среде, и затратами, которые нужно нести в случае установки различных очистных сооружений. Следствием этого является хроническое недофинансирование природоохранных мероприятий, которые вынуждено на себя брать государство.

В целом можно выделить две группы методов эколого-экономического стимулирования: позитивной мотивации; негативной мотивации [2]. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Учитывая международную практику формирования экономического механизма охраны окружающей среды, а также текущую ситуацию в стране, в работе предлагается сконцентрировать внимание на двух его элементах:

  • экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
  • финансирование природоохранных мероприятий.

Первый элемент сводится к экологическим платежам и требует совершенствования методики их расчета.

На основании проведенного анализа эффективности формирования и распределения финансовых потоков, формируемых за счет экологических платежей природопользователей, можно сделать вывод о целесообразности произвести разделение финансовых потоков, формируемых за счет платежей от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, в пределах стандарта и сверх него.

В связи с этим, предлагается методика расчета прогрессивных экологических платежей подразумевающая их разделение на две части: основную и прогрессивную. Основная часть платежа, назначаемая предприятиям за выбросы (сбросы) в пределах установленных для них лимитов, остается без изменений. Прогрессивная часть назначается дополнительно к основной предприятиям, производящим выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, превышающих установленные нормы. Методика также определяет предельный срок установки очистных сооружений, при превышении которого предприятие-загрязнитель должно быть ликвидировано.

Размер экологических платежей для существующих предприятий рассчитывается по формуле

где - общий платеж, руб.; - величина установленного платежа по нормативу по i-тому загрязняющему веществу, руб.; - величина прогрессивной штрафной санкции за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды i-тым загрязняющим веществом, руб.; m - количество загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду вследствие деятельности природопользователя.

Если срок ввода в эксплуатацию очистных сооружений не превышает нормативный, то платежи за отчетный год по i-тому загрязняющему веществу рассчитываются по следующей формуле

где - рыночная стоимость очистных сооружений по очистке i-того загрязняющего вещества, руб.; ni - количество прошедших лет с момента выявления сверхнормативного загрязнения по i-тому загрязняющему веществу, [1, .., k], лет; k - максимально допустимое количество лет с момента выявления сверхнормативного загрязнения по i-тому загрязняющему веществу, лет; - нормативный срок ввода в эксплуатацию очистных сооружений по очистке i-того загрязняющего вещества, лет; Wвыб i - величина фактического валового выброса (сброса) i-того загрязнения, т; - предельно допустимая величина валового выброса (сброса), т.

Если срок ввода в эксплуатацию очистных сооружений превышает нормативный, то платежи за отчетный год по i - тому загрязняющему веществу рассчитываются по следующей формуле

В случае, если предприятие было создано после введения в действие методики (вновь созданное предприятие), то при превышении установленных экологических нормативов размер штрафов будет рассчитываться также по формуле (3).

Если предприятие не в состоянии оплатить экологические платежи в отчетном году (размер чистой прибыли меньше прогрессивной части экологических платежей), то оно может воспользоваться механизмом отложенных платежей. При этом если предприятие выполняет природоохранную программу в установленные сроки (при условии снижения загрязнения до определенных нормативных значений), оно может получить возможность списать основную сумму непогашенной задолженности.

Отложенные экологические платежи за отчетный год по i-тому загрязняющему веществу рассчитываются по следующей формуле

где - величина штрафной санкции за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды i-тым загрязняющим веществом, руб.; Тi - коэффициент динамики снижения выбросов (сбросов) по i-тому загрязняющему веществу [0, .., 2].

где - величина фактического валового выброса (сброса) i-того загрязнения в отчетном периоде, т; - величина фактического валового выброса (сброса) i-того загрязнения в базовом (предшествующем) периоде, т.

Необходимо учесть, что предоставлять отсрочку по экологическим платежам без дополнительной компенсации государству нецелесообразно, поэтому рекомендуется ввести плату за временное использование средств. Таким образом, если предприятие решило воспользоваться системой отложенных платежей, оно должно будет уплачивать проценты за временное использование средств. Расчет ежегодных расходов предприятия по обслуживанию отложенных платежей будет производиться по формуле

где - проценты, уплачиваемые природопользователем в ni - том периоде за отложенный экологически платеж, полученный в (ni - 1) - том периоде, руб.; - размер отложенного экологического платежа, полученного природопользователем в (ni - 1)-ом периоде; P - ставка процента, устанавливаемого за временное использование средств.

Таким образом, природопользователь, оплачивая сверхнормативные выбросы (сбросы), будет вынужден или сокращать объемы производства для их снижения или вводить в эксплуатацию очистные сооружения.

Механизм снижения прогрессивной ставки для предприятий, имеющих очистные сооружения и сдающих их в эксплуатацию в установленные сроки, реализуется посредством проведения обязательного ежегодного экологического мониторинга. Его результаты служат основанием для изменения размера прогрессивных платежей в зависимости от динамики загрязнения окружающей среды.

Прогрессивные экологические платежи решают две основных задачи: стимулирование природопользователей к снижению негативного воздействия на окружающую среду и дают дополнительный приток финансовых средств. Но решение экологических проблем за счет платежей является сложной задачей, т. к. существует проблема доступности очистных сооружений для природопользователей, обладающих высокой стоимостью.

Для реализации второго элемента экономического механизма предлагается внедрить в практику экологический лизинг и обязательное экологическое страхование.

Экологический лизинг позволяет решить проблему доступности очистных сооружений и технологий, за счет создания регионального экологического лизингового фонда. Схема и условия работы с фондом приведена на рисунке 3.

Для формирования системы стимулирования предлагается ввести обязательное экологическое страхование на предприятиях, которые не осуществляют природоохранных мероприятий, нанося ущерб окружающей среде. Схема функционирования обязательного экологического страхования приведена на рисунке 4.

В отличие от существующей системы предлагается создать государственный региональный фонд экологического страхования, который будет осуществлять перестрахования на случай аварий и катастроф.

Апробации предлагаемого экономического механизма охраны окружающей среды на промышленных предприятиях Кемеровской области позволяет сделать следующие выводы [3].

  1. Региональный экологический лизинговый фонд может за 10 лет аккумулировать 28,7 млр. руб. собственных средств. Практически вся сумма будет выдана в виде лизинговых кредитов природопользователям на приобретение очистных сооружений и направлена на улучшение экологической обстановки в регионе.
  2. С помощью регионального экологического страхового фонда возможно застраховать экологическую ответственность природопользователей на сумму от 7,5 млрд. руб. 2005 г. до 13,8 млрд. руб. в 2014 г., а максимально возможная сумма страховых возмещений может составлять от 264,8 млн. руб. до 1,39 млр. руб. соответственно. При этом прогнозируемый размер выплачиваемых возмещений выгодоприобретателям составит от 125,6 млн. руб. в 2005 г. до 323,3 млн. руб. в 2014 г. (по данным страховых организаций).
  3. С экологической точки зрения применение на практике предлагаемого экономического подхода к окружающей среде приведет к существенному снижению ее загрязнения в Кемеровской области. Загрязнение атмосферы должно снизиться на 30,46 %, водных объектов - на 27,82 %, земной поверхности размещением на 37,61 %.

Предлагаемый экономический механизм обеспечивает заинтересованность промышленных предприятий в снижении негативного воздействия на окружающую среду.

Следует отметить, что для улучшения ситуации с охраной окружающей среды необходимо изменить к ней отношение природопользователей, за счет внедрения экономического механизма.

Литература

  1. Глушкова В.Г. Макар С.В. Экономика природопользования.Учеб. пособие. - М.: Гардарика, 2003. С.205, 221, 223.
  2. Панькова В.Н. Природопользование. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2000. С.142.
  3. Доклад о состоянии окружающей среды в Кемеровской области за 2004 год //Кемерово: Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, 2005 - 371 с.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов