Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > Экологический контроль

Ростехнадзор по СФО: итоги контроля за 1 квартал 2008 года

18 апреля в Кемерово состоялось заседание коллегии МТУ Ростехнадзора по СФО «Об итогах работы экологического надзора территориальных управлений технологического и экологического надзора Ростехнадзора Сибирского федерального округа в 1 квартале 2008 года».

Открыл коллегию ее председатель - руководитель МТУ Ростехнадзора по СФО Леонид Баклицкий. Во вступительном слове он сказал, что безопасность экологическая неотделима от безопасности технологической. Какая технология - такая экология. Не могут вредные выбросы в атмосферу существовать отдельно от некачественного оборудования, установленного на предприятии, совершающего эти выбросы.

Сегодня на территории СФО реализуются сложные технические проекты - строительство трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), газопровода «Алтай», достройка Богучанской ГЭС, развитие промышленного комплекса Нижнего Приангарья и др., требующие жесткого и непрерывного контроля со стороны Ростехнадзора за соблюдением операторами этих проектов законодательства России в сфере эффективного освоения недр, экологической безопасности.

К сожалению, применяемые методы контроля в области охраны окружающей среды недостаточно эффективны. Поэтому платить за негативное воздействие на окружающую среду и экологическое бездействие собственникам предприятий выгоднее, чем внедрять экологически чистые технологии и устанавливать, модернизировать или расширять очистные сооружения и технические устройства очистки выбросов в атмосферу. Для изменения сложившейся ситуации крайне необходимо использовать методы экономического стимулирования.

Как известно, на 2008 год службой определены следующие первоочередные задачи в сфере экологического надзора:

  • формирование правового поля и правовых механизмов, необходимых для обеспечения безопасности среды, окружающей общество и человека, включая реализацию решений, принятых Советом Безопасности Российской Федерации на заседании 30.01.2008 года по созданию действенной системы экологической безопасности, минимизации негативных последствий интенсивной хозяйственной деятельности, решения проблем накопленного экологического ущерба, утилизации отходов, совершенствованию государственного управления и нормативного правового регулирования в области контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды и нормирования воздействия на окружающую среду;
  • обеспечение создания правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью;
  • разработка концепции по обращению с отходами в Российской Федерации;
  • обеспечение завершения подписания или пересмотра при необходимости подписанных соглашений с субъектами РФ в СФО по объектам экологического надзора;
  • разработка мер, направленных на стимулирование компаний, реализующих экологические программы или применяющих экологически безопасные технологии путем установления дифференцированных экологических платежей;
  • осуществление комплекса мер по сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа, решение проблем ПНГ;
  • обеспечение экологической безопасности при реализации глобальных проектов трубопроводных систем ВСТО, газопровода «Алтай», достройки Богучанской ГЭС и развития Нижнего Приангарья;
  • разграничение полномочий в области государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля;
  • восстановление процедуры ГЭЭ особо опасных и технически сложных объектов хозяйственной и иной деятельности, включение требований о разработке материалов оценки воздействия на окружающую среду в составе проектной документации для данных объектов;
  • создание системы организационно-методического обеспечения в сфере государственного экологического надзора и нормирования;
  • проведение контрольно-надзорных мероприятий с обязательным сопровождением аналитических измерений;
  • создание интегрированного информационного ресурса в сфере экологической безопасности и экологического надзора, разработка форм предоставления экологической информации территориальными органами Ростехнадзора, предусматривающих предоставление информации о порывах трубопроводов и размере вреда, причиненного окружающей среде;

Необходимо усилиями инспекторского состава внедрять понимание у руководителей предприятий и собственников, что вложение в экологизацию производства, установку высокоэффективных очистных сооружений, использование наилучших существующих технологий - это вложение в успешное будущее и имидж предприятий, особенно в преддверии вступления страны в ВТО.

С докладом выступил заместитель руководителя управления по экологии Андрей Даниленко. Он сообщил участникам коллегии следующее. Анализ деятельности государственного экологического надзора по Сибирскому федеральному округу показывает, что за I квартал 2008 г. количество проверяемых предприятий, по сравнению с I кварталом 2007 г., увеличилось. Если в 2007 г. за отчетный период было проверено 628 объектов, то в 2008 - 804 объекта, из них 616 (77 %) проверок было проведено на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

По сравнению с I кварталом 2007 года, в I квартале 2008 года количество выявленных нарушений природоохранного законодательства возросло. Если в отчетном периоде 2007 года было выявлено 2488 нарушений, то 2008 - 2954, из них около 40 % нарушений требований законодательства РФ в области обращения с отходами, около 22 % - нарушения требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, около 18 % - в части осуществления производственного экологического контроля и примерно 20 % - иные нарушения.

Анализ нарушений, выявленных в части организации производственно-экологического контроля (ПЭК) на подконтрольных предприятиях, свидетельствует о недостаточно четкой структуре организации и координации природоохранной деятельности на ряде предприятий:

  • отсутствие положения о ПЭК;
  • не регламентированы требования по проведению ПЭК должностными лицами подразделений, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду.

Увеличилось и количество штрафов, если в 1 квартале 2007 года к административной ответственности были привлечены должностные и юридические лица на общую сумму 398 тыс. руб., то в отчетном периоде 2008 года привлечены должностные и юридические лица на общую сумму 612 тыс. руб., из них оплачено 279 тыс. руб. (47 %).

ЦИТАТА В ТЕМУ
Леонид Владимирович Баклицкий, руководитель МТУ Ростехнадзора по СФО:
- Мое требование: все наши проверки должны сопровождаться ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений - прим. ред). Я прошу руководителей управления довести это до всех своих подчиненных. Поймите одно: без замеров, без исследований мы ничего не сделаем и не докажем. Наши инспектора при любом виде проверки должны заходить на предприятия только в сопровождении работников ЦЛАТИ и экспертных организаций. Этим мы с вами сократим практически до нуля фактор субъективизма.

Объективными показателями деятельности являются коэффициент эффективности (количество выявленных нарушений к количеству проверок) и коэффициент требовательности (количество выявленных нарушений к количеству штрафов). В среднем по СФО, по сравнению с 1 кварталом 2007 года, коэффициент эффективности улучшился, если в 1 квартале 2007 года он составлял 4,43, то в отчетном периоде 2008 года он равен 4,0. В среднем по СФО увеличился такой показатель как «количество проверок на 1 инспектора», в 1 квартале 2007 года он составлял 8 проверок на инспектора, в 1 квартале 2008 г. - 11 проверок на инспектора.

Нормирование и администрирование платежей

В 1 квартале 2008 года в Сибирском федеральном округе выдано:

  • 892 разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух объектам хозяйственной и иной деятельности, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю;
  • 192 разрешения на сбросы вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты;
  • 712 лимитов на размещение отходов.

По сравнению с 1 кварталом 2007 г., количество выданных разрешений на выбросы загрязняющих веществ (далее по тексту ЗВ) в атмосферный воздух в 1 квартале 2008 г. существенно снизилось. Это объясняется тем, что в отчетном периоде разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдавались только хозяйствующим объектам, подлежащим федеральному государственному контролю. В отчетном периоде снизилось и количество выданных разрешений на сбросы ЗВ в водные объекты в связи с тем, что выдача разрешений на сбросы ЗВ в водные объекты обусловлена только в пределах сроков действия ранее утвержденных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы ЗВ в водные объекты.

К основным, выявленным при проверках, нарушениям в области обращения с отходами производства и потребления относятся: отсутствие утвержденных лимитов на размещение отходов; превышение установленных нормативов единовременного хранения отдельных видов отходов; отсутствие первичного учета наличия, образования и размещения отходов; наличие несанкционированных свалок бытовых и производственных отходов на закрепленных территориях; ненадлежащее содержание отведенных мест для складирования отходов, сжигание отходов.

Основной проблемой при исполнении территориальными органами государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, характерной не только для Новосибирской области, является отсутствие лицензированных полигонов бытовых отходов. Поскольку в соответствии с Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года» 89-ФЗ, «Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами», невозможно установить лимит на размещение отходов в виду отсутствия лицензированных полигонов.

Администрирование

Плановые показатели по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду в целом по Сибирскому федеральному округу на 2008 год составляют 2010,0 млн. рублей. Фактическое поступление средств на 1 апреля текущего года 903,16 млн. рублей, что составляет 45 % от годового плана.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов