Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Прокуратура: инициатива по объединению усилий

Каким образом органам экологического контроля нужно откорректировать взаимодействие, чтобы оперативно собирать доказательную базу по нарушениям природоохранного законодательства и сделать судебную практику более активной? Поиску ответа на этот вопрос было посвящено совещание в прокуратуре Кемеровской области, в котором приняли участие первые руководители федеральных и региональных органов контроля, правоохранительных органов и местного самоуправления.

Совещание состоялось под руководством Константина Михайловича Еремеева, первого заместителя прокурора Кемеровской области, который предложил руководителю каждой структуры представить свое видение слабых мест и потенциальных возможностей в сотрудничестве. Говорили о том, что нужно активнее использовать позитивный опыт Ростехнадзора в проведении комплексных проверок с одновременным участием специалистов экологического, горного, энергетического, строительного надзора. Формальный подход к работе «застилает» ее смысл: результатом должно быть не ежегодное увеличение числа проверок и общей суммы штрафов, а повышение эффективности взаимных усилий и улучшение состояния окружающей среды. Чтобы это стало возможным, нужно отказаться от инерции, в том числе в отношении к оформлению лимитов на отходы. Как известно, по закону об отходах производства запрещается их захоронение на территории населенных пунктов. Но поскольку подавляющее большинство предприятий находится в черте городов и являются собственниками земель, то они беспрепятственно размещают и десятилетиями хранят отходы на своей территории, закладывая сверхнормативные платежи в себестоимость продукции. А контролирующие органы автоматически продлевают пятилетние лимиты на «временное размещение отходов», не ставя при этом вопрос об их вывозе и переработке. Изменить такое отношение может только ярко выраженная наступательная позиция, одним из примером которой могут стать недавние действия прокуратуры Кемеровской области в отношении «Азота»:

«На территории, которая прилегает к шламонакопителю ОАО «Азот» хранятся солевые отходы производства химического вещества диафен «ФП». В прошлом веке на этом месте строили склад. Проект предусматривал временное, в течение года, хранение здесь солевых отходов в объеме 10 тысяч тонн. После чего предполагалось перевести их в подземное хранилище. Но эксплуатировали временный склад гораздо дольше – с 1977 по 1982 год. Причем и по сей день, несмотря на то, что уже 26 лет склад не эксплуатируется, на его территории размещается 53 тысячи 276 тонн отходов. Еще 82 тысячи 224 тонны солевых отходов производства диафена «ФП» хранится в напольном складе на территории предприятия. Всего «Азот» незаконно хранит более 135 тысяч тонн солевых отходов, относящихся к четвертому классу опасности. Поскольку добровольно обязанность обеспечивать гражданам благоприятную среду ОАО «Азот» не исполняет, Кемеровская межрайонная природоохранная прокуратура предъявила исковое заявление, в котором просит суд обязать организацию не только осуществить захоронение вредных веществ, но и провести рекультивацию земель, где располагаются отходы».

По словам Константина Михайловича, мы давно находимся в ситуации, в которой интересы промышленников и их проблемы встали выше интересов общества, хотя приоритет экологии над прибылью прописан во всех законах, это конституционная норма. Во многом такое положение дел результат инерции: в советское время вопросами экологии всерьез не занимались, а в 90-х всем было понятно, что бесполезно предъявлять серьезные претензии к предприятиям по соблюдению природоохранного законодательства – для реконструкции и модернизации производства не было прежде всего экономических возможностей, предприятиям было важно удержаться на плаву, сохранить производство. Сейчас экономические резервы есть, но осталась привычка обращать на экологию остаточное внимание.

Участники совещания пришли к мнению, что нужно перестать распылять усилия, определить перечень промышленных объектов, требующих особого внимания, не ограничиваться только согласованием разрешительной документации, а сосредоточить свои усилия на проверке исполнения природоохранного законодательства. Активнее использовать результаты мониторинга, поскольку сейчас в них наблюдается явный разнобой: данные предприятий, находящихся по соседству в одном промузле, радикально расходятся. При условии согласованности взаимных действий, слаженного обмена информацией и продуманной инициативности можно сделать очень много. Так, Роспотребнадзор располагает аккредитованными лабораториями, данные которых будут легитимны в любом суде, муниципалитеты могут оперативнее реагировать на превышение ПДК в период НМУ, прокуратура готова разгрузить чиновников по доведению полученной информации до суда.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов