Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Ликвидация ПЭУ: пилотные проекты

В начале апреля на коллегии Ростехнадзора было принято решение доработать, согласовать со всеми заинтересованными ведомствами и внести до 1 июня на утверждение в Правительстве РФ проект плана первоочередных мероприятий по ликвидации прошлого экологического ущерба (на 2008-2010 годы). В середине же апреля в Кемерове обсуждался выбор объектов для реализации пилотных проектов по ликвидации ПЭУ на территории двух областей - Кемеровской и Иркутской.

Из официальной информации Ростехнадзора следует, что Проект плана первоочередных мероприятий (2008-2010 годы) по ликвидации прошлого экологического ущерба содержит перечень мер по трем основным направлениям:

Первое. Совершенствование правовых и инвестиционных механизмов, путем разработки законодательных и иных нормативных правовых актов; стимулирование предотвращения текущего загрязнения; совершенствование функций земельного контроля; регламентация использования средств Инвестиционного фонда; разработки методик инвентаризации, критериев ранжирования, порядка формирования реестра загрязненных территорий, методики оценки экономической эффективности реализации инвестиционных проектов по ликвидации экологического ущерба.

Второе. Комплексная оценка накопленного экологического ущерба путем инвентаризации, ранжирования, оценки загрязненных объектов и территорий, формирование реестра загрязненных территорий, а также информационного ресурса об экологическом ущербе.

Третье. Проведение уже в ближайшие годы работ по ликвидации загрязнений на территориях и объектах, находящихся в кризисном экологическом состоянии (в «пилотных регионах»).

На первом этапе - 2008-2010 гг. - планируется формирование институциональных, правовых и инвестиционных инструментов ликвидации экологического ущерба.

На втором этапе - 2010-2012 гг. - планируется проведение инвентаризации нарушенных территорий и опасных объектов, создание реестра нарушенных территорий и опасных объектов, отбор наиболее приоритетных проектов, осуществление пилотного внедрения инвестиционных инструментов с использованием механизма государственно-частного партнерства, внедрение инновационных технологий удаления накопленных экологических обременений и реабилитации территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности.

По оценкам экспертов, Россия, где до сих пор не предпринимались системные меры не только по ликвидации экологического ущерба, но и по его комплексной оценке, отстает в этом отношении от стран ОЭСР и ЕС на 15-20 лет. Между тем, по информации, опубликованной Ростехнадзором в апреле, в 140 городах России уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. Площади территорий, подвергнутые «экологическому ущербу», по разным оценкам, составляют от 10 до 20 тыс. кв. км. В границах этих территорий проживает порядка 60 млн. чел. Около 1 млн. человек проживает на территориях, уровень загрязнения на которых оценивается как «опасный». Тем не менее первые фрагментарные оценочные исследования экологического ущерба были проведены только в Кемеровской и Иркутской областях - пилотных регионах, на примере которых будут отрабатываться организационные и финансовые механизмы ликвидации ПЭУ. Сейчас в качестве объектов для реализации пилотных проектов на территории Иркутской области рассматривается Ангарский металлургический завод в г. Свирске, из-за деятельности которого территория загрязнена мышьяком, и химпромкомбинат в г. Усолье-Сибирское, из-за деятельности которого территория загрязнена ртутью. В Кемеровской области - самовозгорающийся терриконик в г. Осинники. Уже в четвертом квартале этого года нужно представить в Правительство РФ доклад о принятых мерах, включающий системное видение организационных и финансовых механизмов, применение которых позволит ликвидировать ПЭУ на выбранных пилотных объектах.

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Подробнее о причинах и масштабах загрязнения территорий в Иркутской области рассказала во время коллегии МТУ Ростехнадзора по СФО Лидия Николаевна Петчеева, начальник отдела государственного экологического надзора Иркутского межрегионального УТЭН Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

- С 1934 по 1949 годы в Свирске работал Ангарский металлургический завод, который осуществлял выпуск белого мышьяка для оборонной промышленности СССР. В 1949 году завод был ликвидирован, основные фонды списаны, оборудование брошено без ликвидации и утилизации, остались отвалы и отходы, которые хранятся в ветхом здании самого завода, - все это представляет серьезную угрозу потенциального распространения очагов загрязнения мышьяком. К сожалению, нет доказательной базы того, что предприятие работало на оборонную промышленность страны. Между тем, 14 апреля на совещании при администрации Кемеровской области четко было озвучено: ликвидационные мероприятия экологического ущерба, накопленного в результате деятельности предприятий оборонной промышленности, на сто процентов будут финансироваться из федерального бюджета. Сотрудники Института геохимии СО РАН здесь проводили исследования, прорабатывалась возможность передачи отходов на красноярский полигон для захоронения токсичных и высоко токсичных отходов. Приезжали представители полигона, производили отбор проб, вынесли вердикт: готовы захоронить наши отходы с учетом стоимости утилизации 100 тыс. рублей за тонну. А у нас 100 тонн - арифметика проста. На сегодняшний день были выполнены запросы от администрации области о включении мероприятий по разработке проектов по утилизации зданий и конструкций завода через федеральные целевые программы. Но были получены отрицательные ответы по возможности финансирования данных мероприятий из средств федерального бюджета, поэтому они включены в проекты областных целевых программ. В марте этого года в администрации Иркутской области проходило заседание Координационного совета при губернаторе, по результатам которого было принято решение предусмотреть выделение из бюджета 1,7 млн. руб на проведение научно-исследовательских работ по опытно-промышленному исследованию технологий переработки отходов данного металлургического завода. Также по решению этого совета было принято решение предусмотреть финансирования разработки ТЭО проекта и технической документации по областной целевой программе снижения риска и последствий чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера на 2008-2010 гг. и предусмотреть разработку двух вариантов - захоронения отходов, конструкций здания, отвалов и обеззараживание.

Ртутное загрязнение в городе Усолье-Сибирское связано с химпромкомбинатом, на котором в 1970 году было внедрено производство хлора и каустической соды ртутным методом, причем проектом допускались механические потери ртути в окружающую среду. Впервые ртутное загрязнение Братского водохранилища было обнаружено сотрудниками Института геохимии СО РАН в 1992 году, а уже в 1997 году последовало закрытие рыбного завода, непосредственно связанное с ртутным загрязнением рыбы. Исследования различных НИИ по ртутному загрязнению именно в зоне влияния химпромкомбината были положены в основу принятия решения о прекращении действия цеха ртутного электролиза. И по постановлению администрации области от 24 сентября в 1998 году этот цех был закрыт, но его ликвидация проводилась без каких-либо проектных документов и экологических экспертиз. По оценкам различных экспертов, в результате хозяйственной деятельности этого цеха в течение 28 лет в окружающую среду попало около полутора тысяч тонн ртути. На сегодняшний день происходит вынос ртути в реку Ангара вместе со сточными водами через зартученные сети канализации, с грунтовыми водами, осветленными водами шламонакопителя, кислотно-щелочными сточными водами станции нейтрализации и с дренажными водами. С Институтом геохимии заключен контракт на проведение мониторинга в зоне влияния предприятия и у Братского водохранилища, госконтракт на демеркуризацию цеха ртутного электролиза.

По информации Законодательного собрания Иркутской области, областную государственную программу по утилизации промышленных отходов в Усолье-Сибирском и Свирске планируется внести на рассмотрение Законодательного собрания области к июню 2008 года. Вопрос был рассмотрен на заседании Правительства РФ и изучен в пяти министерствах. Все они дали положительное заключение, ответственность за решение этого вопроса возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ. «По предварительным оценкам, стоимость проектных работ составляет 62 млн. рублей. Нина Абаринова, заместитель директора департамента охраны окружающей среды и недропользования Иркутской области, отметила, чтобы получить из федерального бюджета средства на ликвидацию загрязнения мышьяком территории Свирска в размере 1 млрд. рублей, область должна профинансировать порядка 10% от стоимости работ».

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Из ответа Д.С. Тукнова, заместителя руководителя Ростехнадзора, на обращение Ассоциации общественных объединений «Общественная палата Кемеровской области»:

Во исполнение решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации в марте 2007, проведена предварительная оценка масштабов накопленного ущерба в Кемеровской области. Результаты проведенной оценки крайне не утешительны. По уровню выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду Кемеровская область входит в восьмерку самых загрязненных областей, более 50 % объемов образования отходов в целом по стране приходится на территорию Кемеровской области. Здесь остро стоит проблема накопленного экологического ущерба, связанного с загрязнением и деградацией земель, которую не представляется возможным решить на региональном уровне. Необходимо иметь в виду, что Кемеровская область, занимающая второе место по объему промышленного производства в Сибирском федеральном округе, является регионом с высокой степенью развития горнодобывающей промышленности, при этом ежегодно в отвалы отсыпается огромное количество горных пород. По результатам проведенной Ростехнадзором работы по обработке данных госстатотчетности по обращению с опасными отходами по форме 2ТП-отходы количество отходов производства и потребления от предприятий угольной промышленности Кемеровской области составило 6580674 тыс.т., при этом использование отходов составляет не более 50 % за счет размещения вскрышных пород во внутренние отвалы. Сохраняется проблема утилизации отходов на ликвидированных шахтах, т.к. до сих пор не выполнена разработка терриконика, расположенного в селитебной территории г. Осинники (ОАО «Шахта Капитальная»). Освоение угольных месторождений Кузбасса постоянно сопровождается отторжением новых земель, способствует формированию техногенных ландшафтов. В то же время не решается проблема рекультивации земель на ликвидированных угольных предприятиях.

Ростехнадзору, Минрегиону России, Минэкономразвития России, Минфину России, администрации Иркутской области, администрации Кемеровской области в рамках пилотных проектов необходимо отработать организационные и финансовые механизмы ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью. О принятых мерах необходимо доложить в Правительство Российской Федерации в IV квартале 2008 г.

Одновременно Ростехнадзор сообщает, что в настоящее время Ростехнадзором, Минэкономразвития России, МПР России, Минрегионом России, Минфином России, Минпромэнерго России в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации ведется работа по разработке и внесению в установленном порядке в Правительство Российской Федерации концепции федеральной целевой программы «Реабилитация территории Кемеровской области (рекультивация нарушенных земель, утилизация отходов угольной, металлургической и химической промышленности) на 2009-2014 гг.».

На коллегии МТУ Ростехнадзора по СФО Андрей Анатольевич Даниленко, заместитель руководителя по экологическому надзору, уточнил, что для лучшей отработки финансовых и организационных механизмов ликвидации ПЭУ в пилотном варианте специально выбираются единичные, локально расположенные объекты. В случае с Кемеровской областью речь идет о терриконике в Осинниках:

«Из-за разложения под воздействием атмосферных осадков выделяется метан, который потом возгорается. Терриконик находится рядом со школой и в частном жилом секторе. Причем застройка настолько стесненная, что нет возможности привлечь технику для разборки этого терриконика, это и является основной проблемой, не будь которой - терриконик бы уже давно ликвидировали. Поэтому его решили включить в пилотный проект, в первую очередь необходимо расселить людей хотя бы с одной улицы, чтобы открыть путь для проезда техники и получить возможность для начала работ. Терриконик занимает небольшую площадь - всего один гектар, но нужно учитывать, что он, как и город Осинники, расположен в чрезвычайно узкой долине. И, когда происходит возгорание, дым за счет горно-долинной циркуляции воздуха переносится по всему городу Осинники».

После окончательного утверждения объектов для отработки пилотного варианта программы ликвидации ПЭУ состоится переход к этапу разработки технико-экономического обоснования. Пока рано говорить о каких-то конкретных объемах финансовых средств, но понятно, что выделяться они будут только на условиях софинансирования из областных бюджетов. Следующая значимая дата в развитии темы - 1 июня, предоставление проекта Плана на утверждение правительству. А значит, в следующем номере «ЭКО-бюллетеня» мы продолжим рассказ о том, как ведется работа над разработкой федеральной программы ликвидации ПЭУ.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов