Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

НИИ Атмосферы: совершенствование воздухоохранной деятельности в Российской Федерации

Первая региональная конференция НИИ Атмосферы* (Санкт-Петербург) «Нормирование промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» прошла 16 апреля в Кемерово и собрала в числе участников представителей органов государственного экологического контроля всех субъектов СФО, экологов промышленных предприятий, сотрудников проектных и консалтинговых организаций.

В соответствии с разработанной институтом Концепцией совершенствования воздухоохранной деятельности в Российской Федерации на 2007-2010 гг., на первой региональной конференции были представлены основные направления воздухоохранной деятельности в РФ, развития нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая:

  • возможности нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с использованием нормативов качества атмосферного воздуха для растительности;
  • возможности использования сводных расчетов при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • программа внедрения в РФ технического нормирования;
  • использование аналитических методов контроля выбросов при инвентаризации и осуществлении планов-графиков контроля;
  • использование современных программных средств в области нормирования выбросов загрязняющих веществ.

В этом номере мы решили опубликовать тезисы доклада Андрея Юрьевича Недре, директора ФГУП НИИ «Атмосфера» «Основные направления совершенствования нормативно-методической базы воздухоохранной деятельности».

1. В настоящее время нормативно-методическая база воздухоохранной деятельности основывается на федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха». Оба эти законодательных акта носят ярко выраженный рамочный характер, то есть в них только декларируются основные направления воздухоохранной деятельности, а регламентация этой деятельности прописывается в подзаконных актах постановления Правительства, инструкциях, методических указаниях и т.д. Этот массив составляет более 1000 документов.


2. Основными направлениями воздухоохранной деятельности являются:

  • нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • государственный учет этих выбросов;
  • осуществление и взимание платы за выбросы;
  • экологический контроль как процесс управления качеством атмосферного воздуха, который в свою очередь распадается на:
  • экологический инспекционный надзор за выполнением воздухоохранного законодательства;
  • инструментальный мониторинг промышленных выбросов и уровней загрязнения атмосферы;
  • планирование и реализация воздухоохранных мероприятий.


3. Наиболее важным направлением воздухоохранной деятельности является нормирование, так именно оно определяет основную цель воздухоохранной деятельности - величину снижения выбросов, необходимую для достижения допустимых уровней. В воздухоохранной деятельности существует три вида нормирования:

  • санитарно-гигиеническое нормирование для достижения нормативов качества воздуха, допустимых для человека;
  • экологическое нормирование для достижения нормативов качества воздуха, допустимых для элементов окружающей среды;
  • техническое нормирование для достижения удельных выбросов на единицу продукции, характерных для наилучшей существующей технологии.

Комбинированное и\или избирательное применение этих трех методов нормирования позволяет решить практически любую задачу в рамках охраны атмосферы от загрязнения.

К сожалению, в Российской Федерации в настоящее время используется исключительно санитарно-гигиеническое нормирование, основанное на требовании соблюдения максимально разовых предельно допустимых для человека концентраций на границе санитарно-защитной зоны. Практика применения данного метода выявила следующие проблемы:

  • необоснованность его применения в малонаселенных районах, когда жилая зона находится на значительном удалении от источника выбросов (например, газоперекачивающие станции в тундре), что позволяет обосновать любой норматив путем расчетов рассеивания на сотни километров;
  • нецелесообразность его применения в населенных пунктах, где мониторинг загрязнения атмосферы показывает устойчивое отсутствие превышения ПДК, так как в этом случае существующие выбросы автоматически становятся нормативами;
  • отсутствие учета выбросов автотранспорта, взаимного влияния соседних предприятий и расчетного фона.

В настоящее время на утверждении в Росгидромете и согласовании в центральном аппарате Ростехнадзора находится нормативный документ, регламентирующий применение сводных расчетов при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, подготовленный ФГУП «НИИ Атмосфера». Кроме этого, в соответствии с планом законодательной и нормативно-методической деятельности Ростехнадзора летом 2008 года должен выйти порядок нормирования выбросов, который будет базироваться на пособии 2005 года и в приложении к нему будут порядки по техническому и экологическому нормированию.


4. Наиболее полно экологическую направленность воздухоохранной деятельности отражает экологическое нормирование, предполагающее установление таких ограничений на выбросы, при которых осуществляется соблюдение предельно допустимых для объектов окружающей среды нормативов качества атмосферного воздуха. В мировой практике используются два вида таких нормативов:

  • предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ для растительности и объектов животного мира (в Российской Федерации такие ПДК установлены для ряда видов растительности для региона озера Байкал и региона «Ясной Поляны» в Тульской области);
  • критические нагрузки в виде предельно допустимых выпадений на единицу площади.

Закон «Об охране атмосферного воздуха» трактует, что:

  • нормирование осуществляется с учетом соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, и нигде не сказано, что это санитарно-гигиенические ПДК;
  • нормативы качества атмосферного воздуха устанавливает специально уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха, каковым является Ростехнадзор.

Таким образом, у нас нет никаких законодательных препятствий утвердить ряд ПДК для растительности и, в регионах, где наличествует поражение растительности, потребовать перерасчета ПДВ на основе растительных ПДК.

В рамках развития этого направления ФГУП «НИИ Атмосфера» в 2007 году выполнены следующие работы:

  • разработан «Порядок разработки и введения в действие экологических нормативов качества атмосферного воздуха»;
  • достигнута договоренность с Государственной Лесотехнической академией о проведении работ по обоснованию растительных ПДК (стоимость таки работ порядка 5 миллионов рублей для одного региона, срок 2-3 года).


5. Наибольшее распространение в мировой практике в настоящее время получило техническое нормирование как инструмент внедрения наиболее передовых экологически чистых технологий. Данное нормирование осуществляется в несколько этапов. На первом этапе определяются удельные выбросы на единицу продукции предприятий одной отрасли, использующие различные технологии. На втором этапе путем сопоставления этих величин определяется наилучшая доступная технология, удельные выбросы которой становятся техническими нормативами. На третьем этапе в рамках дискуссии бизнес-сообществом определяются возможные сроки достижения этих нормативов. И на четвертом этапе эти нормативы с соответствующими сроками внедрения утверждаются законодательным актом.

Закон «Об охране атмосферного воздуха» трактует, что нормирование выбросов загрязняющих веществ осуществляется с учетом технических нормативов выбросов, а временно согласованные выбросы вообще могут устанавливаться при условии соблюдения технических нормативов. В законе также дано определение технических нормативов выбросов.

Таким образом, мы считаем, что у Ростехнадзора есть все основания требовать у предприятий-природопользователей разработки технических нормативов. В настоящее время на согласовании в центральном аппарате Ростехнадзора находится приказ «Об утверждении методики по разработке удельных нормативов выбросов для действующих предприятий», подготовленный ФГУП «НИИ Атмосфера». Также нашим институтом в 2007 году подготовлен «Перечень объектов (кадастры), в отношении которых должны разрабатываться технические нормативы выбросов». Таким образом, созданы все предпосылки к тому, чтобы с 2008 года Ростехнадзор мог бы приступить к первому этапу внедрения технического нормирования.


6. Резюмируя можно сказать, что основными направлениями совершенствования нормативно-методической базы в области нормирования являются:

  • ограничение области применения санитарно-гигиенического нормирования, использующего расчеты рассеивания, оставив для него следующие сферы деятельности:
  • населенные пункты, в которых, по данным мониторинга, имеется превышение ПДК;
  • крупные населенные пункты, где нормирование осуществляется на основе сводных расчетов;
  • при проведении государственной экологической экспертизы для оценки возможности размещения нового предприятия рядом с ранее действующими;
  • внедрение технических нормативов выбросов и экологического нормирования, постепенно замещающего санитарно-гигиеническое нормирование в населенных пунктах, где отсутствуют превышения нормативов качества атмосферного воздуха, и дополняющего в других регионах.


7. Кроме нормирования, хотелось бы остановиться также на нормативно-методическом обеспечении контроля промышленных выбросов. По нашему мнению, здесь существует три нерешенные задачи.

Первая - отсутствует методология определения объектов контроля, которая должна быть увязана с целями контроля. Цели могут быть различными. Например - снижение уровней загрязнения в жилой зоне. В крупных городах, где превалируют выбросы автотранспорта, объектами контроля должны стать в первую очередь проекты по строительству обводных дорог и развязок, организации «зеленой волны» и складов для разгрузки большегрузного транспорта за чертой города и т. д. В крупных промышленных центрах не более 15 % источников оказывают более 80 % влияния на уровни загрязнения. Следовательно, оставшиеся 85 % предприятий должны быть при постановке такой задачи исключены из план-графиков инспекционных проверок. Такую задачу, напомню, могут решать сводные расчеты. Если мы ставим задачу сбора платежей, то, например, в Санкт-Петербурге 75 % платежей дают Ленэнерго и десяток компаний, а на остальных делать нечего. Если нас интересует выявление нарушений природоохранного законодательства, то надо проверять автомастерские с камерами покраски. Каждая вторая или не имеет нормативов, или они не правильно определены. Но в любом случае при выборе одной из указанных задач или их комбинации должна быть методика определения, куда идти инспектору и что там делать. Мы планируем эту задачу решить в рамках подготовки нового документа взамен ОНД-90. К сожалению, в условиях отсутствия федерального финансирования мы сможем сделать это не раньше 2010 года.

Вторая неразрешенная задача после определения целей контроля - определение возможностей службы. За последние 5 лет произошло многократное сокращение кадрового состава государственных природоохранных органов, занимающегося воздухоохранной деятельностью (по нашим оценкам в 3-4 раза). В то же время нормативно-методические требования к объему осуществления государственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха не сократились. Мы считаем, что в связи с этим необходимо разработать нормы времени для осуществления этого вида деятельности. На основе этих норм и существующего кадрового состава определить реальные возможности службы и, исходя из них, определить ту часть объектов контроля, которую целесообразно отдать по соглашениям регионам или применить к ним чисто заявительный порядок взаимодействия и получения разрешительной документации. В настоящее время ФГУП «НИИ Атмосфера» подготовлен проект данных норм времени, которые мы планируем апробировать в 2008 году в нескольких территориальных органах.

Третьей актуальной задачей в области методического обеспечения экологического контроля мы считаем необходимость учета и использования экологического аудита. В условиях сокращения численности наших органов, необходимости контроля правильности действий регионального государственного экологического контроля грех не использовать дополнительную информацию, которая считается правомочной и очень важной во всем мире за исключением России. Мы планируем этому посвятить специальную главу в новом документе, который должен заменить ОНД- 90.


8. В области нормативно-методического обеспечения государственного учета выбросов мы считаем, что существует одна главная неразрешенная проблема - это классификация предприятий по отраслям. Классификация, используемая в настоящее время в Российской Федерации, носит слишком общий характер и существенно отличается от принятых международных принципов. В соответствии с этой классификацией учитывается только основная деятельность предприятия. В результате этого выбросы вспомогательных производств, например, гаражей и котельных на металлургических предприятиях, относились к основному виду деятельности, а другие суммарные выбросы занижались. Мы ведем соответствующие переговоры с Росстатом, но решение этой проблемы связано с большим увеличением объема работ этого ведомства, что возможно только после полного перехода его всех низовых подразделений на компьютерную обработку данных.

До последнего времени ФГУП «НИИ Атмосфера» не занимался вопросами нормативно-методического обеспечения осуществления и взимания платы за выбросы. В 2008-2009 гг. мы планируем разработать методику обоснования стоимости платы за выбросы и методическое пособие по участию в судебных процессах по взысканию ущербов за сверхнормативные выбросы.

При совершенствовании воздухоохранной деятельности нужно сначала решить главную задачу: определение целей всей деятельности. К сожалению, у нас сейчас за воздухоохранную деятельность отвечают четыре органа -Ростехнадзор, как специально уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха, Роспотребнадзор, Росгидромет и Росприроднадзор. При этом ни за одной из этих служб не закреплено, что именно она несет ответственность за качество атмосферного воздуха, что результаты именно ее деятельности должны быть увязаны с параметрами качества атмосферного воздуха. И пока этот вопрос не будет решен, осуществлять на должном уровне воздухоохранную деятельность будет достаточно сложно. И на основе существующей нормативной законодательной базы мы подготовили документ о полномочиях специально уполномоченного органа в области охраны атмосферного воздуха. К сожалению, из 35 полномочий в активе Ростехнадзора сейчас используется только порядка 20.

Разработанная нашим институтом Концепция совершенствования воздухоохранной деятельности в РФ предполагает разработку проекта нового закона об охране атмосферного воздуха к 2010 году. К этой концепции также прилагается перечень документов, которые необходимо разработать и внедрить для ее реализации. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить УТЭНы Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу, которые откликнулись и прислали нам свои замечания на проект этой концепции.

Еще один важный вопрос, который давно витает в воздухе, - необходимость переходить от нормирования на основе ПДК максимально разовых к ПДК среднегодовым. Документ об этом тоже подготовлен и сейчас находится на рассмотрении в Росгидромете. Совершенно новые направления в нашей работе: разработка и внедрение системы контроля запахов в населенных пунктах и в районе предприятий, нормирование шума в масштабах городов, воздействие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на архитектуру и памятники.

Все эти изменения станут возможны только в одном случае - если практика правоприменения будет отлажена в нормативно-методических документах, ее внедрение на практике будет анализироваться и при необходимости корректироваться. Поэтому для нас очень важна обратная связь: в среднем наш институт отвечает на 1500 научно-методических запросов по практике применения нормативно-методической базы.


В следующих номерах «ЭКО-бюллетеня» мы продолжим публикацию материалов конференции.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов