Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Требования нового СанПиНа к проектированию санзон

С 1 марта 2008 года введены в действие новые требования к проектированию и установлению размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ) согласно новой редакции СанПиНа - 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Методические рекомендации и комментарии, как водится, запаздывают. А вопросы у экологов, работающих на предприятиях, уже возникли, и мы попросили ответить на них Олега Николаевича Рощина, начальника отдела надзора за состоянием среды обитания Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области.

- Сначала - об основных отличиях в сравнении с предыдущей редакцией СанПиНа. Если в предыдущей редакции было четкое понятие нормативной СЗЗ, в новой редакции принято понятие «ориентировочный размер СЗЗ». Теперь граница СЗЗ принимается в 2 этапа: сначала определяется расчетная СЗЗ. После согласования проекта расчетной СЗЗ в течение первого года эксплуатации объекта ведется мониторинг за загрязняющими атмосферный воздух веществами и физфакторами. Исследования атмосферного воздуха на каждое загрязняющее вещество должны проводиться в каждой контрольной точке на границе расчетной СЗЗ (с наветренной и подветренной стороны) не менее 50 проб для объектов 1-2 классов опасности и не менее 30 проб для объектов 3-5 классов опасности. На физические факторы в тех же контрольных точках один раз в квартал. Только на основании результатов мониторинга разрабатывается проект установленной (окончательной) СЗЗ, на который также выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

Еще одно важное отличие - для предприятий 1-2 классов опасности обязательно проводится оценка риска здоровья населения, и эти предприятия получают заключения по расчетной СЗЗ только в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, у заместителя главного санитарного врача РФ. Только после получения этого заключения организация должна обратиться к руководителю управления Роспотребнадзора на уровне субъекта и получить у него санэпидзаключение на расчетную СЗЗ и далее - на установленную. Для предприятий 3-5 классов опасности все проекты СЗЗ - и расчетные, и установленные - направляются руководителю управления Роспотребнадзора по субъекту (п. 3.17).

В новой редакции СанПиНа четко прописано, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (п. 2.5), что санитарные правила предназначены и для эксплуатируемых объектов (п. 1.2), и что в проектах санитарно-защитных зон, кроме размеров границы, должны быть разработаны мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, а также функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п. 3.10). Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п. 3.11).

Раньше, когда вставал вопрос о необходимости создания зон санитарного разрыва, составления графиков поэтапного переселения жителей, юристы некоторых предприятий через суды пытались доказывать юридическую необеспеченность, неправомочность таких требований. Сегодня новая редакция СанПиН четко определила, что должно быть проработано проектом. Один из главных вопросов - это разрыв между предприятием и жилой застройкой (п. 2.5). По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п. 2.1).

Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств (п. 3.2).

Закон обратной силы не имеет, и те санэпидзаключения по проектам СЗЗ, которые предприятия получили до ввода в действие новой редакции СанПиНа, остаются в силе, их переделывать не нужно. Они могут быть переоформлены, если предприятие принимет решение о сокращении СЗЗ, внедряя технологии, обеспечивающие снижение загрязнения атмосферного воздуха, снижение шума, вибрации и пр. Из 630 предприятий Кемеровской области, которым требуется разработать и утвердить проекты санзон, на сегодняшний день сделали это 247, еще 217 по предписаниям Роспотребнадзора ведут разработку проектов СЗЗ. Остальные к этому пока не приступали. В отношении них будут возбуждены административные дела.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Просим дать пояснения следующим положениям новой редакции Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (N 74 от 25 сентября 2007 года).

Пункт 1.2.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, для таких объектов граница санитарно-защитной зоны может совпадать с границей промышленной площадки.

Может быть, имелось ввиду, что для объектов, уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, граница санитарно-защитной зоны может совпадать с границей промышленной площадки?

- Да, скорее всего, это опечатка. Судить об этом можно будет после выхода бумажной версии новой редакции СанПиНа.

Пункт 1.5.

1.5. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Следует ли понимать, что другие органы (Ростехнадзор, Роприроднадзор, прокуратура) не участвуют в согласовании, контроле и т.п. в части проектов СЗЗ?

- Да, ни Ростехнадзор, ни Росприроднадзор к этим вопросам отношения не имеют. Но если в прокуратуру будут обращения населения, организаций, предприятий по части организации санзон, то прокуратура будет принимать в этом непосредственное участие.

Пункт 2.1 (первый абзац).

Следует ли понимать, что для предприятий III-V класса величины приемлемого риска для здоровья населения не определяются?

- Да, не определяются, за исключением случаев, оговоренных в п. 3.13 СанПиН.

Следует ли понимать, что термин «…предприятия I и II классов опасности» синоним «…предприятия I и II классов по санитарной классификации»?

- Да.

Пункт 3.12. «Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании классификации, расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

В качестве критериев для оценки воздействий на атмосферный воздух на границе СЗЗ установлены гигиенические нормативы и величина приемлемого риска для здоровья населения».

Вопросы: какие организации в Кемеровской области можно привлекать для оценки риска здоровью населения при разработке проекта санитарно-защитной зоны?

Должны ли специалисты быть сертифицированы на выполнение данной работы?

- По существующему положению оценку риска могут проводить только специально аккредитованные организации. В Кемеровской области на сегодняшний день таких организаций нет. В настоящее время подведомственный нашему управлению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» планирует получить аккредитацию на этот вид деятельности. До того, как у нас в области появятся аккредитованные организации, предприятия 1, 2 классов опасности должны обращаться в любые аккредитованные организации. По данным ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.04.2008 № 08ФЦ/1560 на сегодняшний день на территории России по оценке риска аккредитовано 19 организаций, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Воронеже, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Оренбурге, Ангарске.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Василий Дмитриевич Бредихин, главный специалист Управления по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Новокузнецка:
- По запросу главы города мы проводили предварительный анализ отличий новой версии СанПиНа от предыдущей. На наш взгляд, методики оценки риска в достаточной степени неопределенны и дают широкие возможности для «маневров». К числу явных противоречий относится то, что для предприятий, входящих в состав промузлов, устанавливается единая санзона, но в то же время есть разрешение внутри единой санзоны устанавливать индивидуальные. Но это противоречие может быть использовано для увеличения количества объектов, требующих проведения работ по определению границ СЗЗ.
И в целом создается впечатление, что изменения предприняты только для того, чтобы увеличить объем возможных заказов и отдать решение вопросов по крупнейшим предприятиям московским чиновникам.
В Новокузнецке существует несколько промузлов, очень опасных в экологическом отношении территорий, границы которых утверждены вместе с генпланом города в 1979 году еще постановлением Совета министров РСФСР. Так вот на сегодняшний день главную юридическую силу имеют только границы санзон, утвержденные генпланом, внести изменения в который достаточно сложно. И согласно этим границам в Новокузнецке принята долгосрочная целевая городская программа по переселению жителей. С 1995 года мы собираем платежи за СЗЗ, тогда это был налог в соответствии с законом о плате за землю. Деньги поступали в бюджет, расщеплялись, часть уходила субъекту федерации, часть оставалась у нас. Потом закон о плате за землю отменили и ввели 31 главу налогового кодекса, где уже не прописано, что это земли санзон и за них платится налог, но в земельном кодексе есть статья 56-57, которая позволяет требовать собственникам земель возмещение убытков. На этом основании мы разработали городское положение и собираем плату не как налог, а как возмещение убытков. И если раньше эти деньги пропадали бесследно и тратились на самые разные цели, то сегодня мы, приняв городскую целевую программу, наконец добились того, что 100% собираемых средств целевым образом направляются на переселение жителей с территорий санзон. И, насколько я знаю, такого опыта в РФ больше нигде нет.
В 2000 году Новокузнецк выступил в качестве субъекта законодательной инициативы по разработке аналогичного закона для Кемеровской области, причем на средства американского гранта. Но пока мы разрабатывали законопроект, вносили в него замечания, вышел новый земельный кодекс, который все стал трактовать совершенно иначе. В том, что касается вопроса о поступлении земельных платежей в бюджеты разных уровней, мы потеряли рычаги муниципального контроля. Во всем, кроме платежей за земли санитарно-защитных зон: городская долгосрочная программа рассчитана на 9 лет и на миллиард рублей. И если в прошлом году мы переселили 21 семью, в этом году переселим уже 53. Конечным результатом реализации этой программы станет переселение 2116 человек (845 семей), проживающих в условиях, не соответствующих санитарным нормам, и снос 858 жилых помещений, относящихся к категории жилья, непригодного для проживания.

Пункт 3.13. Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

Наш вопрос:

Следует ли понимать, что если для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта, то эти предприятия не обязаны участвовать в долевом финансировании проекта СЗЗ промышленного узла (комплекса)?

- Последняя фраза дает право предприятиям, расположенным рядом друг с другом, разрабатывать проекты санзон отдельно по любой причине, в том числе и в случае, если они не могут найти общего языка в плане долевого участия в организации СЗЗ, в частности, по переселению населения. Хотя это и не совсем правильно, потому что выбросы располагающихся по соседству предприятий могут накладываться и увеличивать риск влияния на здоровье населения.

Пункт 3.4 оставляет двоякое толкование определения размера СЗЗ: можно ли считать границу СЗЗ от источников выбросов при отсутствии технологического оборудования на открытых площадках? Что является критерием рассредоточенности источников по территории промплощадки? Можно ли считать границу СЗЗ от источников выбросов при наличии высоких, средних и низких источников нагретых выбросов? И что является критерием высокого, среднего и низкого источника?

- В соотсутствии с п. 3.4. СанПиН СЗЗ устанавливается всегда от территории промплощадки.

И только в одном случае - от источника (при наличии высоких и средних источников нагретых выбросов). Под низкими источниками выбросов понимают такие, в которых выброс осуществляется ниже 50 м. Нагретыми условно называют источники, у которых температура выбрасываемой газовоздушной смеси выше 50 °С; при более низкой температуре выбросы считаются холодными.

Пункт в подразделе 7.1.2. Металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства. КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м. Производство цветных металлов в количестве от 100 до 2000 т/год.

100 - это не опечатка? Ведь ранее было от 1000 т/год?

- Опечатка это или нет, станет понятно, когда на руках появится окончательный бумажный вариант документа. То же самое касается вопросов, связанных с отсутствием в новой редакции требований по озеленению санзон и исключения приложения «Расстояния от помещений (сооружений) для содержания и разведения животных до объектов жилой застройки».

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов