Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Четкое разделение функций - залог эффективности

Структура управления природоохранной деятельности не имеет образца, абсолютно одинакового для всех субъектов РФ. В немалом числе регионов России соответствующие отделы, комитеты и департаменты даже не выделены в отдельное подразделение областных администраций и являются составной частью комитетов промышленности, экономики и пр. В структуре администрации Кемеровской области есть Департамент природных ресурсов и экологии и Областной комитет природных ресурсов. В чем заключается целесообразность такого решения и каково разделение функций? Эти вопросы мы задали Яне Олеговне Семеновой, руководителю комитета.

- Яна Олеговна, как давно создан Областной комитет природных ресурсов? Чем была вызвана такая необходимость?

- Государственное учреждение Кемеровской области «Областной комитет природных ресурсов» создано в декабре 2001 года. Цель создания комитета - обеспечение реализации отдельных полномочий Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, создание условий рационального природопользования в соответствии с действующим законодательством, а также оказание услуг по информационно-правовому и консалтинговому обслуживанию в сфере охраны окружающей среды и природопользования.


- Каково разделение полномочий между Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области и Областным комитетом природных ресурсов? Чем отличаются функции? Подобное разделение обязательно для всех субъектов РФ, Сибири или это особенность нашей региональной системы управления?

- В соответствии с действующим законодательством исполнение большей части полномочий субъектов РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования определено именно органам государственной власти субъектов федерации без права делегирования.

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды на территории Кемеровской области осуществляют Коллегия Администрации Кемеровской области, как высший орган исполнительной власти, и специальный орган исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные полномочия в сфере охраны окружающей среды, - Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Сложившаяся экологическая ситуация в Кемеровской области с учетом географических, экономических и социальных факторов требует постоянного повышенного внимания и контроля. К сожалению, численности сотрудников департамента недостаточно. И функционирование государственного учреждения позволяет решать для региона важную задачу по обеспечению экологической безопасности. Схожие структуры управления природоохранной деятельности имеют и другие субъекты федерации.

Наряду с оказанием содействия в реализации функций в сфере охраны окружающей среды и природопользования, выполняемых департаментом, областной комитет является региональным информационно-аналитическим центром по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, находящихся на территории Кемеровской области; осуществляет подготовку и выпуск ежегодного информационно-аналитического издания «Материалы к «Государственному докладу о состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области»; является государственным заказчиком по региональной целевой программе «Экология и природные ресурсы Кемеровской области».


- Какие подразделения входят в структуру Областного комитета? Каковы их задачи?

- Учреждение состоит из восьми структурных подразделений, три из которых являются вспомогательными.

Функции отдела мониторинга и экономического регулирования:

  • формирование банков данных о негативном воздействии на окружающую среду;
  • ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории Кемеровской области;
  • формирование экономических механизмов регулирования природоохранной деятельности;
  • организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
  • осуществление экологической паспортизации территории;
  • выполнение работ по ведению системы расчетного мониторинга загрязнения окружающей среды на основе ГИС-технологий.

В рамках осуществления полномочий Кемеровской области по охране атмосферного воздуха в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.05.2005 № 38 «О порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Кемеровской области» на базе комитета организована работа по ведению расчетного мониторинга загрязнения окружающей среды на основе геоинформационных систем (ГИС-технологий) на примере г. Кемерово в целях оптимизации управления природоохранной деятельностью Кемеровской области. Результатом является возможность осуществления государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды современными методами с использованием пространственно - распределенных наборов данных - геоинформационных систем (ГИС): определение расчетным способом с использованием математических моделей, менее затратным, чем аналитический, основных факторов антропогенного воздействия и выработка рекомендаций, направленных на снижение негативного воздействия. В ближайшей перспективе планируется систему расчетного мониторинга распространить на всю территорию области.

Функции отдела сопровождения природоохранных программ:

  • организация и выполнение работ, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в рамках региональной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области», по которым Учреждение определено как государственный заказчик.

Программа состоит из трех подпрограмм: «Обеспечение экологической безопасности», «Минерально-сырьевые ресурсы» и «Охрана водных объектов».

Все мероприятия подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности» направлены на снижение негативного воздействия на окружающую среду. В рамках указанной подпрограммы осуществляется ведение Красной книги Кемеровской области; разрабатывается нормативная правовая база Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды на развитие федерального законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов федерации; создаются основы для комплексного решения задач непрерывного наблюдения, измерения, контроля, оценки и прогноза состояния окружающей среды; обеспечивается развитие экологического образования, распространение достоверной экологической информации средствами массовой информации, развитие общественных экологических движений.

В рамках мероприятий подпрограммы в этом году планируется реализовать пилотный проект по охране водных объектов от загрязнения поверхностным стоком в период снеготаяния, в частности верховьев реки Томь, которая является источником питьевого водоснабжения для области, посредством использования передвижной снегоплавильной установки и дальнейшей очистки растопленного снега на очистных сооружениях.

Снежный покров на урбанизированных территориях является эффективным накопителем аэрозольных загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха, а также содержит противогололедные реагенты. При снеготаянии эти вещества поступают в природные среды, главным образом в воду, загрязняя их. Предлагаемый способ утилизации снежной массы позволит сократить количество загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты.

Реализация подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» с выполнением геолого-разведочных и тематических работ должна обеспечить проведение полной инвентаризации имеющихся на территории Кемеровской области месторождений строительных материалов.

Реализация подпрограммы «Охрана водных объектов» направлена на обеспечение безопасности населения от возможности разрушения гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии, выполнение берегоукрепительных мероприятий и мероприятий по защите от затопления населенных пунктов паводковыми водами.

В рамках данной подпрограммы в 2007 году разработана проектно-сметная документация на ремонт и реконструкцию 2-х гидротехнических сооружений на р. Дудет в Тисульском районе и на р. Киня в Зенковском парке г. Прокопьевска. Разработан проект и проведен капитальный ремонт ГТС пруда на р. Северная Уньга в районе с. Барачаты. Проведен капитальный ремонт плотин на прудах в трех поселках Тисульского района.

Для защиты населенных пунктов от паводковых вод разработана ПСД на строительство защитных дамб в с. Чусовитино Ленинск-Кузнецкого района, пос. Теба г. Междуреченска, в с. Ашмарино и пос. Малиновка Новокузнецкого района. Проведена работа по берегоукреплению р. Кондома в районе с. Ашмарино.

Функции отдела информационного обеспечения:

  • формирование правовой, инструктивно-методической, информационной, научной базы учреждения;
  • организация обеспечения населения, органов государственной власти Кемеровской области, местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды;
  • участие в развитии системы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры, в осуществлении связи со средствами массовой информации и общественными организациями.

В рамках экологического образования и просвещения учреждением ежегодно организуется и проводится акция «Дни защиты от экологической опасности в Кемеровской области». На базе комитета функционирует Областной штаб по организации и проведению акции, который является непосредственным рабочим органом.

Во время проведения акции на территории Кемеровской области в городах и районах проводятся мероприятия, носящие экологический характер и формирующие экологическое сознание и мышление жителей области. В мероприятиях акции принимают участие предприятия различной отраслевой принадлежности, учреждения культуры, образования и здравоохранения, лесхозы, воинские части, общественные организации, городские и сельские жители.

Начиная с 2006 года, наряду с печатным форматом ежегодника «Материалы к «Государственному докладу о состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области» комитетом выпускается и его мультимедийное издание.

Функции отделов контроля и экологического аудита по Кемеровской, Северной и Восточной территориям и по Центральной и Южной территориям:

Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.01.2007 № 9 «Об осуществлении в Кемеровской области государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» государственный контроль в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности (независимо от форм собственности), находящихся на территории Кемеровской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору, осуществляет Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Областной комитет оказывает содействие департаменту в проведении государственного экологического контроля Кемеровской области и регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области, а также в осуществлении контроля в установленном федеральным законодательством порядке за внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Специалисты областного комитета при проведении контрольных мероприятий, как лица обладающие специальными знаниями в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, дают оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. На основании произведенной оценки инспектором государственного экологического или водного контроля, являющимся по должности сотрудником департамента природных ресурсов, принимается решение о выдаче предписаний об устранении нарушений требований законодательства либо о привлечении субъекта хозяйственной деятельности к административной ответственности.

Численность специалистов, занятых при проведении контрольных мероприятий, - 25 человек. В комитете два отдела контроля и экологического аудита, которые территориально расположены так, чтобы в кратчайшие сроки можно было добраться до любого места в границах области при возникновении угрозы экологической опасности.

Отдел контроля и экологического аудита по Кемеровской, Северной и Восточной территориям в работе охватывает следующие административные территории области: г. Кемерово и Кемеровский район (гг. Ленинск-Кузнецкий, Березовский, Полысаево, г. Топки и Топкинский район, Крапивинский, Промышленновский, Ленинск-Кузнецкий районы), г. Мариинск и Мариинский район, поселки Тисуль, Тяжин, Чебула, Тисульский, Тяжинский, Чебулинский районы - 11 человек; г. Юрга и Юргинский район, гг. Анжеро-Судженск, Тайга, Яйский, Ижморский и Яшкинский районы - 3 человека.

Отдел контроля и экологического аудита по Центральной и Южной территориям охватывает Прокопьевск, Киселевск, Белово, Гурьевск, Салаир, Прокопьевский, Беловский, Гурьевский районы - 6 человек; Новокузнецк, Мыски, Таштагол, Осинники, Калтан, Междуреченск, Новокузнецкий район - 5 человек.

В рамках государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов в 2007 году проведено 577 мероприятий по государственному контролю, это на 20% больше, чем в 2006 году.

Сумма наложенных административных штрафов за 2007 год составила 8340,30 тыс. руб. (в 2006 году - 3659,00 тыс. руб.), в том числе на юридических лиц - 7975,00 тыс. руб., на должностных - 350,00 тыс. руб.

В 2007 году отмечены усиление и повышение качества проводимых контрольных мероприятий по государственному экологическому контролю, региональному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, что соответствует требованиям об усилении контроля за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

Кроме того, в соответствии с Протоколом о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды на территории Кемеровской области между Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области и ГУ «Областной комитет природных ресурсов», в целях пополнения областного бюджета, реализации принципа платности природопользования, осуществления государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и оценки этого воздействия, проводится работа по приему государственной статистической отчетности в сфере природопользования, а также по согласованию расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Также к функциям указанных отделов относится:

  • участие в осуществлении отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на территории Кемеровской области, переданных субъектам Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета;
  • осуществление на территориях муниципальных образований Кемеровской области деятельности комитета по иным направлениям.


- Каким образом Областной комитет природных ресурсов взаимодействует с комитетами природных ресурсов городов области? В каких направлениях осуществляется взаимодействие?

- Областной комитет природных ресурсов оказывает методическую, консультационную помощь муниципальным комитетам и отделам охраны окружающей среды администраций городов и районов.


- Какие задачи в работе комитета особенно актуальны сейчас и почему? Понятно, что часть из них носит плановый «календарный» характер (например, подготовка годового госдоклада, проведение Дней защиты от экологической безопасности), но ведь наверняка есть и такие задачи, актуальность которых вызвана текущей ситуацией, изменениями в законодательной базе, решениями, принятыми департаментом, и пр.

- К 20-летию создания системы природоохранных органов в целях информирования населения об экологической ситуации в области, оказания методической помощи природопользователям планируется запустить в работу Интернет-портал «Экология и природные ресурсы Кемеровской области».

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов