Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ

НКАЗ: создаем условия для взаимовыгодных решений

В конце марта на заседании Совета народных депутатов Новокузнецка рассматривался вопрос «О критическом состоянии экологической обстановки Кузнецкого района в результате хозяйственной деятельности алюминиевого завода». А в конце апреля на территории Новокузнецкого алюминиевого завода (НКАЗ*) состоялось заседание выездной коллегии областной администрации под председательством губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, где стороны сумели прийти к компромиссу, выгодному для всех.
СПРАВКА «ЭКО-БЮЛЛЕТЕНЯ»
По данным Доклада о состоянии окружающей среды в г. Новокузнецке за 2006 г.:
Основную долю в общей массе городских выбросов в атмосферу составляют: оксид углерода - 63,7 %, метан - 9,5 %, твердые вещества - 11,5 %, диоксид серы - 8,8 %, диоксид азота - 4,5 %. Вклад Кузнецкого района в валовые выбросы города - 10,5 %.
На территории Кузнецкого района экономическую деятельность осуществляют предприятия нескольких отраслей промышленности: металлургическое производство - ОАО «РУСАЛ Новокузнецк (НКАЗ)», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОАО «Завод Универсал», производство и распределение электроэнергии, газа и воды - филиал «Кузнецкая ТЭЦ» ОАО «Кузбассэнерго», предприятие химической промышленности ОАО «Органика».
Для атмосферы Кузнецкого района характерными являются выбросы: оксида углерода, диоксида серы, окислов азота, газообразных фтористых соединений (98 % от валового выброса по городу), твердых веществ. Выбросы бенз(а)пирена составляют 85 % от массы общегородских выбросов.
Вклад НКАЗа в загрязнение атмосферы Кузнецкого района составляет: фтористого водорода - 99,9 %, бенз(а)пирен - 99,9 %, твердых фторидов (веществ) - 71,9 %, оксид углерода - 62,8 %, диоксид серы - 12,0 %, диоксид азота - 0,6 %

Суть претензий, озвученных на заседании Совета депутатов, сводилась к тому, что мероприятия, предусмотренные природоохранными планами завода, финансируются не в полном объеме и не выполняются в намеченные сроки. В принципе, такого рода претензии можно предъявить к подавляющему большинству заводов (см. «ЭКО-бюллетень» №1 (126), статью «Природоохранные планы предприятий: время выполнять обещания»), но претензии к НКАЗу особые потому, что по официальной городской статистике (см. «Справку «ЭКО-бюллетеня»), хотя вклад завода в суммарные общегородские выбросы невелик - всего 6,4 %, по содержанию вредных веществ в выбросах в атмосферу алюминиевый завод относится к самой высокой - первой категории опасности. На его долю при пересчете на шкалу токсичности по бенз(а)пирену приходится 97 % выбросов наиболее опасных веществ (бенз(а)пирен, фтористый водород, смолистые вещества).

Уточнение «по официальной статистике» несет немаловажную смысловую нагрузку, поскольку то, что далеко не все предприятия в принципе «показывают» реальные выбросы этих веществ в своей отчетности, - факт общеизвестный. И предприятия «Русского алюминия» в этом отношении добросовестнее многих. Факт остается фактом: из-за высокой концентрации предприятий черной и цветной металлургии, а также угольной отрасли в Кузнецком районе показатели по уровню заболеваемости населения намного превышают среднегородские. И во время коллегии Александр Станиславович Булыгин, генеральный директор Объединенной компании «Русский алюминий» (ОК «РУСАЛ») сказал, что компания берется оплатить международный независимый аудит с тем, чтобы точно определить вклад НКАЗа в суммарный объем выбросов: «Лучше, если заказчиком такого исследования выступит руководство города, чтобы не было никакой предвзятости в результатах исследования. Например, по той статистике, которой мы обладаем по выбросам фтора, мы видим, что НКАЗ является не единственным источником его выбросов. Нужно четко разделить по полочкам ответственность. И решение проблемы возможно только если все существующие природоохранные программы предприятий будут синхронизированы».

После мартовского заседания Совета народных депутатов алюминщикам было предложено в течение месяца откорректировать свои планы по охране окружающей среды, обеспечив им большее финансирование и своевременную реализацию. В качестве альтернативы в резолюции заседания предлагалось рассматривать только приостановку деятельности самых опасных производств в судебном порядке. И, действительно, уже через месяц постановка вопроса радикально изменилась. На выездном заседании коллегии администрации области, в котором приняли участие губернатор и его заместители, представители федеральных, областных и городских органов государственного экологического контроля, речь велась о том, что все происходящее - закономерное и последовательное продолжение тенденции, наметившейся еще в октябре 2006 года, когда областная коллегия приняла решение о необходимости создать в Новокузнецке консолидированную городскую программу природоохранных мероприятий, объединяющую планы крупных промышленных предприятий. Во исполнение которой, например, НКМК в 2007 году закрыл устаревшее, экологически вредное мартеновское производство, благодаря чему вредные выбросы комбината сократились в два раза. В целом же по городу за время реализации программы выбросы сократились на 10 % - с 435 тыс. до 398 тыс. тонн.

ЦИТАТЫ В ТЕМУ
Аман Гумирович Тулеев, губернатор Кемеровской области:
- Я благодарен генеральному директору ОК «РУСАЛ» за то, что он приехал сюда лично. Самое главное - мы честно обговорили, что если внедрение новой технологии не получается в течение 3-4 лет, тогда мы выносим завод за территорию города. И сейчас мы работаем над строительством нового энергетического комплекса, где все будет отвечать современным нормам и пониманию того, что здоровье людей дороже любой прибыли.
Александр Станиславович Булыгин, генеральный директор ОК «РУСАЛ»:
- Я благодарен Аману Гумировичу за открытый откровенный разговор, в котором прозвучали и слова критики в наш адрес. Действительно, если мы не сможем найти решение по экологическим проблемам на НКАЗе, мы построим новый комбинат. Потому что мы понимаем, что пусть лучше мы потеряем какую-то часть прибыли, но при этом мы не будем повинны в людских болезнях и росте детской смертности. Мы заинтересованы в развитии компании именно в Кемеровской области, поскольку по объемам энергоресурсов это регион № 1 в России. И этот потенциал нужно использовать полностью, поэтому и мы предлагаем фактически замкнутый цикл: как один из крупнейших потребителей энергетики, мы заинтересованы в собственной добыче угля, мы построим современную, экологически безопасную ТЭЦ, новый алюминиевый завод. В связи с этим инвестиционным проектом у нас есть предложения и по жилищному строительству. При этом мы помним, что Кемеровская область является главным источником основного сырья для производства глинозема в соседнем Красноярском крае на Ачинском глиноземном комбинате. И мы понимаем, что в течение 4-6 лет можем создать практически замкнутый цикл по производству алюминия на базе собственных энергетических ресурсов и собственного сырья.

И все же выездное заседание областной коллегии в отношении отдельного предприятия можно было бы считать нонсенсом, если бы не масштаб обсуждаемых вопросов, а по сути - резюмирование итогов закрытого обсуждения, состоявшегося накануне. В частности, была представлена новая природоохранная программа предприятия до 2010 года стоимостью около 2 млрд. руб., включающая разработку и внедрение технологий, направленных на экологическое оздоровление предприятия. Готовых технологий высокоэффективной реконструкции алюминиевого завода, работающего с 1943 года, просто не существует. Поиском оптимальных решений будут заниматься научные кадры Инженерно-технологического центра РУСАЛа, интеллектуальный потенциал которого считается одним из самых высоких в мире, поскольку только наличие собственной технологии производства алюминия дает безусловное конкурентное преимущество на мировом рынке. В том случае, если значительный экологический эффект все же не будет достигнут, часть особо вредных цехов будет закрыта, а завод вынесен за территорию Новокузнецка. Названы и сроки принятия такого решения - 2011-2012 гг. Обсуждался на коллегии и проект энерго-металлургического комплекса, включающего угольный разрез мощностью 2,7 млн. тонн угля, теплоэлектростанцию мощностью 1000-1300 мегватт, а также новый алюминиевый завод мощностью 300 тысяч тонн алюминия в год, с удвоением рабочих мест по отношению к ныне существующим на НКАЗе. Ориентировочный срок ввода нового завода в эксплуатацию - 4-6 лет. И за время коллегии губернатор не раз подчеркивал: прежде чем закрыть старое производство, нужно открыть новое.

Помимо планов, связанных с производством алюминия в Кузбассе, администрация области утвердила с руководством компании «РУСАЛ» и администрацией города Новокузнецка программу на 2008-2012 годы по финансированию социальных объектов в Кузнецком районе, принятых в муниципальную собственность от Новокузнецкого алюминиевого завода. На эту программу завод за 5 лет намерен направить 285 миллионов рублей. Основная часть средств пойдет на реконструкцию жилья, детских садов, стадиона, парка и т.д.

Как сказано в итоговом пресс-релизе Администрации Кемеровской области, «губернатор поручил своим заместителям, главе Новокузнецка проследить за ходом выполнения природоохранной программы завода, активней применять запретительные меры, вплоть до приостановки работы вредных производств. Также заместители губернатора и глава города должны оказать содействие в реализации инвестиционных проектов компании РУСАЛ по развитию завода».

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов