Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > ЭКО-КОНСАЛТИНГ
Е.В. Перфильева,
директор Экологического агентства «ИнЭкА»

Новые политики Европейского банка реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) разработал новые версии стратегических документов Банка: «Экологическая и социальная политика» и «Политика информирования общественности» и представил их для обсуждения заинтересованных сторон.

С целью более качественного рассмотрения Политик, ЕБРР, кроме размещения документов в свободном доступе и дистанционного сбора комментариев, организовал шесть однодневных общественных слушаний. Слушания были проведены в марте и апреле 2008 г. в следующих городах: Будапешт, Венгрия; Белград, Сербия; Москва, Российская Федерация; Тбилиси, Грузия; Бишкек, Кыргызстан; Лондон, Великобритания.

В Москве слушания проходили 28 марта 2008. ЕБРР представляли Алистер Кларк, директор управления экологии и устойчивого развития и Дариуш Прашек, начальник отдела операционной поддержки управления экологии. Участниками консультации были представители российских общественных организаций, представители бизнеса и консалтинговых экологических фирм. Организатором и ведущим слушаний был Российский региональный экологический центр (РРЭЦ). Агентство «ИнЭкА» принимало участие в консультациях и слушаниях в качестве консалтинговой фирмы, имеющей опыт экологической и социальной оценки инвестиционных проектов, как в соответствии с российскими, так и международными стандартами.

Представленные политики описывают требования к подготовке инвестиционных проектов, претендующих на получение кредитов и технической помощи от ЕБРР.

Также политики задают общие направления практической деятельности ЕБРР по достижению провозглашенной им цели содействия экологической и социальной стабильности посредством:

  • включения природоохранных и социальных аспектов в основное русло всей его деятельности;
  • установления для клиентов ЕБРР нормативных экологических и социальных показателей, которые подлежат достижению ими в приемлемые для него сроки;
  • определения соответствующих функций и обязанностей как ЕБРР, так и его клиентов по достижению устойчивых результатов, согласующихся с Политикой и требованиями к реализации проектов;
  • постановки в качестве одной из стратегических целей задачи поддержки проектов, рассчитанных на высокую экологическую и социальную отдачу.

Опираясь на свои процедуры экологической и социальной оценки и мониторинга, ЕБРР декларирует, что будет добиваться того, чтобы финансируемые им проекты:

  • носили социально и экологически устойчивый характер;
  • обеспечивали уважение прав затрагиваемых работников и местного населения;
  • разрабатывались и претворялись в жизнь в соответствии с применимыми нормативными требованиями и передовой международной практикой.

Тексты Политик и детальное описание текущего процесса рассмотрения доступно на веб-сайте банка www.ebrd.org/about/policies/enviro/policy/ и www.ebrd.com/about/policies/pip/.

Следует отметить, что новая версия проекта «Природоохранной и социальной политики ЕБРР» существенно отличаются от политики 2003 года - «Политика ЕБРР в отношении окружающей среды» более четкой и детальной проработкой требований к клиентам и инвестиционным проектам, претендующим на финансирование от ЕБРР. Политика изложена в виде конкретных требований (ТР) по ключевым экологическим и социальным проблемам и последствиям:

  • ТР 1: экологическая и социальная оценка и управление;
  • ТР 2: трудовые отношения и условия труда;
  • ТР 3: предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды;
  • ТР 4: здоровье, защита и безопасность местного населения;
  • ТР 5: отвод земель, вынужденное переселение и смещение;
  • ТР 6: сохранение биологического разнообразия и устойчивое управление природными ресурсами;
  • ТР 7: коренные народы;
  • ТР 8: культурное наследие;
  • ТР 9: финансовые посредники;
  • ТР 10: обнародование информации и взаимодействие с заинтересованными сторонами.

В каждом ТР, в разделе, посвященном целям, определяются искомые результаты, после чего формулируются конкретные требования к клиентам, призванные помочь им добиться этих результатов. Неотъемлемым элементом всех ТР является требование соблюдения соответствующих национальных законодательных норм.

В качестве особо положительных моментов я бы отметила следующее:

  • согласованность новой политики ЕБРР с современными Европейскими принципами охраны окружающей среды, экологическими и социальными стандартами Международной финансовой корпорации (МФК) и банков, применяющих «Экваториальные принципы», что способствует формированию общепринятых международных стандартов и соответствующей экологической культуры при разработке и реализации инвестиционных проектов;
  • новая политика ЕБРР не только согласована со стандартами МФК 2006 года, но существенно развивает и детализирует их, например, стандарты, касающиеся принудительного переселения, сохранения биологического разнообразия, коренных народов, культурного наследия;
  • более четкая регламентация принципов и положений информирования общественности, конфиденциальности и обжалования решений;
  • новая политика ЕБРР имеет хорошую систему сносок, с указанием на те или иные Конвенции, Директивы, Руководства ЕС, имеющие отношение к декларируемому Требованию;
  • новая политика ЕБРР уделяет достаточное внимание управлению экологическими и социальными рисками, более четко прописывает требования к Планам природоохранных и социальных мероприятий (ППСМ).

На наш взгляд, проект новой политики ЕБРР учел большую часть замечаний от заинтересованных сторон к Политике 2003 года. Дальнейшие обсуждения могут носить характер уточнения формулировок и обсуждение необходимости детализации.

Например, можно порекомендовать более подробно продекларировать необходимость, для тех проектов, для которых это применимо, эколого-экономической оценки эффективности инвестиций с точки зрения сопоставления выгод и затрат (ущербов), построения графиков дисконтированных денежных потоков для национального, регионального и местного уровней. Для тех проектов, где дисконтированный денежный поток для местного уровня будет иметь тенденцию снижения, рекомендовать разработку соответствующих дополнительных компенсационных мероприятий.

В ТР 10 - «Обнародование информации и взаимодействие с заинтересованными сторонами» можно порекомендовать более четко зафиксировать основные этапы взаимодействия с заинтересованными сторонами:

1 этап - Информирование через объявления в СМИ, предоставление материалов в общественно доступных местах (заявления о намерениях, концепции проекта).

2 этап - Сбор предложений и замечаний относительно предоставленных материалов.

3 этап - Анализ поступивших предложений и замечаний, консультирование с общественностью по значимым вопросам, проведение общественных слушаний.

4 этап - Принятие решения, подготовка отчета об учете/не учете поступивших предложений и замечаний.

5 этап - Обеспечение доступа заинтересованной общественности к материалам утвержденного проекта и отчету по проведению общественных обсуждений.

Изложение основных этапов в разделе «Требования» ТР 10 позволит клиентам сформировать целостное восприятие процедуры общественных обсуждений, лучше понять содержание требований.

В целом новая политика ЕБРР может рассматриваться как хорошее руководство в подготовке экологически обеспеченных инвестиционных проектов.

СПРАВКА «ЭКО-БЮЛЛЕТЕНЯ»
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан в 1991 году, когда в государствах Центральной и Восточной Европы начались преобразования, и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях развития демократии. Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в этом регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.

Обсуждения во время слушаний в Москве были динамичными, интересными и насыщенными. Особенно полезным было то, что все высказываемые участниками предложения и замечания комментировались представителями Банка и все участники получили «обратную связь». Ряд участников отметили, что данное мероприятие имело очень хороший взаимный образовательный эффект. Многих участников беспокоило то, что ряд требований Банка не имеет аналогов в требованиях российских стандартов, но, на мой взгляд, международный Банк и не должен подстраиваться под то или иное национальное законодательство. ЕБРР обобщил лучшие практики подготовки и реализации инвестиционных проектов и требования к ним и на этой основе разработал свои современные требования. А страны и бизнес, если они хотят привлекать международные инвестиции и устойчиво развиваться, также должны пересматривать свои требования в соответствии с лучшими практиками.

В Политике ЕБРР декларируется: «Новые объекты или деловые операции, которые будут финансироваться ЕБРР, будут с самого начала проектироваться с прицелом на соблюдение ТР. Если та или иная деловая операция, претендующая на финансирование со стороны ЕБРР, связана с существующими объектами, которые не отвечали положениям ТР на момент утверждения проекта Советом, клиент будет обязан разработать и выполнять технически и финансово осуществимый и экономически целесообразный план природоохранных и социальных мероприятий (ППСМ), удовлетворительный для ЕБРР, с тем чтобы добиться приведения таких объектов в соответствие с требованиями ЕБРР в приемлемые для него сроки».

В пресс-релизах ЕБРР было отмечено, что все комментарии, полученные в ходе общественных консультаций, по регулярной или электронной почте будут учтены ЕБРР в процессе принятия решения по принятию новых политик. По итогам общественных консультаций будет подготовлен отчет по рекомендациям и предложениям для усовершенствования политик ЕБРР, который будет размещен на веб-сайте Банка.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов