Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (127) > ЭКОЛОГИЯ И НАУКА
А.М. Адам,
д.т.н., директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

Экологическая ситуация в Западной Сибири

Состояние атмосферного воздуха

В целом выбросы загрязняющих веществ регионами Западной Сибири составляют 24 % от общероссийских. Наиболее вредное воздействие на качество атмосферного воздуха в населенных пунктах приходится на долю формальдегида (до 50 %), диоксида азота (до 45 %), бенз(а)пирена (до 35 %). В список городов Российской Федерации с максимальными концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (свыше 10 ПДК) входят города Кемерово, Новокузнецк, Омск и Барнаул. В среднем ежегодное увеличение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Сибирском регионе составляет 15 %.

Токсическое воздействие выбросов вредных веществ в атмосферный воздух определяется их вредностью и количеством. Эти два показателя характеризуют в совокупности токсическую составляющую экологической опасности того или иного источника загрязнения.

Наиболее загрязненными районами Западной Сибири являются территории Кемеровской, Новосибирской, Омской областей и Ханты-Мансийского автономного округа (таблица 1).

Таблица 1. Нагрузка хозяйственной деятельности на атмосферный воздух
Субъекты РФЗагрязнение атмосферного воздуха (усл. тыс. т/год)Доля в общем объеме загрязнения региона (%)
Республика Алтай144<1
Алтайский край103228
Кемеровская область3620626
Новосибирская область3007622
Омская область1538011
Томская область50174
Тюменская область32902
Ханты-Мансийский АО2945621
Ямало-Ненецкий АО75566
Итого:137447100

На эти регионы приходится 80 % выбросов загрязняющих веществ Западной Сибири.

Проблема загрязнения воздушного бассейна Кемеровской области - одна из наиболее острых экологических проблем. Основная часть населения проживает в районах, где концентрация загрязняющих веществ, таких, как оксиды азота, аммиак, сероуглерод, формальдегид, которые обладают немедленным раздражающим действием и могут накапливаться в организме, постоянно превышает допустимые значения. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха в Кемеровской области обусловлено чрезвычайно высокой концентрацией на небольшой площади в 95,7 тыс. км2 различных производств: угледобычи и углепереработки, предприятий черной и цветной металлургии, химии, предприятий машиностроения и металлообработки, стройиндустрии и т.д.

Наибольший вклад в загрязнение Новосибирской области вносит автотранспорт (76 % от валового объема выбросов), и рост концентраций формальдегида в приземном слое атмосферы является индикатором негативного воздействия транспорта на качество воздуха. От стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух основное загрязнение поступает от предприятий топливно-энергетического комплекса и коммунальных котельных, в топливном балансе которых существенно преобладают твердые и жидкие виды используемых топлив.

В Западной Сибири определены зоны, в которых уровень загрязненности по соединениям азота превышает критический (таблица 2). Это территории Кемеровской, Новосибирской и Омской областей.

Таблица 2. Оценка нагрузки загрязнения атмосферного воздуха для лесных и водных экосистем
Субъекты РФПлощадь, тыс. км2Выброс диоксида азота,
тыс.т/год
Нагрузка на территорию диоксида азота,
(г/м2)/год
Нормативная нагрузка
диоксида азота,
(г/м2)/год
Уровень превышения
нормативной нагрузки диоксида азота
на территорию
Республика Алтай92,61,50,0160,280,06
Алтайский край167,845,70,2720,280,97
Кемеровская область95,5132,31,3850,284,95
Новосибирская область178,2105,90,5940,282,12
Омская область139,766,60,4760,281,70
Томская область314,424,90,0790,280,28
Тюменская область161,826,10,1610,280,58
Ханты-Мансийский автономный округ534,8124,50,2330,280,83
Ямало-Ненецкий
автономный округ
750,338,90,0520,280,18
Итого:2435,1540,90,22210,280,79

Сравнительный анализ соотнесения величин нагрузки с экономическими показателями (валовой региональный продукт всего и на душу населения) отражает также и экономически неэффективное природопользование на данных территориях (таблица 3).

Таблица 3. Экономическая оценка воздействия хозяйственной деятельности на атмосферный воздух
Субъекты Российской ФедерацииУдельный выброс
усл. /млн. руб. (всего)
Удельный выброс
усл. т/руб. (на 1 чел.)
Республика Алтай0,10,02
Алтайский край0,471,25
Кемеровская область0,742,25
Новосибирская область0,772,12
Омская область0,450,60
Томская область0,240,25
Тюменская область0,190,62

Очаги повышенного загрязнения атмосферного воздуха отмечаются, в первую очередь, на территории Кемеровской области, а также в зонах нефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений Томской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Загрязнение Томской области и автономных округов является результатом сжигания попутного нефтяного газа на факелах: до 1 млрд. м3 на территории Томской области, 3,3 млрд. м3 - Ханты-Мансийского автономного округа, 2,6 млрд. м3 - Ямало-Ненецкого автономного округа, т.е. проблема утилизации нефтяного газа одна из наиболее актуальных для Западной Сибири.

В группу территорий с экономически неэффективным природопользованием, наряду с Кемеровской, Новосибирской и Омской областями, входит Алтайский край, за счет использования высоких объемов угля в теплоэнергетике.

Информация о степени превышения предельно допустимой среднесуточной концентрации (Спр) загрязнителей в атмосферном воздухе позволяет также проводить оценку риска здоровью населения. При этом оценка степени загрязнения атмосферного воздуха для комбинации веществ ведется по приведенной концентрации по формуле:

где Сi - концентрация вещества, обладающего менее благоприятным классом опасности, мг/м3;

ПДК1-n - предельно допустимая среднесуточная концентрация данного загрязняющего вещества.

По одному из предлагаемых методов расчета в качестве системы расчета риска выбран метод, предложенный А.В. Киселевым и К.Б. Фридманом. В основу метода положены исследования ученых, которые в результате обработки статистических данных установили, что риск (Risk) для здоровья находится в логарифмической зависимости от степени превышения ПДК. Определение потенциального риска здоровью токсических эффектов в результате хронического воздействия загрязнения атмосферы проведено по следующей формуле:

где С - среднегодовая среднесуточная концентрация, мг/м3;

ПДК - среднесуточная предельно допустимая концентрация, мг/м3;

Кз - коэффициент запаса, принимаемый в зависимости от класса опасности: для веществ 1 класса опасности на уровне 7,5; 2 класса - 6; 3 класса - 4,5 и 4 класса - 3;

b - коэффициент, позволяющий оценивать изоэффективные эффекты примесей различных классов опасности для веществ 1, 2, 3 и 4 классов соответственно на уровне 2,35; 1,28; 1,00 и 0,87;

ln(0,84) = ln(1-0,16) учитывает, что первые достоверные изменения показателей, характеризующих состояние организма, возникают тогда, когда они затрагивают примерно 16 % испытуемых.

Величина Risk определяет степень тяжести возможных заболеваний (таблица 4).

Таблица 4. Определение степени тяжести возможных заболеваний
RiskСтепень тяжести возможных заболеваний
0,8 -1,0Смертельные
0,6-0,8Тяжелые, острые
0,5-0,6Пороговые острые
0,2-0,5Тяжелые хронические
0,1-0,2Пороговые хронические
Менее 0,1Рефлекторные и эмоциональные реакции
ТожеОтсутствие вредных эффектов
(ПДК и их аналоги)Уровни минимального риска

Степени тяжести возможных заболеваний населения в городах Западной Сибири представлены в таблице 5.

Таблица 5. Степень тяжести возможных заболеваний по городам Западной Сибири
Города Западной СибириСтепень тяжести
возможных заболеваний
Кемеровская область: г. КемеровоТяжелые, острые
Кемеровская область: г. Новокузнецк
Омская область: г. Омск
Пороговые острые
Кемеровская область: г. Ленинск-Кузнецк,
г. Прокопьевск Алтайский край: г. Барнаул,
г. Бийск, г. Заринск
Новосибирская область: г. Новосибирск
Ханты-Мансийский автономный округ: г. Сургут
Томская область: г. Томск
Тяжелые хронические
Новосибирская область:
г. Бердск, г. Искитим, г. Куйбышев
Тюменская область: г. Тюмень
Пороговые хронические
Республика Алтай: г. Горно-Алтайск
Ханты-Мансийский автономный округ:
г. Ханты-Мансийск
Ямало-Ненецкий автономный округ: г. Салехард
Рефлекторные и
эмоциональные реакции

Анализ экологического состояния воздушного бассейна Западно-Сибирского региона показал, что наиболее экологически неблагополучной является Кемеровская область.

На втором месте по экологической напряженности находится Новосибирская и Омская области. Однако по степени риска здоровью населения Омская область близка к таковой в Кемеровской области, а Новосибирская - более благополучна из-за меньшего количества городов с высокой концентрацией промышленности.

Следует отметить, что последние три года количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Кемеровской, Новосибирской и Омской областях увеличилось в среднем на 10 %, в то время как в Ханты-Мансийском автономном округе более чем на 30 %.

По данным, опубликованным в 2007 году, суммарный объем выбросов от стационарных источников в атмосферу Томской области в 2006 году составил 287,52 тыс. т, в том числе (тыс. т): твердых веществ - 24,87; сернистого ангидрида - 4,03; окислов азота - 14,04; углеводородов - 54,66 и оксида углерода - 136,45. При этом основная масса выбросов по Томской области приходится на Каргасокский - 38,3 %; Парабельский - 26,8 %; Александровский - 7,8 % (за счет добычи нефти) и г. Томск - 9,4 %.

Если рассматривать вклад различных отраслей в загрязнение воздуха, то видно, что основной вред атмосфере наносят предприятия нефтегазодобывающего комплекса.

Выбросы автомобильного транспорта в атмосферу составили 142 тыс. т. Выбросы автотранспортом загрязняющих веществ в городах Томской области составляют: Асино - 56 %; Колпашево - 59 %; Томск - 74,5 %; Стрежевой - 75,1 % от общих выбросов.

По сравнению с 2005 годом, в 2006 году наблюдалось увеличение загрязнения атмосферного воздуха на 6,5 %.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнений в контексте устойчивого развития обеспечивается, исходя из следующих положений:

  • минимизация выбросов на предприятиях и совершенствования оборудования пылегазоулавливающих систем;
  • совершенствование экономического механизма природопользования в части взимания платы за использование индивидуального автомобильного транспорта и специальной техники;
  • оптимизация дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • перевод автомобильного транспорта на экологически чистые виды топлива.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов