Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3 (128) > ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Экономика «созрела» для экологии

В мае в Томске прошла всероссийская конференция «Экология: проблемы и решения», которая собрала 250 участников из числа руководителей и сотрудников федеральных и региональных природоохранных служб, международных экологических организаций из Швеции и Великобритании, представителей предприятий промышленности, вузов, научно-исследовательских институтов, общественных организаций. В рамках этой же конференции прошло выездное заседание Общественной палаты РФ.

Поскольку конференция проходила после очередной серии заявлений на федеральном уровне о переориентации государственной политики на усиленное внимание к экологии, разговор шел во многом об этом. Не только в Томске, но и в Кемерове – на конференции, посвященной подведению итогов всероссийских Дней защиты от экологической опасности, в которых Кемеровская область стабильно занимает призовые места.

Владимир Михайлович Захаров, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологической политике и охране окружающей среды, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, глава Центра экологической политики и культуры:

– В настоящее время мы пришли к очень интересной ситуации, когда правительство, общественные структуры, например, такие как Общественная палата РФ, и структуры бизнеса имеют консолидированное мнение о необходимости принятия таких законопроектов как закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Раньше мы говорили о противостоянии в этом вопросе, в последнее же время и чиновники, и представители бизнеса в один голос настаивали на необходимости создания единого органа в области охраны окружающей среды. Потому что все понимают: в условиях единых правил игры работа станет и легче, и эффективнее. Хотя степень строгости законов, буквальности их соблюдения, и системы управления напрямую отражают уровень и состояние культуры населения. Когда мы начинали много лет назад, думалось: надо стать юристом, чтобы писать хорошие законы, применение которых сможет изменить ситуацию к лучшему. Потом под веянием времени и рыночной экономики думалось: только экономические меры могут дать реальный эффект. Сейчас стало ясно: только культура определяет отношение нации к охране окружающей среды. И все, что можно сделать на федеральном уровне – это принять хорошие законы, остальное нужно делать в регионах. А пока мы затянули процесс, который называется «подъем экономики любой ценой». Поскольку мы ее подняли, самое время теперь подумать об экологии как союзнике экономики, потому что только забота об экологии может обеспечить длительное устойчивое благополучное развитие бизнесу, надолго обеспечив для него ресурсы. Но мы пока не обеспечиваем такой подход, и все равно нужно двигаться именно в этом направлении.

Я третий год работаю в Общественной палате РФ, и итогом первого года было пленарное заседание палаты, посвященное вопросам экологически устойчивого развития России, где приняли очень короткую резолюцию с очень простым первым положением: внести в политику и идеологию страны экологическую тему. И мы можем считать, что в какой-то степени это произошло. И еще будучи кандидатом в президенты Медведев заявил, что экология становится одним из главных приоритетов страны. Да, этот приоритет еще не стал всеми осознанным. Но я считаю, что было бы наивно считать, что Дмитрий Анатольевич озвучил экологию в числе главных приоритетов, и мы должны под этим лозунгом ждать, когда же он сам этот приоритет и реализует. Ясно, что важных приоритетов в развитии России много, и от нас с вами зависит, что в плане экологии будет реально делаться. И главное – позиционировать экологию не как тормоз экологического развития, а единственный способ обеспечить грамотное долгосрочное здоровое развитие экономики. И в этом плане есть простое предложение: необходимо уменьшить затраты природных ресурсов и загрязнения на единицу конечной продукции, сокращение экологического ущерба должно стать условием дальнейшего развития. Для обеспечения этого условия нужно внедрять на производстве ресурсосберегающие технологии, а для контроля применять индикаторы устойчивого развития. Сейчас они разработаны в семи регионах РФ, включая Томскую и Кемеровскую области, но серьезно используют их как инструмент только томичи. И, конечно, необходимо принять законы о плате за негативное воздействие на окружающую среду, об экологическом контроле, о зонах экологического бедствия, об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта. И надо консолидировать наши усилия, через Общественную палату нужно работать в контакте с администрацией Президента. В противном случае нас просто не услышат.

ЦИТАТА В ТЕМУ

Из стенограммы встречи Дмитрия Медведева со студентами Санкт-Петербургского государственного университета 21 июня 2008 года:

ВОПРОС: Офицеров Михаил, я студент третьего курса. Дмитрий Анатольевич, интересующий меня вопрос касается абсолютно всех – он об экологии. Какие программы принимаются государством, либо, как минимум, планируются в целях сохранения экологии? Этот вопрос все чаще поднимается в средствах массовой информации и очень меня интересует.

Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги правильно подсказывают: Вы сдали экологическое право или это в режиме подготовки идет?

М.ОФИЦЕРОВ: Сдал.

Д.МЕДВЕДЕВ: Что получили?

М.ОФИЦЕРОВ: Четыре, кажется.

Д.МЕДВЕДЕВ: В Вашем ответе как раз и есть суть нашего до последнего времени отношения к экологии. «Тема важная? – Да. – Сдали? – Да.– Что получили? – Кажется, четыре». На самом деле, по моему глубокому убеждению, сегодня мы уже достигли того уровня развития экономики, государственных институтов, чтобы обратить внимание на экологическую проблематику. Потому что в 90-е годы ситуация была такой, что люди думали просто о выживании. Какая экология, если денег не платят! Сохранить бы рабочие места! В данном случае говорю не только о Санкт-Петербурге – говорю об огромной нашей стране, где во многих местах очень серьезная экологическая ситуация. В ряде случаев ситуация просто крайне неблагополучная, очень тяжелая. Но даже там в тот период эти разговоры затихли. Сегодня ситуация другая. И наш интерес к исполнению экологических обязательств, к исполнению экологического законодательства основан не на каких-то наших международных обязательствах, ни тем более на каких-то просто современных тенденциях в мире (это все важно, конечно) – мы просто выстрадали эту тему. Мы понимаем, что наша страна, несмотря на то, что она огромного размера, несмотря на то, что у нас огромное количество полезных ископаемых, огромные запасы воды (первые в мире – 20 процентов мировых запасов пресной воды), огромные запасы земли, – тем не менее, находится в угрожающем состоянии. И если мы не будем этим заниматься, то через десять – двадцать – тридцать лет мы можем оказаться в ситуации, когда значительная часть наших территорий будет не приспособлена для жизни. Это, может быть, очень жестко звучит, но это так. И ровно поэтому впервые за всю новейшую историю России – да и вообще, если честно говорить, впервые за российскую историю (в советский период этим тоже не ахти как занимались) – провели заседание Совета Безопасности страны по экологической проблематике. Такого никогда не было. Экология – вопрос безопасности, безопасности жизни всех нас. Поэтому считаю, Вам нужно обратиться в деканат и попробовать все-таки пересдать этот экзамен на отлично.

Источник: http://srv1.nasledie.ru/naslHTTP/cs/OUT_DOC/ID/453265

Сергей Мстиславович МАЛАХОВ, начальник Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (Росприроднадзор):

– Мы видим, как то внимание к экологии, которое было обещано еще в предвыборную кампанию Президента, начинает становиться реальным. Уже выходит ряд правительственных документов, которые подтверждают, что и президент, и премьер-министр, и правительство уделяют первоочередное внимание тем вопросам, которыми мы с вами занимаемся всю профессиональную жизнь. Почему это произошло? Может быть, экологическая ситуация в стране стала более тяжелой и это так привлекло внимание первых лиц государства? Наверное, нет. Просто недаром раньше говорили, что экология – это привилегия богатых. Сначала нужно встать на ноги, накормить, одеть, обуть население, дать ему крышу над головой, потом можно серьезно заняться охраной окружающей среды. Поэтому такой крен государственной политики в сторону экологии меня лично радует тем, что это косвенное признание того, что наша страна действительно вырвалась из остатков экономического кризиса и мы можем себе уже позволить серьезно обратить внимание на вопросы охраны окружающей среды. В название Министерства природных ресурсов добавили приставку «и экологии». Мы это уже проходили, и те, кто работает давно, помнят, что у нас было Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. Сейчас те же слова переставлены наоборот. Тем не менее впервые под одним ведомством собраны практически все существующие на сегодняшний день структуры, которые занимаются охраной окружающей среды. И разрешительная система, устанавливающая экологические нормативы, и надзорная служба – все под одной крышей. Это очень хороший признак. Потому что прежнее положение дел, когда один инспектор отвечал только за воду, другой – только за воздух и т.д. напоминала мне врача узкой специализации, например, ЛОРа, который у человека видит только ухо, а общее состояние организма и здоровья его не интересует. И еще одна важная наметившаяся тенденция, что за последние два года федеральные структуры и правительство начинают большую часть экологических вопросов передавать в ведение регионов. И мы давно об этом говорили: только власть региона может реально практически решать экологические проблемы. И я думаю, что это процесс уже не остановить.


«ЭКО-бюллетень ИнЭкА» поздравляет Сергея Мстиславовича Малахова с награждением медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» II степени.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов