Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3 (128) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Нормирование выбросов с использованием нормативов качества воздуха для растительности

В.А. Коплан-Дикс,
канд. географических наук, зам. директора по науке ФГУП «НИИ Атмосфера» (г. Санкт-Петербург)

Ухудшение экологической обстановки во многих промышленных странах, в том числе и в России, стало неоспоримым фактом и способствовало пересмотру экологических концепций охраны окружающей среды и разработке новых экологических нормативов качества природной среды, включая экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В 1984 году в России впервые были установлены экологические нормативы качества атмосферного воздуха для сохранения древесной растительности в районе музея-усадьбы «Ясная Поляна», направленные на пересмотр нормативов ПДВ предприятий Щекинско-Тульского региона.

СПРАВКА «ЭКО-БЮЛЛЕТЕНЯ»

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:

Качество атмосферного воздуха – совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха

Экологический норматив качества атмосферного воздуха – это критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду

ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда

С принятием Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999, Постановления Правительства Российской Федерации № 182, Федерального закона № 7-ФЗ ««Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 расширение существующей системы нормирования, опирающейся на санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, путем внедрения экологических нормативов качества атмосферного воздуха стало одной из актуальных задач. В настоящее время нормативно-методическая документация, касающаяся введения в действие экологических нормативов качества атмосферного воздуха и используемая в воздухоохранной деятельности, отсутствует.

С принятием Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в 1999 г. ФГУП «НИИ Атмосфера» были начаты исследования по разработке экологических нормативов качества атмосферного воздуха. Определена последовательность установления экологических нормативов:

  1. Выбор показателя состояния атмосферного воздуха.
  2. Формирование перечня контролируемых загрязняющих веществ.
  3. Определение территории применения экологического норматива.
  4. Выбор индикаторов для оценки состояния экосистемы.
  5. Оценка состояния экосистемы в зависимости от качества атмосферного воздуха по состоянию индикаторов.
  6. Составление оценочной шкалы.
  7. Установление величины экологического норматива качества атмосферного воздуха.

Работы по обоснованию перечня и величин экологических нормативов качества атмосферного воздуха должны проводиться отдельно для каждого субъекта Российской Федерации с привлечением специализированной организации и расходованием денежных средств.

Разработка экологических нормативов качества атмосферного воздуха осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха, направленные на сохранение естественных экосистем, природных комплексов разрабатываются для растительности, как наиболее чувствительного элемента экосистемы к загрязнению атмосферного воздуха, превосходящего чувствительность животных и человека, обладающего малой способностью к детоксикации поглощенных загрязнителей, специфической реакции на конкретные загрязнители.
  2. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха разрабатываются для конкретных территорий, естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов с учетом их ландшафтных, климатических особенностей, количественного и качественного состава промышленных выбросов.
  3. Перечень загрязняющих веществ, для которых разрабатываются и устанавливаются экологические нормативы качества атмосферного воздуха для конкретной территории субъекта Российской Федерации определяется, исходя из анализа выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от предприятий, расположенных в радиусе 100 км от данной территории, являющихся основными вкладчиками в загрязнение воздуха данной территории, и чувствительности растений к этим загрязняющим веществам; а также с учетом эффекта реакций нейтрализации и синергизма различных компонентов выбросов.
  4. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха разрабатываются на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В 2007 году с целью внедрения экологических нормативов качества атмосферного воздуха в систему нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории Российской Федерации силами ФГУП «НИИ Атмосфера» был подготовлен «Порядок разработки и введения в действие экологических нормативов качества атмосферного воздуха».

Для создания нормативно-методических основ использования экологических нормативов качества атмосферного воздуха при нормировании выбросов с учетом требований по сохранению особо охраняемых природных территорий, естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов начата разработка «Методического пособия по использованию экологических нормативов качества атмосферного воздуха при принятии решений об ограничении выбросов загрязняющих веществ с целью сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов».

Для выделения первоочередных территорий применения требований по ограничению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, исходя из необходимости соблюдения экологических нормативов качества атмосферного воздуха, планируется сформировать «Перечень объектов, для которых необходимо разработать экологические нормативы качества атмосферного воздуха» по данным от территориальных органов Ростехнадзора.

Возможность применения экологических нормативов качества атмосферного воздуха для нормирования выбросов загрязняющих веществ должна быть рассмотрена в первую очередь для:

1. Производств наиболее приближенных к источникам сырья, расположенным, как правило, на территории естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов, за исключением особо охраняемых природных территорий и др. природных объектов, на которых запрещается любая хозяйственная деятельность. К таким производствам можно отнести:

  • Добычу полезных ископаемых:

    Добыча, обогащение и агломерация каменного и бурого угля;

    Добыча и агломерация торфа;

    Добыча сырой нефти и природного газа;

    Предоставление услуг по добыче нефти и газа, которое включает в себя бурение, монтаж, ремонт и демонтаж буровых вышек;

    Добыча железных руд;

    Добыча руд цветных металлов;

    Добыча камня, известняка, мела, сланцев, песка, гравия и глины;

    Добыча минерального сырья для химических производств и производства удобрений.

  • Обрабатывающие производства:

    Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона;

    Производство нефтепродуктов;

    Производство цветных металлов;

    Другие подобные объекты.

2. Предприятий-природопользователей, являющихся основными вкладчиками в уровень загрязнения атмосферного воздуха, в зону влияния которых попадают естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы, а также особо охраняемые природные территории.

3. Предприятий-природопользователей или групп предприятий-природопользователей, расположенных в радиусе 100 км от особо охраняемых природных территорий или требующих сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов.

4. Крупных предприятий-природопользователей или групп предприятий-природопользователей, расположенных за пределами городской черты, вблизи которых имеются зоны по выращиванию плодово-ягодных, овощных и зерновых культур или имеющие другое сельскохозяйственное значение.

Для вышеперечисленных групп предприятий в первую очередь необходимо выполнить оценку воздействия выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух, почву и растительность, исходя из которой можно определить необходимость внедрения экологических нормативов качеств при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для того или иного предприятия.

Таким образом, создаваемые нормативно-методические документы должны стать основой развиваемой системы нормирования с учетом экологических нормативов качества атмосферного воздуха, установленных в первую очередь для растительности.

Территориями применения экологических нормативов качества атмосферного воздуха могут быть:

  • особо охраняемые природные территории, к которым относятся: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты;
  • естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы, являющиеся исконной средой обитания, местом традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, которые требуют сохранения с целью поддержания или восстановления растительности естественных пастбищ, мест выпаса скота, мест обитания охотничье-промысловых видов животных и птиц;
  • естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы, включая леса различных категорий, которые не принадлежат к особо охраняемым природным территориям, но имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, сельскохозяйственное и иное ценное значение для субъекта Российской Федерации.

Выбор элементов, для которых разрабатываются и применяются экологические нормативы качества атмосферного воздуха в соответствии с задачей сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов, производится, исходя из следующих принципов:

  • для особо охраняемых природных территорий экологические нормативы качества атмосферного воздуха устанавливаются:

    – для самого чувствительного к загрязнению атмосферы компонента экосистемы (вида растительности) особо охраняемой природной территории как для экосистемы в целом;

  • для других выделенных естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов экологические нормативы качества атмосферного воздуха могут быть установлены для одного из указанных ниже элементов растительного сообщества:

    – преобладающий вид растительности, произрастающий на выделенной территории;

    – вид, в сохранности которого есть заинтересованность, если его чувствительность превышает чувствительность основного или преобладающего в выделенном природном объекте вида растительности.

Как правило, крупные предприятия имеют налаженную систему мониторинга, включающую наблюдения за состоянием почв, растительности, поверхностных вод и атмосферного воздуха. Полученные в рамках мониторинга данные не только дают возможность оценить состояние отдельных природных сред, но и могут быть основой для решения других комплексных задач, включая задачу определения необходимости внедрения экологических нормативов качества атмосферного воздуха. Так по состоянию загрязнения почв мы можем определить тенденцию распространения загрязнения и наличие связи с загрязнением атмосферного воздуха.

Наличие зафиксированной информации о загрязнении почв, поражении растительности, жалобы жителей близлежащих районов говорят о том, что в районах размещения данных предприятий есть основания, чтобы рассмотреть вопросы, связанные с необходимостью установления экологических нормативов качества атмосферного воздуха.

Для решения поставленных задач основой могут служить как имеющиеся наблюдения, так и дополнительные наблюдения, перечень которых может быть определен после анализа всей представленной информации предприятием по имеющейся базе мониторинга.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов