Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3 (128) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Как увеличить уровень утилизации попутного нефтяного газа?

По данным Министерства природных ресурсов и экологии, в России ежегодно извлекается около 55-60 млрд куб. м попутного нефтяного газа (ПНГ), только четверть от этого объема отправляется в переработку, треть – порядка 20 млрд. куб. м. – просто сжигается. Объем сжигаемого газа сопоставим с запасами крупного месторождения, способного обеспечить газоснабжением крупный субъект РФ. Есть только два метода стимулирования нефтяных компаний на увеличение уровня утилизации ПНГ: законодательный и экономический.

Работа по выработке мер экономического стимулирования проводится Управлением государственного экологического надзора Ростехнадзора (Москва) совместно с ФГУП «Центр экологических программ» (Москва). В качестве экспертной организации в этой работе участвует Управление Ростехнадзора по Томской области. Что, конечно же, неслучайно, поскольку ежегодно на территории Томской области РФ добывается более 2 млрд. м3 попутного нефтяного газа, сжигается четверть от всего объема – более 520 млн. м3 (см. рис. 1), а доля платы за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ предприятий нефтегазового комплекса составляет 80 % в общем объеме поступлений (см. рис. 2, 3). Специалистами Управления Ростехнадзора по Томской области на примере предприятий нефтегазового комплекса ведется отработка коэффициента нерационального использования ПНГ, который можно будет применить для создания экономического механизма стимулирования повышения уровня утилизации ПНГ на территории РФ. Реализация этой программы может привести к увеличению платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании ПНГ на территории Томской области до 1 млрд.руб. Работа по данному направлению активно ведется с четвертого квартала 2007 года. До этого Управление Ростехнадзора неоднократно обращалось в Федеральную службу, ФГУП НИИ «Атмосфера» и Администрацию Томской области с целью актуализации и анализа проблемы отсутствия стимулов по утилизации ПНГ и значительных выбросов продуктов сгорания ПНГ на факелах в атмосферный воздух.

Рассказать о том, на какой стадии в данный момент находится разработка законодательных и экономических механизмов стимулирования утилизации ПНГ мы попросили Дмитрия Шрамова, ведущего специалиста-эксперта Управления Ростехнадзора по Томской области:

– В настоящее время уже есть альтернативный вариант внесения изменений в федеральное природоохранное законодательство. Первоначально был предложен следующий вариант: выпустить постановление Правительства РФ «О мерах по поэтапному сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» с целью предотвращения дальнейшего загрязнения окружающей среды выбросами загрязняющих веществ, образующихся при сжигании попутного газа и улучшения качества атмосферного воздуха. В частности, предлагалось установить, что с начала 2009 года плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сжигании на факельных установках свыше 15 % от добытого ПНГ (а с 2011 года – свыше 5 %), будет рассчитываться как за сверхлимитное загрязнение атмосферного воздуха в соответствии с пунктом 5 «Порядка определения платы…», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632.

При расчете платы за выбросы к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках ПНГ, будет применяться дополнительный коэффициент «нерационального использования ПНГ» (Кпнг ), равный 6.

Также Ростехнадзором планировалось внести в Правительство РФ предложения по внесению изменений в постановление Правительства от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в части введения мер, стимулирующих хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду и выполнению природоохранных мероприятий, а также утверждения закрытого перечня таких мероприятий.

Для того чтобы эта система заработала, необходимо внести изменения в постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», а именно – предусмотреть возможность учета дополнительных коэффициентов, стимулирующих хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду, путем увеличения платы за негативное воздействие.

В ответ на данные предложения Управление Ростехнадзора по Томской области в феврале 2008 г. подготовило отзыв, в котором основными предложениями были:

  1. Ввести поэтапное изменение в сторону увеличения коэффициента Кпнг с целью сгладить переходный процесс по увеличению платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании ПНГ на факелах и дать возможность предприятиям разработать реальные мероприятия, направленные на снижение объемов сжигания ПНГ.
  2. Учесть анализ результатов моделирования ситуации по увеличению платы за выброс при сжигании ПНГ на примере ОАО «Томскнефть ВНК» на территории Томской области. На основании результатов моделирования было показано, что резкое введение Кпнг и нового алгоритма расчета платы за выбросы при сжигании ПНГ на факелах приведет к увеличению платы за сжигание ПНГ ОАО «Томскнефть ВНК» в 7,3 раза (ориентировочно с 145,5 млн.руб. до 1242,7 млн. руб.). Данное увеличение необходимо выполнить постепенно, т.к. резкое увеличение платы за выбросы загрязняющих веществ от факелов не даст предприятиям возможности адаптироваться к изменениям и разработать мероприятия, направленные на утилизацию ПНГ.
  3. Рекомендовать предельное значение величины Кпнг не более 3,56, основанное на соотношении величины платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании ПНГ и «теоретически допустимом» выбросе ПНГ в атмосферный воздух без сжигания на факеле. Для этого была проведена работа по расчету осредненного состава сжигаемого ПНГ на факелах на территории Томской области.
  4. На территории Томской области осредненный состав газа следующий:

    СН4: 62,89 %

    С2Н6: 7,67 %

    С3Н8: 14,37 %

    С4Н10: 9,12 %

    С5Н12: 2,2 %

    С6Н14: 0,67 %

    С7Н16 и выше: 0,04 %

    СO2: 1,45 %

    N2: 1,59 %

    Н2S: 0 %

    Например, плата за выброс 1000 м3 ПНГ (состав осредненный) в атмосферный воздух без сжигания на факеле составит 79,78 руб. При сжигании того же объема ПНГ на факельной установке (сажевое горение) плата за выбросы ЗВ (продуктов сгорания ПНГ) составит 11,39 руб. Соотношение 79,78 руб. / 22,39 руб. = 3,56. Следовательно, установление Кпнг более чем в 3,56 «теоретически» может привести вообще к ликвидации стимула по сжиганию ПНГ на факелах.

  5. Внести изменения в Методику по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании ПНГ на факельных установках (СПб, 1998 г.) в части исключения «бессажевого» способа сжигания ПНГ, что на практике фактически не выполняется.
СПРАВКА «ЭКО-БЮЛЛЕТЕНЯ»

Попутный нефтяной газ (ПНГ) выделяется из нефти в ходе сепарации углеводородного сырья. В отличие от природных горючих газов, состоящих в основном из метана, ПНГ содержит значительное количество этана, пропана, бутана и др. предельных углеводородов, также в ПНГ присутствуют пары воды, а иногда и азот, углекислый газ, сероводород и редкие газы (гелий, аргон).

Большинство нефтедобывающих стран мира перерабатывают попутный нефтяной газ. В частности, ПНГ используется для выработки электроэнергии, например, путем строительства газотурбинных установок, что позволяет обеспечивать полную энергетическую автономность промысла. Также газ поставляется в газотранспортную сеть, отправляется на переработку, в том числе с использованием технологии GTL (переработки газа в жидкое топливо – прим. Ред.). Кроме того, существует технология обратной закачки ПНГ в залежи нефти для повышения нефтеотдачи или сохранения сырья для будущих поколений.

В большинстве стран, например, в США и Норвегии, существует прямой запрет на сжигание ПНГ. В 2004 году такая же мера принята Казахстаном.

Сжигание газа в факелах наносит ущерб окружающей природной среде продуктами сгорания и собственно несгоревшим газом – ежегодный объем выбросов составляет около 1,8 млн. тонн. Возможный суммарный эффект от переработки попутного нефтяного газа в Российской Федерации может составить около 10 млрд. долларов ежегодно.

Источник информации: Пресс-служба МПР России

Затем, в мае 2008 г. нам для рассмотрения была предложена альтернативная схема выработки мер стимулирования утилизации ПНГ, с которой Управление не согласилось и представило в Службу соответствующее обоснование. Новая схема имеет ряд отклонений от требований законодательства в области ООС и предусматривает процедуру «отложенных платежей». Фактически предлагается не взимать плату за сжигание ПНГ вплоть до 01.01.2011 (под гарантии разработки и выполнения программ по утилизации ПНГ природопользователями). Управление высказало мнение, что данные программы будут разработаны, но фактически не выполнены. Введение же в действие «отложенного платежа» с 01.01.2011 приведет фактически к банкротствам и невыплатам. Данный подход лишь усугубит ситуацию с проблемой сжигания ПНГ.

Информацией о том, какая из предложенных схем будет внедряться, мы пока не располагаем.

Мы считаем, что дополнительным стимулом повышения уровня утилизации ПНГ будет внесение в Правительство РФ предложений в части введения льгот по плате за негативное воздействие на ОС и дать возможность реализации порядка корректировки платы с учетом затрат средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с действующим законодательством, то есть предприятия будут иметь возможность компенсации финансовых средств, затрачиваемых на природоохранные мероприятия, в т.ч. мер по утилизации ПНГ.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов