Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (129) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Обзор перспектив обновления правовой базы

Сфера государственного экологического контроля сейчас находится в стадии активного системного реформирования, которое включает пересмотр структуры государственного экологического менеджмента и разделения полномочий между ведомствами, нормативов качества окружающей среды и экономических инструментов – платежей за загрязнение окружающей среды и стимулирование «чистых» производств. Какие законопроекты, касающиеся организации охраны окружающей среды, сейчас находятся в разработке и на стадии рассмотрения в Госдуме? Предлагаем вашему вниманию обзор, подготовленный по официальной информации Министерства природных ресурсов и Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также «анонсам», прозвучавшим в речи первых руководителей во время интервью для центральных СМИ.

К 1 октября в Госдуму должны быть внесены законопроекты, касающиеся введения обязательной экологической экспертизы при строительстве всех особо опасных промышленных объектов и новых норм допустимого воздействия на окружающую среду.

После вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» нормативы, закрепленные в законодательстве об охране окружающей среды, нуждаются в согласовании с технологическими нормативами, увязанными с конкретными технологическими возможностями и способами производства. Новые нормативы, по словам Натальи Комаровой, председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, «станут точкой отсчета для развития новых рыночных механизмов реализации экологического законодательства. Это система экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и ряд других экономических инструментов. Параллельно этим направлениям предстоит подготовить и принять закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также разработать методики расчета экологического ущерба и определения компенсаций за вред, нанесенный окружающей среде, и установить порядок возмещения этого вреда. Изменится и роль штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Они должны стимулировать бизнес к внедрению ресурсосберегающих «чистых» технологий и повышению эффективности производства. Мы предлагаем повысить размеры административных штрафов, возможно, даже в десять раз, поскольку очевидно, что взимаемые сегодня штрафы никак не бьют по карману загрязнителей. Другая сторона вопроса – это стимулирование и поддержка экологически ответственных предприятий. Здесь мы планируем установить налоговые преференции для организаций, внедряющих наилучшие существующие технологии. В частности, освободить эти предприятия от НДС на срок технико-технологического перевооружения основных производственных фондов, обеспечивающих энергоэффективность и ресурсосбережение.

В соответствии с требованиями Закона «Об охране окружающей среды» Правительству предстоит разработать и утвердить Порядок проведения государственного экологического контроля, а также перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль. После исключения муниципального экологического контроля из перечня видов экологического контроля субъекты Российской Федерации, имея собственные или делегированные федерацией полномочия в этой области, могут в установленном порядке передать некоторые из функций экологического контроля на муниципальный уровень, но уже не просто в виде обязанностей, а вместе с соответствующими финансовыми ресурсами».

Осенью же в Госдуму будет внесен законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами в РФ», который предусматривает создание национального оператора, ответственного за обращение отработанных ядерных отходов, отработанного ядерного топлива (ОЯТ), и механизм создания накопительного фонда. По данным «Росатома», в РФ хранится около 20 тысяч тонн ОЯТ и 600 миллионов кубометров жидких радиоактивных отходов, что на 90 % относится к последствиям работы оружейного комплекса. Также создана федеральная целевая программа ядерной радиационной безопасности. В рамках программы будет выделен 141 миллиард рублей на решение части проблем по утилизации и хранению ОЯТ.

На рассмотрении в Госдуме находится ФЗ «Об упаковке и упаковочных отходах», который предусматривает по отношению к производителям упаковки достаточно жесткие меры: размер налога должен покрывать затраты на утилизацию и переработку упаковки – называется цифра в 10 % отпускной заводской стоимости упаковки; производители упаковки и заводы, использующие эту упаковку, также будут платить сбор за негативное воздействие упаковочного мусора на окружающую среду; для контроля соблюдения закона будет создан Федеральный координационный центр по обращению с упаковочными отходами. Особо рассматривается возможность налоговых и иных стимулов для организаций, осуществляющих экологически безопасную утилизацию отходов и внедряющих наилучшие технологии.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов