Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (129) > СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Новые полномочия Росприроднадзора

В результате очередного этапа разделения функций между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в сфере природопользования, Росприроднадзор во многом выдвинулся на ключевые позиции. Как теперь распределяются полномочия между ведущими природоохранными ведомствами? Изменится ли штатная численность региональных управлений Росприроднадзора, планы проверок предприятий и условия их проведения? Эти вопросы мы задали Сергею Мстиславовичу Малахову, руководителю управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области.

– Сергей Мстиславович, в чем заключаются основные перемены?

– Согласно Постановлению Правительства РФ № 404 от 29 мая 2008 года « О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования перешли полномочия по контролю за соблюдением природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства. Полномочия по надзору за гидротехническими непромышленными сооружениями перешли от нас к Федеральной службе экологического, технологического и атомного надзора, а в Министерство сельского хозяйства – функции по контролю пожарной безопасности в лесах. Если до этого постановления у нас еще сохранялись некоторые полномочия в части экологической экспертизы объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, то теперь у нас нет каких бы то ни было полномочий в этом вопросе. Есть и перемежающиеся функции. Так, администратором платежей за загрязнение окружающей среды остается Ростехнадзор. Но выявляемые Ростехнадзором нарушения – нарушения в исчислении, неуплата и прочее – передаются к нам как к надзорному органу для вынесения решения о привлечении природопользователя к административной ответственности.

– Штатная численность как-нибудь изменилась?

– Нам передана штатная численность инспекторского состава Ростехнадзора, который занимался вышеупомянутой деятельностью, – 14 ставок, и теперь общая численность управления составила 58 человек, соответственно, численность сотрудников Ростехнадзора сокращена на 14 ставок. Но это де-юре, а когда изменения произойдут де-факто, точно сказать не могу. Мы под эти новые ставки подготовили соответствующее штатное расписание и предусмотрели создание специального отдела экологического контроля и надзора, который я хочу разместить в Новокузнецке, потому что здесь находятся основные загрязнители атмосферного воздуха и сосредоточены предприятия с многотоннажными отходами высокого класса опасности. У Ростехнадзора также большее число инспекторов работало на юге области, в Новокузнецке, – 9 человек, а на севере, в Кемерово, было всего 2 человека. По моему глубокому убеждению, хорошо подготовленных и опытных специалистов нельзя обрекать на безработицу.

– Как в связи с передачей новых функций изменился план проверок?

– План проверок мы скорректировали – такой приказ издал наш руководитель. Но учитывая, что это произошло в середине года, при корректировке плана пошли следующим путем. Во-первых, в комплексные проверки включили надзорные мероприятия по экологическому контролю. Чтобы было понятно, поясню на примере. Предположим, в третьем квартале мы проверяем Канско-Ачинский глиноземный комбинат (Белогорский нефелиновый рудник). По плану там были геологическая и водная проверки, а теперь туда добавится еще экологической контроль. Во-вторых, мы внесли в свой план те проверки, который Ростехнадзор запланировал на федеральном уровне, это дополнительно около тридцати проверок. Вопрос в том, когда федеральный центр утвердит штатное расписание, лимиты финансирования и определит правила игры. И пока вопрос с формированием штата открыт, мы выходим из положения за счет того, что в нынешнем составе управления Росприроднадзора по Кемеровской области есть несколько универсальных экспертов-экологов, которые могут осуществлять оперативный экологический контроль, не дожидаясь прихода новых инспекторов.

– Скорее всего, вопрос разделения функций будет пересмотрен неоднократно в связи с грядущими переменами в законодательстве?

– Конечно, в таких вопросах, как охрана окружающей среды, нужна общая концепция и такие документы, как, например, экологический кодекс. Но куда важнее документов, носящих декларативный характер, законодательство прямого действия, где четко расписаны требования к предприятиям, порядок их установления и контроль за соблюдением. И совершенно ясно, что если мы хотим иметь действенную систему государственного контроля, то чем реже будут происходить изменения в законодательстве и перетасовка полномочий, тем лучше будет качество контроля и надзора. Потому что каждый раз нужно заново готовить людей и приводить в порядок систему работы, а за один день этого не сделаешь.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов