Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (129) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Разъяснение учащимся роли экологии в экономике

И.С.Захаров,
доц. каф. Инженерной защиты окружающей среды, Санкт – Петербургский государственный электротехнический университет

Системное преподавание экологии предполагает разъяснение ее экономических аспектов. Практика показывает, что это сразу повышает мотивацию восприятия предмета, когда учащиеся начинают узнавать, как разнообразно влияет экология на нашу жизнь и экономику.

Эта точка зрения находит поддержку не только среди ученых, но и бизнесменов Северо-Запада [1]. Прежнее понимание экологии, как «чистой науки» о природе, стремительно устаревает, на смену приходит представление, что экология тесно связана с бизнесом, политикой, геополитикой, наукой и обороной и в целом с государственным строительством. Именно так она понимается в ведущих западных странах [2].

Мировая экология выступает в трех формах, которые в России имеют одинаковое название, а за рубежом – разные.

  1. Экология как наука, отрасль биологии (ecology).
  2. Экология как мировоззрение (philosophy – философия).
  3. Экология как социально-экономическая технология устойчивого развития общества (environment – окружающая среда).

Формы различаются целями: у экологии-науки – поиск законов взаимодействия организмов со средой и между собой, для экологии-мировоззрения – выработка философских концепций взаимоотношения человека и природы, для экологии-технологии – обеспечение защиты среды и одновременно экономического лидерства.

Экологическая технология является заказчиком научных и философских работ, использует их для решения экономических и политических задач и на основе научных достижений вырабатывает новые социально – политические технологии.

Взаимосвязь между формами экологии будет легко понятна учащимся, если проиллюстрировать ее простым примером: главным национальным координатором экологических программ в США является EPA (Environmental Protection Agency – Агентство по охране окружающей среды). Агентство появилось в США в результате мировоззренческой революции в обществе, которую произвели ученые-экологи.

Главным мировоззренческим тезисом экологии стало выявление органического единства: физико-химического, биохимического и генетического – всех форм живого вещества (животных, организмов, человека).

Следствием единства является вредность для человека тех факторов, которые вредны для других форм живого.

Это означает, что человек не может без вреда для себя использовать в хозяйстве гербициды, антибиотики, инсектициды, дефолианты, токсиканты. Соответственно потребовались заменители множества прежних товаров, используемых человеком в производстве, сельском хозяйстве и в быту, что создало стимул для обновления рынка на основе государственного регулирования, но не цен, а нормативов содержания вредных веществ в товарах.

Агентство подготавливает законы для президента и Конгресса. Форма агентства, т.е. структуры посредника, была выбрана для наиболее удобной координации инициатив научных и общественных организаций, физических и юридических лиц. Агентство возглавляют со дня его основания опытные юристы, для выработки национальной политики оно работает в тесном контакте с министерствами и департаментами. Агентство раздает гранты и субсидии на научные работы. Годовой суммарный бюджет EPA – свыше $20 млрд. В его 10 региональных офисах и 17 лабораториях работает более 18 тысяч сотрудников.

Экономические и политические интересы ведущих держав очень тесно увязаны в экологических программах с научными и нередко доминируют над последними. Экология как технология – прагматичное направление и характеризуется национальным и корпоративным эгоизмом, что является нормальным явлением в рыночной экономике.

Экология выполняет множество функций в рыночной экономике и в ее развитии прослеживаются не только позитивные, но и негативные тенденции для России, с которыми полезно познакомить учащихся (Табл.1).

Таблица 1. Функции экологии в рыночной экономике.
Функция Механизм
обеспечения
«+» – тенденции «-» тенденции
Экономия и возврат ресурсов Менеджмент отходов: увеличение цен на сырье и энергию, создание технологий сбережения материалов и энергии Сырьевая и энергетическая независимость государства, уменьшение средств на разработку месторождений и транспортировку сырья Перекупка высоко чистого сырья богатыми странами, передел рынка высоко чистого сырья («сырьевые войны»), зависимость занятости в сырьевых регионах от зарубежных ресурсосберегающих технологий
Воспроизводство рынка товаров широкого потребления Экологический менеджмент: выработка ЭМСА товара за счет поиска новых источников опасности для здоровья человека и живого Предотвращение кризиса перепроизводства традиционных видов товаров, формирование рынка новых товаров Формирования искусственного невроза и психоза в обществе по поводу загрязнения среды
Воспроизводство рынка технологий Создание рынка очистных технологий и контрольных приборов Развитие химии, машиностроения и приборостроения Уменьшение рентабельности производства за счет расходов на очистку, международное лоббирование сбыта дорогостоящей экологической аппаратуры
Оценка недвижимости Экологический аудит Связь стоимости недвижимости и экологического качества среды и производства Возможность использования результатов аудита для спекуляции недвижимостью и недобросовестной конкуренции
Инвестиционная политика Связь возможностей финансирования с результатами экологического аудита Возможность закрытия или модернизации грязных производств за счет регулирования инвестиций на основе экологического аудита Возможность разрушения важных отраслей для развития страны за счет прекращения инвестиций, после экологического аудита. Избирательная политика предоставления средств для модернизации производства, определяемая интересами конкурентов
Управление рынком Введение государственных нормативов содержания вредных веществ в товарах и стоках производств, изменяющих ЭМСА товаров за счет стимулирования конкуренции Упорядочивание темпов смены товаров, пропорциональное развитие отраслей промышленности в условиях свободной конкуренции Усиление бюрократизации управления за счет появления нового типа «экологической бюрократии»
Стабилизация финансов Увеличение оборота капитала (за счет расширения спроса) без дополнительной эмиссии Снижение темпов инфляции Усиление валют индустриальных государств по сравнению с сырьевыми
Поддержание уровня монополизма Экологическая государственная экспертиза крупных проектов Накопление финансовых ресурсов для долгосрочных проектов, контроль государства над важнейшими отраслями Недопущение капиталов стран «третьего мира» в промышленность и строительство индустриальных держав
Защита рынка Экологическая сертификация товаров Возможность расширения рынка для собственных производителей Недопущение на западный рынок товаров стран третьего мира
Ликвидация конкурентов Международные экологические соглашения по экологическому качеству товаров Приближение экологических стандартов отечественной продукции к мировым Вытеснение отечественных производителей даже с внутреннего рынка
Развитие науки Постановка задач и стратегий поиска ЭМСА товаров Пропорциональное развитие науки за счет привязки финансирования к рыночным процессам Коммерциализация науки, порождение недоверия в обществе к научным результатам и прогнозам
Развитие образования Подготовка специалистов по поиску ЭМСА товаров в разных областях хозяйства Пропорциональное развитие системы высшего образования Воздействие негативных экологических прогнозов на несформировавшуюся психику молодежи
Развитие СМИ, рекламы Трансляция ЭМСА товаров Создание новых событий для СМИ, экологическое просвещение населения Возможность информационного манипулирования психикой населения, доведение его до отчаяния или апатии
Стратификация электората Выделение из различных слоев страт, поддерживающих экологические движения Объединение людей из разных социальных слоев во имя охраны среды Политизация экологических движений, предпочтения популизма рациональной экологической политике
Демографическая стабильность Перенос выявленных зависимостей роста популяций на общество. Регулирование величины средней суммы затрат на выращивание ребенка, определяющей среднюю рождаемость Выявление новых возможностей рационального потребления ресурсов населением на примере природных сообществ. Связь рождаемости с экономическим развитием государств Заинтересованность международных экологических организаций в депопуляции стран третьего мира, пропаганда «научного» обоснования депопуляции
Геополитическая стабильность Международный контроль за всеми акваториями мира с помощью международного экологического морского права Отсутствие опасности передела мира за счет передела акваторий и морских торговых путей Использование экологического морского права для конкурентной борьбы держав и фирм за морские торговые пути

Основным глобальным механизмом взаимосвязи экологии и экономики является ресурсная проблема, так как для увеличения производства товаров, быстро выбрасываемых до физического износа, необходимо возобновлять запасы сырья и энергоносителей и проблема расширения спроса за счет выработки новых экологических мотиваций смены ассортимента (ЭМСА) товара потребителями.

Экологичность (ЭМСА) товара может быть отражена простой формулой:

ЭМСА= экономичность + безопасность для человека и природы.

Если не объяснить механизма взаимосвязи экологии и бизнеса, учащимся будет абсолютно не понятно внимание к экологии в мире и существование таких форм охраны природы, как экологический аудит, экологическая сертификация, не ясна полемика вокруг проблем глобальной экологии.

С развитием экологии тесно связана концепция природопользования, близкая к энвайронментализму, предназначенная для создания социально-экономических механизмов решения экологических проблем.

Наиболее важным механизмом является обеспечение экономики необходимыми ресурсами. Для этого в американских учебниках [4] при обучении природопользованию студентов знакомят со следующими важнейшими положениями:

  1. С мировыми запасами нефти и газа и картельным соглашением стран ОПЕК, регулирующим добычу и цену нефти;
  2. С зависимостью, связывающей рост цен на товары при подорожании топлива;
  3. С необходимостью создания стратегических запасов в США, куда отчисляются по 30 млн. баррелей нефти в сутки;
  4. Со странами, откуда США получают ресурсы, (в первую очередь, стратегические) процентом импорта ресурсов из этих стран. (Табл. 2).


Таблица 2. Достоверные запасы нефти [3].
Страна Запасы в млрд т.
1980 1996 2001
Саудовская Аравия 23,78 37,02 37,53
Ирак 4,42 15,96 16,07
Объединенные Арабские Эмираты 4,20 13,14 13,97
Кувейт 9,80 13,35 13,79
Иран 8,30 13,24 13,30
(СССР) Россия (9,60) 6,99 8,03
Венесуэла 2,56 9,28 11,10
Мексика 4,47 6,99 3,85
США 4,81 3,23 3,15
Китай 2,90 3,44 3,43

К сожалению, в отечественных учебниках долгое время не объяснялись экономическое значение и цена ресурсов. Это громадный пробел в экологическом и природоохранном образовании в России.

Надо объяснять студентам, что бизнес и инвестиции ориентированы не на потенциальное наличие ресурсов, но, главным образом, на достоверно измеренные ресурсы нефти (Табл. 2.). Запасы нефти могут не только уменьшаться при эксплуатации, но и возрастать за счет разведки. Добыча нефти при любых объемах ресурсов может финансироваться только в случае, если она будет рентабельной, ниже себестоимости. Поэтому учащиеся должны понимать, что себестоимость нефти в России в 4-5 раз выше ближневосточной. Несмотря на то, что богатство России велико, имеется очень мало месторождений с измеренными рентабельными полезными ископаемыми.

Следует обратить внимание учащихся на то, что уголь является не только топливным ресурсом, но и важнейшим восстановителем металлов из оксидов: без угля невозможна выплавка железа, меди.

Существенным фактором стоимости ресурсов является их энергоемкость. Самым энергозатратным является производство первичного алюминия – свыше 20 тысяч кВт на тонну. Поэтому все страны заинтересованы в переработке алюминиевой тары. Сбор алюминиевых банок только за 1980 г. позволил США сэкономить 10 млрд кВт.-часов электроэнергии.

Немаловажной темой для обучения студентов является анализ причин потребности экономики США в тех или иных видах металлов, которые, согласно Проекту национальной безопасности США, должны быть обеспечены при любой политической ситуации. Например, значащийся среди главных видов материалов кобальт – составляющая ракетных сплавов (о чем прямо пишется в американском учебнике); кадмий – материал покрытия авианосцев против морского тумана. Важнейшим компонентом любых сталей является марганец. Такой подход позволяет привязать обучение экологии и природопользования к насущнейшим проблемам национальной экономики.

К материалам, импорт которых должен быть обеспечен в США при любой политической ситуации, отнесены: колумбит, промышленные алмазы, природный графит, слюда, стронций, магнезит (марганец), бокситы и алюминий, кобальт, тантал, хром, плавиковый шпат, никель, асбест, олово, известняки, сода, кадмий, рутил, галлий, серебро, цинк, вольфрам, сурьма, ртуть, золото, железная руда, чугун и сталь, кремний, ванадий, титановая губка, медь. Значение каждого из этих материалов для технологий, экономики и безопасности США объясняется студентам преподавателями в курсе природопользования (энвайронментализма).

Поэтому студенты США имеют представление о связи ресурсов с потребностями экономики и внешней политикой государства, обеспечивающей бесперебойную работу предприятий и экономический рост.

Некоторые примеры распределения импорта приведены в Табл. 3.

Таблица 3. Импортная зависимость США (в процентах к потреблению) [4].
Виды сырья и материалов Основные источники в 1981-82 гг.
Колумбит Бразилия (7), Канада (6), Таиланд (6)
Промышленные Алмазы ЮАР (61), Заир (14), Бельгия-Люксембург (8),
Великобритания (6)
Природный графит Мексика (60), Корея (12), Мадагаскар (5), Китай (5)
Слюда Индия (8), Бразилия (11), Мадагаскар (4)
Стронций Мексика (99)
Магнезит
(марганец)
Руды: Габон (32), ЮАР (24), Австралия (18), Бразилия (15)
Ферромарганец: ЮАР (42), Франция (25), Мексика (7)

Важно, чтобы учащиеся экономически понимали проблемы переработки ресурсов: вторичное сырье – не даровое, его рециклинг (возврат в рыночный цикл) должен учитывать издержки на доставку вторичного сырья и размещение на свалках.

Подобная системность рассмотрения экономических аспектов позволяет обучить студентов более глубоко анализировать причины и следствия экологических кампаний, видеть интересы многих групп: бизнесменов, политиков, финансистов, чиновников, ученых, студентов, работников СМИ. Это показывает, что экология поддерживается очень большим числом социальных слоев и страт, это не временное явление, а закономерно развивающийся процесс. В экологических кампаниях больше выигрывают индустриальные страны и проигрывают сырьевые, поэтому превращение своей страны в сырьевую колонию экологически и экономически бесперспективно.

При решении экологических задач требуется не только защитить природу, необходимо поддержать позитивные экономические тенденции и одновременно ослабить негативные. Можно привести такой пример: безработные, оставшиеся без куска хлеба после закрытия «грязного» производства, не будут беречь среду, а начнут истреблять биоресурсы. Цивилизованный путь развития, который выбрал весь мир, – работающее производство и одновременно обеспечение чистоты среды.

Далее полезно показать учащимся, как достигаются решения подобных задач.

Например, обратить их внимание на то, что при включении компьютерных мониторов класса Energy Star на них появляется надпись EPA Pollution prevented («загрязнение предотвращено»), что означает сертификацией EPA компьютера, как «зеленого компьютера» по заданным параметрам энергопотребления, шумам и содержанию вредных веществ одновременно решает несколько задач:

  • Снижает единичные энергозатраты массового товара (200 млн. штук в мире, темп смены модели в среднем 2 года);
  • Уменьшает опасность загрязнения среды при быстром темпе смены товара и соответственно необходимости утилизации;
  • Снижает шум в помещении от работающих компьютеров;
  • Создает необходимость выработки стандартов энергопотребления и излучения шума, создания специальных служб контроля и аппаратуры;
  • Создает стимул для выработки новых технологий;
  • Активизирует научное исследование ресурсов экономии энергии при работе компьютеров, в частности по созданию программ менеджера питания, оптимизирующего потребление;
  • Способствует появлению новых специализаций инженеров по «зеленым компьютерам»;
  • Создает стимул для конкуренции фирм-производителей компьютеров;
  • Создает барьер для иностранных марок компьютеров, не аттестованных EPA, как «зеленые».

Разработка системной экологической политики требует создания целой иерахиии организаций, которые обеспечивают ее проведение. Как правило, учащиеся знакомы только с массовой организацией «Гринпис»(GreenPeace), слабо представляя ее место и роль в рыночной экономике и ничего не знают о деятельности даже EPA, не говоря уже о других структурах.

Логика продвижения товаров на международный рынок требует создания следующих типов экологических организаций:

  1. «Национальные координаторы» организации экологических кампаний (пример – EPA);
  2. Организации, объединяющие специалистов в области охраны среды (пример – WEF – Water environment federation – природоохранная федерация контроля вод).

    В ее составе более 100 тысяч специалистов в области качества воды, она включает в себя 79 ассоциаций в 32 странах мира;

  3. Ассоциации, объединяющие бизнесменов, юристов, ученых, руководителей СМИ для лоббирования и координации интересов крупных фирм (пример: ITOPF – международная федерация владельцев танкеров для борьбы с загрязнением среды);
  4. Международные координаторы в области экологии для транслирования интересов фирм и государств за пределы страны, подготавливающие базу для экономической экспансии (Различные международные советы по качеству продукции и среды);
  5. Массовые организации для ведения экологической пропаганды и обработки общественного мнения по заказам государств или фирм (Гринпис).


Следует объяснить учащимся, что с помощью только массовых организаций невозможно проведение скоординированной природоохранной политики. В этом случае массовые манифестации приводят к хаосу и дезорганизации, разорению отечественной промышленности, массовой безработице.

Научные задачи биоэкологии тесно взаимосвязаны с задачами социально-экономической технологии охраны среды (природопользования – environment), но экономическая роль этих исследований редко обсуждается в отечественных учебных пособиях, хотя хорошо заметна в зарубежных [5].

Примеры выявления ЭМСА товаров в экологических исследованиях:

  • Исследование потребления энергии экосистемой – позволяет выявить новые ЭМСА товаров для сбережения энергоресурсов;
  • Анализ пищевых цепей – позволяет выявлять цепочки биообъектов, затронутых экологическим фактором и ЭМСА цепочек товаров, связанных с этими биообъектами;
  • Исследование развития популяций – используется для прогнозирования влияния лимитирующих факторов на демографическую ситуацию и выработки ЭМСА товаров для регулирования рождаемости (включая товары СМИ и рекламы);
  • Глобальная экология («озоновые дыры», «парниковый эффект», «ядерная зима») – используется для модернизации целой группы технологий, затрагиваемых экологическим фактором (приводимых в Приложениях к экологическим протоколам), выработки комплекса ЭМСА товаров, основанных на технологиях, попадающих под действие экологического фактора. Присоединение к глобальным соглашениям означает необходимость разработать новые технологии или купить их за проданные товары.


Необходимо проиллюстрировать учащимся обратную связь: экологическая наука – технология – государственное управление, мировоззрение.

Экологи оценили, что наибольшую биопродукцию дают эстуарии (русла рек, прибрежные воды). Ранее природоохранным законодательством было охвачено лишь рыболовство, в то время как эстуарии, являющиеся кормовой базой моря, возможно было загрязнять сточными водами.

Специалисты по охране среды внесли проект закона о защите земель побережья, на него не распространяется обычное право о земельной собственности. Был также издан закон о руслах национального значения.

Педагоги, формирующие экологическое мировоззрение молодежи, теперь обязаны знакомить зарубежных учащихся со всеми руслами рек своей страны.

Эти знания требуются для того, чтобы население, которое будет определять целесообразность строительства и размещения производств на побережье рек, осознанно поддерживало экологическую политику, понимая особую ценность эстуариев.


Знакомство с экономическими аспектами экологии позволяет повысить мотивацию у учащихся, способствует выработке умения взаимовыгодно решать государственные задачи, уничтожает базу для экологического экстремизма, приучает к пониманию реализации любой проблемы с помощью грамотно созданных экономических структур. Эти разделы могут преподаваться как в курсе общей экологии (во вступительной лекции), так и в любом курсе охраны среды.

Литература:

  1. Захаров И.С. Функции экологии в рыночной экономике / МОСТ, 1999 г., N6, стр.16-17.
  2. Захаров И.С. Чтобы не наступать на грабли в экологии, нужно изучать мировой опыт / МОСТ, 1999 г., N11, стр. 66-68.
  3. Воронина Н.В. Мировой рынок нефти: тенденции развития и особенности ценообразования // http://www.cfin.ru/press/practical/2003-10/05.shtml
  4. Том Титенберг Экономика природопользования и охрана окружающей среды. М. «Олма-пресс», 2001 г.
  5. Одум Ю. Экология / М.1985 г.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов