Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (129) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Знания по экологии региона в школьной программе

Основными условиями для внедрения идей сохранения биологического разнообразия в сознание общества является их включение в содержание общего школьного и дополнительного образования на региональном, краеведческом уровне. Это требует разработки специальных учебно-методических пособий и дополнительной литературы. Учеными и педагогами Кемеровской области был разработан, опубликован и апробирован комплект региональных учебно-методических пособий и дополнительной литературы по биологическому разнообразию и его сохранению в Таштагольском районе. Работа была выполнена в ходе реализации проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона» в рамках подпрограммы «Разработка образовательных блоков, включающих вопросы сохранения биоразнообразия, в школьные общеобразовательные программы на примере Таштагольского района Кемеровской области».

Комплект включает книги по животному и растительному миру, экологии, традиционным видам природопользования, экологическому туризму, красную книгу Таштагольского района и комплект плакатов по редким охраняемым животным и растениям Кемеровской области. Ориентир на юг области – Таштагольский район – объясняется тем, что на его территории, в Горной Шории, наряду с развитием тяжелой промышленности сосредоточена развитая туристическая инфраструктура – это место паломничества любителей горнолыжного спорта и здесь располагается Шорский национальный парк.

«Наш дом – Горная Шория»: учебное пособие

Коллектив авторов (А.Н. Куприянов, А.Н. Садовой, В.В. Поддубиков, М.В. Белозерова, Ю. А. Манаков, М.А. Мишов, Н.В. Скалон) представлял следующие организации: Институт экологии человека СО РАН, Лабораторию этносоциальной и этноэкологической геоинформатики, Институт угля и углехимии СО РАН, Кемеровский государственный университет.

В учебном пособии представлены вопросы экологии, природопользования, охраны биологического разнообразия с привлечением эколого-краеведческого материала. Рассматриваются вопросы антропогенного воздействия на природные системы, структура основных биогеоценозов, деятельность международных организаций и администрации Кемеровской области по охране природы.

Путешествие с растениями по Горной Шории/ Куприянов А.Н., Манаков Ю.А.

В книге собраны наиболее яркие и типичные представители флоры Горной Шории. В связи с небольшим объемом в книге помещен лишь 161 вид растений, произрастающих в этом районе, но для каждого вида приведена оригинальная фотография, рисунок и краткое описание. Все это дает возможность узнать растение в природе.

Животный мир Горной Шории/Скалон Н.В.

Пособие представляет собой региональный компонент содержания по зоологии для Таштагольского района Кемеровской области, а также может быть использовано при изучении животного мира Кузбасса.

Азбука экологического туризма /Куприянов А.Н., Манаков Ю.А., Салагаев А.Ф.

Цель этой книги – в доступной форме рассказать начинающим путешественникам об основных принципах экологического туризма, основах безопасности в походе, о биологическом разнообразии и способах сохранения природы. Эта книга может служить справочником по экотуризму для любой семьи, впервые отправляющейся в поход.

О необходимости обучения основам экологического сознания и культуры в рамках школьной программы говорилось с 1992 года, но федеральные учебники по экологии в основном представляли из себя более углубленный вариант изучения биологии, перегруженный узкоспециальными, невостребованными в повседневной жизни знаниями. Задача же экологического образования в школе – формирование экологичного образа жизни у обучающихся.

После апробаций учебных пособий в пяти школах Таштагольского района результаты опроса, обобщившего данные 1420 анкет учащихся 5-11 классов, показали, что 70 % учащихся освоили экологически грамотное поведение.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов