Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (130) > МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Экономические перспективы регулирования квот парниковых газов

П.С. Харлашин, д.т.н., профессор, Е.В. Протопопов, д.т.н., профессор, А.Е. Стрижак, С.Х. Кулбанов, А.Н. Яценко (Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь, Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, «АйПиМалтиКом», г. Киев)

Изменение климата – одна из наиболее широко обсуждаемых проблем в современном мире. Этой проблеме посвящены ежедневные публикации в газетах и журналах, телевизионные передачи, дискуссии ученых, выступления политиков.

Популярность этой темы не только среди ученых, но и широкой общественности связана с тем, что климатические изменения могут так или иначе затронуть каждого жителя Земли.

Практически все ученые согласны, что современное повышение температуры связано с увеличением концентрации в атмосфере так называемых парниковых газов, в первую очередь СО2. Вместе с тем существуют разные точки зрения на причины увеличения этой концентрации. Некоторые специалисты предполагают, что это связано с естественными причинами, но большинство объясняет увеличение концентрации антропогенной деятельностью, особенно сжиганием ископаемого топлива.

Учет выбросов принято называть разработкой кадастра выбросов и стоков. Однако часто используется понятие «инвентаризация». Также, когда говорят о выбросах, имеют в виду учет и поглощение СО2 наземными экосистемами. В тех концентрациях, которые наблюдаются в атмосфере, парниковые газы не оказывают прямого вредного влияния на здоровье человека. Поэтому контроль ведется не за концентрацией газа около предприятия, а за абсолютным значением выброса в течение длительного времени, обычно за год. Не имеет значения, был ли это залповый выброс или постепенная эмиссия. Выброс за год – это вклад источника выбросов в глобальный парниковый эффект. Именно глобальный, так как парниковые газы долго находятся в атмосфере и хорошо там перемешиваются. Ни глобальный, ни региональный эффект не зависит от места выброса. Большое значение имеет кумулятивное действие всех парниковых газов, то есть суммарный парниковый эффект, вызванный тем или иным источником. Поэтому данные инвентаризации выражаются в единицах СО2 эквивалента, а результирующее действие всех выбрасываемых газов получается как взвешенная сумма выбросов отдельных газов с весами, отражающими их парниковый эффект. За единицу принят эффект от СО2. Выбросы остальных газов умножаются на определенные коэффициенты глобального потепления (ПГП). При этом РКИК рассматривает ПГП с так называемым 100- летним горизонтом осреднения. Это означает, что сравниваются эффекты от выбросов 1 т того или иного вещества за 100 лет. Для метана ПГП равен 21, для оксида азота – 310, для SF6 – 23 900. Это означает, что выброс 1 т метана эквивалентен выбросу 21 т СО2.

Список парниковых газов, подлежащих инвентаризации по Киотскому протоколу, включает: двуокись углерода (CO2) и метан (CH4), оксид азота (N2O), перфторуглероды (ПФУ), гидрофторуглероды (ГФУ) и гексафторид серы (SF6). По мере синтеза и использования новых ГФУ и ПФУ список будет дополняться. Водяной пар – самый распространенный парниковый газ – исключен из данного рассмотрения, так как нет данных о росте его концентрации в атмосфере (то есть связанная с ним опасность не просматривается). Озоноразрушающие вещества (хлорфторуглероды, галогены, метилхлороформ, тетрахлорид углерода), которые также дают небольшой парниковый эффект, здесь не рассматриваются, поскольку они подлежат учету и запрещены к использованию в связи с выполнением странами обязательств по Монреальскому протоколу.

В подавляющем большинстве случаев выбросы от источника не измеряются, а рассчитываются по данным о потреблении топлива и производстве продукции (если ее производство ведет к выбросам парниковых газов) и т. п. В самом общем виде расчет строится по схеме: (данные о какой-либо деятельности, например, о сжигании топлива) – (коэффициенты эмиссии) = выбросы. Международные методики дают прежде всего значения коэффициентов эмиссии. При этом подчеркивается, что при наличии соответствующих национальных коэффициентов их следует использовать вместо международных.

Возможности применения рыночных механизмов для решения природоохранных задач исследуются уже более 20 лет. Согласно экономической теории, механизмы, основанные на создании рыночных стимулов для снижения загрязнения окружающей среды, во многих случаях оказываются гораздо более эффективными, чем традиционные подходы (например, нормирование выбросов, платежи за загрязнение).

Одним из наиболее перспективных рыночных подходов к охране окружающей среды является механизм ограничения суммарных выбросов и торговли квотами.

Существуют различные модели торговли квотами на выбросы, но наиболее распространенными являются следующие два подхода:

  • Торговля сертификатами (кредитами), полученными за снижение выбросов. Если предприятие добилось снижения выбросов (например, от реализации инвестиционного проекта), оно получает специальный сертификат от уполномоченного агентства и разрешение на его продажу. Покупатель приобретает такие сертификаты для выполнения своих обязательств по ограничению выбросов, если собственные меры обойдутся ему дороже.
  • Торговля квотами. Каждый источник выбросов, расположенный на определенной территории и подпадающий под требования снижения загрязнения, получает определенное количество квот (равное, например, его текущим выбросам) и возможность покупать и продавать квоты на рынке. В конце отчетного периода он должен иметь достаточное количество квот для покрытия своего реального выброса за установленный период. В противном случае источнику выбросов грозит внушительный штраф.

Как правило, квоты используются предприятиями для покрытия реальных выбросов. В случае превышения фактических выбросов над количеством имеющихся у предприятия квот оно должно купить недостающие квоты у другого предприятия или просто на рынке. В противном случае вступают в силу штрафные санкции (ставка штрафа значительно превышает цену квот) и даже уголовная ответственность за невыполнение природоохранного законодательства.

Важным свойством, присущим системе торговли квотами, является избирательность ее действия. Например, при переходе с этилированного бензина на неэтилированный система торговли может обеспечить гладкость этого процесса без чрезмерных потерь, связанных с преждевременным выбыванием оборудования, которое еще может работать, или потерь, связанных со скачкообразным изменением цен.

При создании системы торговли квотами на выбросы необходимо учитывать особенности природоохранной проблемы, которую следует решить. Также важно детально проанализировать, какие экономические стимулы создаст рынок квот для предприятий, насколько они будут соответствовать целям избранной экологической политики и насколько эффективным может стать сам рынок.

Что касается выбросов парниковых газов, то большинство из них не оказывает локального отрицательного воздействия на людей, экосистемы и т. д. и действительно не важно, в какой стране осуществляются выбросы, поскольку все они в конце концов оказываются в атмосфере и влияют на глобальный климат. Поэтому система ограничения суммарных выбросов и торговли квотами является наиболее привлекательным механизмом, который создает действенные стимулы для разработки и внедрения эффективных и экологически чистых технологий в глобальном масштабе.

Перспективы развития рынка квот на выбросы парниковых газов на ближайшие годы связаны прежде всего с вступлением в силу и выполнением Киотского протокола.

Отказаться от борьбы с изменением климата мировое сообщество уже не может, а значит, ограничения на выбросы парниковых газов неизбежны. Другой вопрос, какими будут эти ограничения для стран и предприятий. Представляется, что рыночные механизмы как наиболее эффективные для решения этой глобальной задачи все равно будут задействованы. Он будет существовать даже при использовании других методов ограничения выбросов, например, за счет жестких технологических стандартов, нормативов выбросов и налогов на энергию, чему посвящено немало исследований во многих странах, в том числе и в Евросоюзе.

По имеющимся оценкам, потенциальный спрос на углеродные квоты в период 2008 – 2012 гг. составит до 700 млн. т СО2 в год (без США). В то же время потенциальное предложение квот оценивается в 1000 – 1500 млн. т СО2 в год, конечно, если Россия захочет предложить все свои неиспользованные квоты на рынок. В этом случае предложение превысит спрос, и рынок может обвалиться, что невыгодно многим участникам рынка, прежде всего России.

От рыночной стратегии России напрямую зависит цена квот. Разброс прогнозов цен на квоты велик: как показывают различные экономические модели, при любых сценариях развития ситуации на углеродном рынке к 2008 – 2012 гг. без участия США в торговле и при наличии значительного избытка потенциального предложения цена разрешений на выбросы будет составлять от $0 до $12 за тонну СО2.

Таким образом, для участия в рынке квот на выбросы парниковых газов в мире, и в России в частности, создаются не только потенциальные возможности, но и вполне определенная инфраструктура, обеспеченная финансовыми механизмами и технологической базой. Спрос, как известно, диктует предложение. На углеродном рынке спрос уже возник и в ближайшей перспективе будет только возрастать.

Сегодня для правительств и предприятий вопрос получения наибольших выгод от Киотского протокола заключается в том, насколько быстро и эффективно они смогут наладить механизмы работы на углеродном рынке. Это означает, что российским регионам и компаниям стоит заранее приготовиться к новому рынку и новым возможностям для привлечения инвестиций.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов