Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (130) > ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Лесоуправление: системный подход к реструктуризации

Изменения, произошедшие в структуре управления лесным хозяйством страны с момента вступления в действие новой редакции Лесного кодекса, уже сейчас, спустя неполные два года, могут служить наглядной иллюстрацией общего курса, взятого на активное реформирование системы государственного экологического контроля, многим сферам которого подобное полномасштабное реформирование только предстоит.

Здоровое рациональное зерно заключается в том, что корректировка курса происходит по ходу движения и отработки новой нормативной базы на практике. Именно это обеспечивает высокую динамику изменений и их структурообразующее качество.

Какие темы были особенно актуальны для лесного хозяйства страны и Сибирского федерального округа в сентябре-октябре этого года?

Лесные планы

По новому Лесному кодексу все субъекты РФ должны утвердить Лесные планы и лесохозяйственные регламенты лесничеств до 1 января 2009 года. По состоянию на 16 октября был утвержден только один лесной план и около 10 % лесохозяйственных регламентов – об этом было сообщено во время видеоконференции с вице-премьером Правительства РФ Виктором Зубковым. Первым утвержденным стал Лесной план Вологодской области, что не слишком удивительно, поскольку для экономики этого региона лесная отрасль является такой же базовой, как для Кузбасса – угольная и металлургическая. В конце октября к Вологодской области присоединилась Костромская. Тем не менее, на октябрьском совещании в Алтайском крае руководитель Федерального агентства лесного хозяйства А.И. Савинов подтвердил, что переноса сроков утверждения Лесных планов не будет, «и если регион не успеет подготовить документы, то лесной комплекс в нем будет стоять».

Подавляющему большинству регионов планы возвращаются на доработку. Трудности с соблюдением сроков разработки Лесных планов объясняются масштабностью их задач и сроков планирования, а также тем, что подобные документы ранее не разрабатывались и аналогов нет. Лесной план – основополагающий документ, регламентирующий осуществление лесопользования на территории регионов в ближайшие десять лет. В идеале он должен представлять из себя перечень экономически обоснованных мероприятий, обеспечивающих устойчивое лесопользование. Для того чтобы Лесной план был по-настоящему рабочим документом, обеспечивающим принятие оптимальных управленческих решений, он должен строиться на основе обобщения не только всей информации о качественном и количественном составе лесов, особенностях лесорастительных районов, объемах лесопромышленного производства, но и содержать прогноз развития всех основных видов лесопользования на ближайшие десять лет – заготовке древесины, выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, строительству линий связи и дорог, осуществление рекреационной деятельности и пр. Ошибки будут чреваты далеко идущими последствиями, поскольку Лесные планы сопоставимы с Градостроительными и отступления от них будут возможны только после внесения и утверждения соответствующих корректировок. И, по имеющимся сведениям, делать это можно будет не чаще раза в год.

Неудивительно, что основные претензии Рослесхоза к разработчикам Лесных планов связаны именно с недостаточной детализацией и финансовой проработанностью проектов.

Так, «большинство регионов не учло в сумме доходов от использования лесов поступления от реализации древесины, заготовленной при разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве и реконструкции линейных объектов. В их числе: Республика Хакасия, Красноярский, Пермский края, Свердловская, Воронежская области.

Ряд регионов, такие, например, как Архангельская, Иркутская области, республика Татарстан, допустили превышение федерального финансирования на выполнение мероприятий плана над объемом расходов, согласованных при защите бюджетных проектировок на 2008-2010 года.

В некоторых случаях (Омская область, Хабаровский край) стратегические документы субъектов РФ имели лишь трехлетний горизонт планирования вместо десятилетнего периода. И зачастую доходная часть мероприятий лесного плана оказывалась ниже расходной составляющей документа».

В проекте Лесного плана Курганской области «оказались не просчитаны планируемые к реализации инвестиционные проекты. Разработчики ограничились лишь ссылкой на них, не прописав подробно ни сырьевое обеспечение, ни сроки реализации проектов».

Регионы, Лесные планы которых вызвали у Рослесхоза минимум нареканий, можно пересчитать по пальцам. В частности, к ним относятся Удмуртия, Ярославская, Кировская, Томская области и Татарстан. Лидером по числу обнаруженных недочетов стал Забайкальский край. Оперативная информация о ходе согласования Лесных планов размещается на официальном сайте Рослесхоза, а проекты планов – на официальных сайтах органов государственного управления субъектов. Проект Лесного плана Кемеровской области выложен на сайте www.ako.ru

Пожароопасный сезон: итоги

По общероссийской статистике Сибирь и Дальний Восток стабильно остаются территориями наибольшей горимости в силу того, что здесь расположено 78 % запасов лесного фонда России (41 % в Сибири и 37 % – Дальний Восток). По последним данным Рослесхоза, количество пожаров в лесном фонде Российской Федерации превышает аналогичный показатель 2007 года в 1,7 раза, общая площадь земель, пройденных огнем, – в 2,6 раза. В Сибирском округе итоговая картина куда благополучнее: с начала года на территории округа произошло 7786 пожаров, что на 21 % больше, чем за аналогичный период 2007 года. Число крупных пожаров снизилось в пять раз (с 258 до 59) и в два раза сократилась и площадь лесов, пройденных огнем, – с 420 тыс. га до 215,7 тыс. га. Итоги прохождения пожароопасного периода на территории Сибирского федерального округа были обсуждены в Алтайском крае в начале октября. Если в целом по России только 51 % пожаров было ликвидировано в день обнаружения (в 2007 году – 39 %), а средняя площадь пожара увеличилась с 65,9 га до 100,1 га – в 1,5 раза, то в Кемеровской области, например, в первый день было обнаружено и ликвидировано 97,8% пожаров, средняя площадь составила 4,4 га, а в Алтайском крае – 0,81 га, это один из лучших показателей как по округу, так и по России.

«В Кузбассе не вводилась чрезвычайная ситуация, в отличие от большинства субъектов Сибирского федерального округа. Кемеровская область считается негоримой, тем не менее очень сложные метеоусловия не в лучшую сторону повлияли на лесопожарную ситуацию в области, – рассказала «ЭКО-бюллетеню» Дина Викторовна Шашкова, и.о. начальника отдела охраны, защиты лесов, лесного контроля и надзора Департамента лесного комплекса Кемеровской области. – В этом году у нас работал единый пункт диспетчерского управления работами по пожаротушению, для проведения которых было организовано оперативное дежурство по 19 территориальным отделам и 87 участковым лесничествам, в состоянии готовности находились 58 мобильных групп пожаротушения и 100 добровольных пожарных дружин. Среди причин пожара порядка 60% составляет неосторожное обращение с огнем и 40% – неконтролируемое выжигание травы при сельхозработах – сельхозпалы. Человеческий фактор играет решающую роль: все очаги возгорания находятся вблизи населенных пунктов, в радиусе не более 20 километров».

Борьба с усыханием лесов

По данным ФГУ «Рослесозащита», в 2007 усыхающие насаждения были обнаружены на общей площади 1089,3 тыс. га, что составляет 0,14 % от покрытой лесом площади Российской Федерации. Основной объем усыхания лесов Российской Федерации в истекшем году выявлен в древостоях Сибирского федерального округа – 182,8 тыс. га, что составляет 62,5 % от всех погибших насаждений.

За последние 20 лет в Российской Федерации ежегодно усыхает в среднем около 300 тыс. га лесных насаждений. Динамика гибели лесов имеет определенную цикличность, связанную с периодичностью влияния на леса комплекса отрицательных факторов, но при этом рост площадей усохших насаждений имеет стабильный характер. По официальным данным, только в 2003 г. площадь погибших лесов составила 551,3 тыс. га, что в 1,6 раза больше, чем в 2002 г. и на 66 % больше средних данных за последние 10 лет. Большая часть этих древостоев (88 %) находится в Сибири и на Дальнем Востоке и представлена преимущественно хвойными лесами.

Для того, чтобы определить причину усыхания, на юге Кемеровской области этим летом был проведен лесопатологический мониторинг экспедиционными методами на площади 1 млн га. Для выполнения работ привлечены специалисты по экспедиционному обследованию лесов из брянского филиала ФГУП «Рослесинфорг». По данным пресс-службы департамента лесного комплекса Кемеровской области, деградация лесов в этой части региона началась около двадцати лет назад. Первая масштабная экспедиция была в 1993 году, но тогда площадь ослабленных лесов составляла 158 тыс га. За 15 лет площадь насаждений с нарушенным состоянием увеличилась вдвое. Для сравнения интенсивности динамики развития: в Архангельской области с начала 2004 г. до конца 2005 г. площадь усыхания увеличилась на 50 % и составляет более чем 2 млн. га. Эксперты ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства» объясняют массовое усыхание лесов климатическими изменениями глобального характера, поскольку подобное явление наблюдается и на других континентах.

В задачи регионального лесоуправления входит организация санитарно-оздоровительных мероприятий, проведение которых не всегда возможно из-за труднодоступности лесных участков и недостатка дорог. По официальным данным Рослесхоза, количество лесных дорог в России не соответствует мировым стандартам и составляет менее 1,2 км на тыс га, в то время как международная норма примерно в десять раз больше. «Для увеличения объемов лесопользования Рослесхоз предлагает построить около 10 тысяч дорог и магистралей. Строительство должно будет осуществляться за счет государственного и регионального бюджетов, с привлечением средств арендаторов лесных участков. Сейчас Рослесхозом ведутся работы по изысканию средств из федерального бюджета», – об этом 16 октября на видеоконференции сообщил Алексей Савинов, руководитель Рослесхоза.

Борьба с самовольными рубками

В среднем по России они составляют 10 % от общей заготовки древесины, по Сибирскому федеральному округу этот показатель выше – 12 %. Но сейчас все субъекты СФО заметно интенсифицировали работу по выявлению и пресечению незаконных рубок. Например, в Томской области количество нарушений, выявленных в первом полугодии 2008 года, в четыре раза превысило показатели за весь 2007 год. В Кемеровской области, по словам руководителя Департамента лесного комплекса Владимира Рыкалова, все функции надзора, контроля, ранее бывшие разрозненными, теперь сосредоточены в департаменте лесного комплекса. Благодаря регулярному проведению авиарейдов и эффективной организации межведомственного взаимодействия для выявления незаконного оборота древесины, увеличилось число выявляемых лесонарушений, и, как следствие, вырос возмещаемый ущерб лесному фонду – в этом году внесено уже 18 млн 806 тыс руб. По мнению Владимира Ковалева, заместителя губернатора Кемеровской области по природным ресурсам и экологии, для противодействия незаконным рубкам необходимо и в дальнейшем использовать эффективную тактику внезапных и внеплановых проверок лесов.

В лесном бизнесе Кемеровской области в сравнении с прошлым годом число предпринимателей и организаций, работающих в сфере лесопереработки, удвоилось и достигло 450, из них 268 индивидуальных предпринимателей, 166 юридических лиц. Реформирование лесного хозяйства привело к увеличению доходов от лесного комплекса. «Если за 2006 год в бюджет поступило 5 млн руб, то в 2007 году платежи выросли в восемь раз и достигли 38 млн руб. За 8 месяцев текущего года поступления в бюджет уже составили 64 млн руб. До конца года планируем, что доход бюджета от лесопользования составит 120 млн руб, и тогда в сравнении с дореформенным периодом доходы вырастут в 24 раза» - рассказал Владимир Рыкалов.

Кроме того, регионы стали активнее изыскивать возможности для софинансирования, централизованной закупки автотранспорта, систем GPRS-навигации, обновления форменного обмундирования.

За два неполных года работы по новому Лесному кодексу это более чем достойный результат. Теперь многое зависит от утверждения региональных Лесных планов, первые результаты их применения на практике станут очевидными уже в следующем году.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов