Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (130) > УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ

О проблемах утилизации и переработки отходов автотранспорта

Т.П. Воскресенская, О.Д. Громова
(Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк)

Автотранспорт пагубно воздействует не только на окружающую среду (атмосферу, почву, воду), но и образует ряд производственных отходов. Основными отходами автотранспорта являются металлические части автомобиля и резиновые шины всех типов.

Под отходами промышленно-транспортной деятельности понимают бытовые, промышленные отходы, а также производственные отходы, возникающие в технологических процессах реализации жизненных циклов объектов транспорта, появляющиеся в результате неэффективного использования сырья, материалов. Они загрязняют гидросферу и литосферу, аккумулируются в этих средах и поэтому подлежат утилизации, обеззараживанию, вывозу и переработке.

Основными источниками загрязнения окружающей среды являются автотранспортные предприятия, базы дорожно-строительной техники, гаражи, стоянки и другие места хранения и длительной парковки транспортных средств, пункты мойки, топливозаправочные станции, станции технического обслуживания, мастерские и другие предприятия по техническому обслуживанию и ремонту транспортной и дорожно-строительной техники, а также дороги, мосты, автомобильные рынки и магазины.

Основные виды отходов транспортной деятельности: жидкие, сбрасываемые в поверхностные и сточные воды (растворители, нефтепродукты, взвеси, хлориды) и твердые: 1) вывозимые для захоронения на полигоны и свалки; 2) передаваемые на переработку или захоронение другим предприятиям; 3) используемые для собственных нужд.

Жидкие отходы производственной и транспортной деятельности образуются в результате выполнения технологических процессов мойки, очистки деталей, электрохимической обработки материалов, малярных работ и т. д. Объемы твердых отходов в технологических процессах ЖЦ объектов транспорта определяются периодичностью проведения регламентных работ, уровнем надежности конструкции, номенклатурой используемого оборудования. Сегодня на транспортных предприятиях образуются твердые отходы, объем которых, по данным МАДИ-ТУ, составляет порядка 250 кг на один автомобиль в год [1].

Воздействие транспорта и обеспечивающей его функционирование инфраструктуры сопровождается значительным загрязнением окружающей среды. Основные виды воздействия – загрязнение атмосферного воздуха токсичными компонентами отработавших газов транспортных двигателей, выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников, загрязнение водных объектов, образование производственных отходов и воздействие транспортного шума [2]. Таким образом, резина и металл должны быть переработаны как с экологической, так и с экономической точки зрения. В последнее время в нашей стране внедряются экологические программы по вторичному использованию и переработке основных частей отслуживших свое автомобилей и их частей.

Автомобиль — это химическая фабрика на колесах. На его «совести» 60 % всех вредных веществ в городском воздухе.

Многие отходы, образующиеся на предприятиях транспортного комплекса, представляют собой вторичное сырье, а также отработанные нефтепродукты, отходы красок и шлаки. Так, автомобильные выхлопные газы – смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды – не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости при старте, т. е. во время заторов и красного сигнала светофора [3].

Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды в большинстве крупных городов, при этом 90 % воздействия на атмосферу связано с работой автотранспортных средств на линии, остальной вклад вносят стационарные источники (цехи, участки, станции технического обслуживания и т.д.).

В крупных городах России доля выбросов и отходов от автотранспорта соизмерима с выбросами промышленных предприятий (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Уфа, Омск и др.). В 150 городах РФ (среди них Москва, Томск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург) – выбросы от транспорта превышают промышленные. Нередко концентрация вредных веществ от автомобильных выхлопов превышает ПДК в 10 – 20 раз.

Главным направлением использования продуктов переработки резиновых отходов является возможность использования их в качестве исходного сырья для резиновой промышленности (маслосмягчители, техуглерод и т.д.), промышленности нефтеоргсинтеза, в дорожном строительстве для производства битумных эмульсий и мастик. В ряде стран изношенные шины используются в качестве топлива для получения энергии, а также в цементной промышленности, однако такие направления использования являются низкоэффективными, поскольку не позволяют в полной мере реализовать те ценные материалы, которые содержатся в шинах. Резиновые отходы целесообразно перерабатывать таким образом, чтобы одновременно с решением проблемы их уничтожения получать ценные сырьевые и энергетические ресурсы.

Кузов автомобиля – черный лом, который используется в металлургическом, литейном и других производствах. Основным потребителем является сталеплавильное производство. Рациональное использование ресурсов лома является важнейшим условием достижения высокой производительности общественного труда, так как металлолом, применяемый при выплавке стали, дает большую экономию общественных затрат в народном хозяйстве. Практически каждая тонна лома черных металлов, переработанная в сталеплавильном производстве, заменяет тонну чугуна. Удельная капиталоемкость производства 1 т. чугуна из железорудного сырья в 7 раз превышает удельные капитальные затраты на переработку 1 т. лома.

На каждый миллион тонн, вовлеченный в производство вторичных черных металлов, народнохозяйственная экономия капиталовложений составляет около 100 млн. руб., а с учетом высвобождения мощностей машиностроения и транспорта – более 120 млн. руб.

В Кемеровской области зарегистрировано около 300 тысяч автомобилей, однако не все из них на ходу, от многих остались лишь остовы, разбитые аккумуляторы с вытекающей из них кислотой и шины, которые захламляют городские и пригородные лесные зоны, образуя стихийные свалки.

Очевидна необходимость выявлять и привлекать к административной ответственности владельцев брошенных, не снятых с учета, не прошедших техосмотр транспортных средств, проводить рейды по проверке состояний территорий, закрепленных за гаражными кооперативами и индивидуальными владельцами гаражей.

Отсутствие предприятий по переработке вторичных ресурсов значительно затрудняет процесс утилизации отработавших свой срок автомобилей. За год эксплуатации только личного автотранспорта образуется около 10 тысяч штук отработавших свинцовых аккумуляторов (примерно 80 тонн). По экспертным оценкам, на свалках, транспортных площадках и т.п. объектах, встречающихся повсеместно, в настоящее время находится до 1 млн. тонн свинца в отработанных аккумуляторах. И этот показатель неуклонно растет, причем это только аккумуляторы, а ведь есть еще остов автомобиля, который состоит из различных компонентов. Несмотря на то, что есть предприятия, занимающиеся скупкой, сбором металлолома, утилизация кузовов для них дело неприбыльное, а зачастую – убыточное.

Каждый год число отработанных автошин увеличивается на 50 тысяч штук (500 тонн), образуется более 50 тонн отработанных масел. Отработанные горюче-смазочные материалы можно было бы сдавать в городские котельные, работающие на жидком топливе, но сжигание их возможно только после перегонки через сепаратор, которые имеются лишь на нескольких предприятиях. Инспекционные проверки предприятий региона показывают, что утилизация отработанных горюче-смазочных веществ решается, в основном, одним способом – масла сливают на землю.

Административный кодекс не дает права наказать нарушителей по всей строгости. Действительно, что проще: собрать, распределить отходы, получив разрешение на вывоз на санкционированную свалку, затратить средства на горючее или просто выбросить. В первом случае вывоз мусора обойдется недешево, во втором же – в случае обнаружения факта захламления с физического лица взыскивается штраф в размере одной минимальной оплаты труда, при повторном случае – до трех. С руководителя предприятия – пять МРОТ, в повторном случае до десяти. Таким образом, проще выбросить мусор, чем утилизировать его по правилам.

Однако выход существует – владелец машины, сдающий номер в ГИБДД, обязан предоставить инспектору справку об утилизации старого авто. При отсутствии подобной справки машина с учета не снимается. В этом случае автовладелец будет обязан уплатить налог. Таким образом, автомобилисты будут решать, что дешевле: один раз привезти машину в пункт приема лома или каждый год платить по 1000 – 2000 руб. «за воздух». Нужно узаконить этот порядок и открыть пункты приема и утилизации.

Автомобили, несомненно, относятся к числу самых необходимых и одновременно самых «хищных вещей» XX века. В категорию «хищников» машины попадают уже потому, что ежегодно в автокатастрофах гибнут сотни тысяч людей, потребляется значительная часть невосполнимых ресурсов нашей планеты (нефть, газ, металлы и т.д.) и загрязняется окружающая среда.

Библиографический список

  1. Луканин В.Н. Промышленно-транспортная экология / В.Н. Луканин, Ю.В. Трофименко.– М.: Высшая школа, 2001. – 295 с.
  2. Протасов В.Ф. Экология здоровья и охрана окружающей среды в России / В.Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 627 с.: ил.
  3. Никитин Д.П. Окружающая среда и человек / Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков. М.: Высш. шк., 1980. – 424 с.: ил.
  4. www.nmoroz.news.ru.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов